Трус не танцует балет: развеиваем мифы о мужчинах в трико
Футболисты получают порой незначительные травмы на поле и матч прерывают, а к спортсмену бегут врачи. Артисты балета при травмах во время спектакля обязаны отыграть сцену до конца. Да и большую часть жизни проводят в репетиционном зале и тренируются, зачастую имея один выходной в неделю. Но почему-то в обществе этот род деятельности до сих пор покрыт закостенелыми мифами, что мужчины бегают по сцене в лосинах и пуантах и не имеют отношения не то, что к спорту, но и мужественности в целом.
Мужчины в лосинах
Костюм мужчины в балете трансформировался несколько раз, и главная его задача – подчеркнуть красоту тела с эстетической точки зрения. Никто ведь не хочет накинуть одежду на пауэрлифтеров или бодибилдеров. Их одежда максимально приближена к задаче – быть удобной для выполнения тяги или демонстрации тела. В балете мы также демонстрируем свою форму, подчеркивая костюмом.
Как говорят историки, в том виде, в котором мужчины выходят на сцену, мир обязан Рудольфу Нуриеву. Он был одним из первых артистов, кто избавился от так называемых шортиков, чтобы линия ноги смотрелась лучше, и было более удобно исполнять движения. Под трико надето специальное нижнее белье, мы называем его – бандаж, куда никто ничего не подкладывает.Балет четко разделяет мужское и женское, поэтому самое главное – мужчины не танцуют на пуантах. Исключение бывает только в определенных постановках, например, в балете «Светлый ручей», где по сюжету один из главных героев, в целях розыгрыша, переодевается в женский костюм Сильфиды, где исполняет женские па. Либо, как коллектив Трокадеро – мужская балетная труппа, которая создает пародии на клише классического балета, — где артисты танцуют на пуантах лишь в качестве сатиры.
Тренировки по 9 часов подряд
Каждый спектакль – это огромный физический труд. Количество репетиций может доходить до 8 часов в день. Недавно у меня было 9 репетиций подряд, без перерыва: первую репетицию я начал в 11.30 и закончил в 19.40. И каждый день в театре мы делаем балетный урок с утра, который длится час – с 10 до 11, или с 11 до 12. Это ежедневное обязательное занятие, которое необходимо посещать, чтобы мышцы были в тонусе, и можно выполнять различные репетиции с минимальным риском получения травмы.
Но даже такая подготовка не может гарантировать отсутствие профессиональных травм. Самые распространенные – разрыв крестообразных связок колена, разрыв ахиллового сухожилия. Из чего попроще – воспаление связки надколенника, или «колена прыгуна», не говоря про боли в спине или растяжения, это само собой разумеющееся.
Артисты – это стальные люди, и мужчины, и женщины.
Не так давно, из-за чрезмерного переутомления или усталости, я получил травму прямо на сцене во время спектакля «Щелкунчик». Случился сильный мышечный спазм, после которого продолжить выступление не смог. Восстанавливался 2 недели. Я ломал 5 плюсневую кость на левой ноге, в которую вставляли пластину с 4 шурупами, после чего танцевал с ней 9 месяцев, и танцевал только главные роли. Помню, с каким триумфом тогда прошли гастроли в Лондоне, после которых я как раз вынимал эту пластину.
Стрессоустойчивость
Стрессоустойчивость начинается уже с момента, как тебя приняли в театр. Потому что из вакуума под названием «академия танца», ты попадаешь в открытый мир, где нужно заново привыкать к жизни, новой жизни. Ты еще ничего не сделал, а у тебя уже стресс.
В какой-то компании новый сотрудник становится просто членом коллектива, но в театре приход артиста для кого-то означает потенциального конкурента и тут надо не стушеваться, гнуть свою линию, работать больше и лучше всегда – ведь не только новенькие, но и каждый артист кордебалета мечтает занять твое место. Если не мечтаешь о большем, тогда зачем вообще танцуешь балет?
И конечно, очень сильное волнение – это выход на сцену. До сих пор каждый раз есть волнение, тревога, лишь бы все намеченное свершилось. Ну и безусловно общение с руководителем: у каждого были и есть свои требование, свое видение. Это очень непросто.
Получается, что большую часть своей жизни ты проводишь в состоянии стресса, и эти источники нужно минимизировать, либо изменить свое отношение. Я чаще всего создаю мысленный купол из пуленепробиваемого стекла, и просто делаю то, что должен. Работает.
Соперничество
В театре на роль назначает руководитель, и это значит, что он тебе доверяет и берет на себя ответственность. Артист же должен качественно выполнять свою роль, тренировать тело и быть готовым выручить театр, тогда шанс станцевать новую роль будет ближе. Ссор из-за роли в моей практике точно не было.
Выигрывает тот, кто лучше всего выполняет свои обязанности. Это закон карьеры.
Выносливость
Тренировки требуют выносливости, но главная ежедневная борьба происходит с ленью, чтобы проснуться, приехать на работу и сделать балетный урок.
Хочется просто выйти на сцену и играть, но без каждодневной рутины не будет тех успехов, каких добился.
Станцевать спектакль – это как каждый раз выигрывать золотую медаль на Олимпиаде. Но если у спортсмена есть возможность готовиться четыре года, то артист балета должен в укороченные сроки показать результат и получить золото. Я все детство и до 30-и лет берег себя и свое здоровье, чтобы не получить травму.
Но когда исполнилось 31, я понял, как важно перестать бояться – и отказался от ограничений, поэтому сдал на категорию А, прыгнул с парашютом, попробовал встать на серф, играю в футбол с командой Большого театра и являюсь участником футбольной команды StarMix.
Удивительно, но и премьером я стал в 31 год, как только разрешил себе жить полной жизнью.
Работа в команде
Балет – это командная работа. С первых дней я стоял в кордебалете и танцевал исключительно в массовых сценах. Держал линию, чтобы все было четко и красиво. А сам спектакль обслуживается огромным количеством людей.
Поэтому балет – это большой авиалайнер: кто-то его строит, кто-то им управляет, а кто-то обслуживает пассажиров. Без работы каждого, полет не состоится. Так и со спектаклем: костюмеры, гримеры, сотрудники ХПЧ, световики, администраторы, и даже уборщицы – все работают на благо одной цели. Это большая команда.
Лидерские качества
Целеустремленность, настойчивость, коммуникабельность, но самое важное – преодоление! Потому что в профессии артиста балета нужно иметь силу духа, силу преодолевать как физические сложности, так и моральные аспекты, бороться со страхами.
Еще один важный момент – харизма.Харизма либо есть, или ее нет. Глобально ее не наработать, но может выработаться собственный стиль исполнителя, и у каждого найдется свой поклонник за то или иное качество.
Желание учиться
Желание учиться – важно, но еще важнее желание сделать что-то новое, сделать открытие. Желание сделать то, чего до тебя раньше не делали – моя мотивация. Попробовать какие-то новые технические элементы, узнать, на что способно мое тело.
Предназначение
Без врожденных способностей делать в балете нечего. Каким бы человек не был трудолюбивым, если совсем нет данных, это будет потраченное время. При этом у меня не выдающиеся данные, а довольно средние, но мне удается из своего среднего выжать максимум. Природа одарила меня нормальными пропорциями для балета (хорошая длина ног, небольшой торс, средняя голова), но больше всего мне повезло с координацией, она конечно выручает.
И самое важное – это трудолюбие. Если оно есть, если есть жажда стать одним из первых, то при правильной работе, вере в тебя педагогов, можно достичь больших результатов.