Как американский подросток решил создать свой ядерный реактор в гараже: история Дэвида Хана

Когда речь идет о ядерной энергии, многие из нас представляют себе сложные научные исследования, защищенные объекты и строгий контроль государства. Но что если сказать, что 17-летний школьник решил взять все в свои руки и создать ядерный реактор в собственном гараже? Ни к чему хорошему этот эксперимент не привел.
Как американский подросток решил создать свой ядерный реактор в гараже: история Дэвида Хана
Кадр из видео

Сначала мальчик просто увлекался химией: Дэвид хотел собрать коллекцию всех известных элементов периодической таблицы Менделеева. Да, именно всех, даже тех, с которыми лучше не связываться вне лабораторных условий. Хан начал доставать из улавливателей дыма америциеввые детали, а радий он получал из напыления на светящихся часовых стрелках. Торий получилось извлечь из сеток туристических фонариков — все эти обыкновенные предметы не вызвали ни у кого подозрений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В результате у школьника образовалась внушительная коллекция, в которой тория, например, было в 170 раз больше того количества, которое требовало специальной лицензии по законам США.

Знакомства парень заводил соответствующие: так, он подружился с человеком, который украл для него немного бериллия из лаборатории предприятия, на котором работал.

Когда 15-летний Хан решил построить нейтронную пушку, книг, в которых описывалось устройство ядерного реактора, под ругой и в библиотеке не нашлось, а интернет тогда еще только зарождался. Поэтому школьник развернул переписку со специалистами. Притворясь ученым или учителем физики, он получал консультации и инструкции от известных людей, в том числе от директора агентства по производства и распространения изотопов Дональда Эрба из Комиссии по Ядерному Регулированию (Nuclear Regulatory Commission (NRC). Эрб заверил Хана, что опасность невелика, и поставил в известность о требуемых лицензиях. И подсказал идею о берллии как источнике нейтронов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После бериллиевой пушки последовала радия. Школьник обогащал урановую руду, направляя на нее излучение полученного из стрелок часов радия.

К 17 годам Хан созрел для полноценного ядерного реактора. Радиоактивные элементы и бериллий у него уже были. Смесь радия и америция в алюминиевой фольге должна была служить активной зоной реактора, окруженное ториевой золой и урановой пудрой.

Счетчик гейгера у Хана был, и тот видел, как по ходу его экспериментов показания его вырости и стали в 1000 раз выше средних по местности. Испугавшись, Хан решил прекратить эксперименты и закопать детали своего реактора в лесу. По дороге он был схвачен полицией; затем присоединились ФБР и специалисты по ядерной энергии. Сарай, в котором Хан проводил свои эксперименты, разобрали и утилизировали как радиоактивные отходы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дальнейшая судьба Хана сложилась печально. Родители заставили его поступить в колледж, но парень не ходил на занятия и его выгнали. По настоянию отца Хан ушел в армию, попал на флот. После армии он попался на воровстве датчииков дыма. Полицейские решили, что он хочет повторить свои детские эксперименты, и направила Хана на врачебную комиссию. Доктора пришли к заключению, что ядерный реактор превратился в навязчивую идею. В возрасте 39 лет Хан умер.