Какие популярные и легендарные советские продукты на самом деле были «подсмотрены» у США?
В 30-е годы прошлого столетия молодое государство СССР спешно выстраивало свою промышленность — практически с нуля. Полный слом экономики Российской Империи, переход с капиталистической модели на социалистическую, НЭП (новая экономическая политика) и отказ от нее — все это привело к тому, что в стране пришлось большинство отраслей выстраивать буквально с пустого места. И пищевая промышленность не стала исключением.
Тот советский, уже почти легендарный, пищепром, который мы знаем (а кое-кто и помнит) во многом создал один человек — Анастас Иванович Микоян, первый и самый знаменитый нарком (народный комиссар, тогда эта должность соответствовала должности министра) пищевой промышленности. Но мало кто знает, что создавая советские стандарты, во многом он ориентировался на пример США.
В начале 30-х годов прошлого века Микоян получил от Сталина личное задание: изучить, как устроена вверенная ему отрасль в США, найти все самые интересные и передовые достижения пищевой промышленности и внедрить их в повседневную советскую жизнь. О том, как изменила советский продовольственный рынок эта поездка, можно написать не одну монографию, но в этой статье мы расскажем о тех легендарных продуктах, которых никогда не появилось бы в СССР без нее.
Томатный сок в банках
Яркие и красочные бумажные пакеты с фруктовыми и овощными соками, стеклянные бутылки с ним же, а также небольшие пакетики объемом 0,2 литра — это все появилось на наших прилавках уже в 90-е годы прошлого века. А во времена СССР соки чаще всего продавались в стеклянных трехлитровых банках. Ассортимент не был богатым: яблочный сок, иногда виноградный и почти всегда томатный — вот из чего приходилось выбирать советским любителям фруктовых и овощных напитков. Над этими банками посмеивались, а в 80-е годы, когда дефицит продуктов в стране и вовсе стал тотальным, их и вовсе назначили едва ли не главным символом нехватки продуктов: и действительно, нередко эти пыльные банки с соками были единственными обитателями магазинных стеллажей.
Тогда мало кто помнил о том, каким прорывом стала сама идея продажи готовых соков. А между тем, во время той самой поездки в США Микоян был буквально потрясен привычкой жителей в США ежедневно пить свежие соки. «Они пьют соки так, как у нас пьют квас!» — писал Анастас Иванович в своих мемуарах, описывая впечатления от командировки в США. И уже тогда он задался целью: сделать полезные соки доступными и привычными напитками для советского человека.
Сосиски и вареная колбаса
Одним из главных впечатлений от посещения США для Микояна стало количество мясокомбинатов: там эти «фабрики» по переработке мяса в котлеты, колбасы, сосиски и другие вкусности строили в каждом более-менее крупном городе. Оценив, насколько такое производство удобно, а также как полуготовые продукты помогают в экономии времени, Микоян после возвращения в СССР затеял настоящую мясную революцию — или правильнее было бы назвать ее колбасной?
Кстати, когда Микоян встречался с Фордом, тот раскритиковал его за интерес к мясокомбинатам, чего там смотреть-то, вообще? Великий американец в этот период своей жизни стал вегетарианцем и настоятельно советовал Микояну переводить СССР на здоровое питание на основе сои.
«Мясо есть вредно. Мы в семье мяса не едим, а вместо него употребляем сою в разных видах».
Но Микояна он не продавил, Микоян сказал, как отрезал: что советский народ любит мясо. Точка.
Сгущенное молоко
Да-да, та самая сгущенка, которая считается исконно советским продуктом и найти которую за пределами стран бывшего СССР можно в основном в «русских» магазинах, тоже пришла к нам из США. Там этот продукт быстро стал популярным во время Гражданского конфликта (калорийный, сладкий, может долго храниться) и не сдавал позиции долгие десятилетия после его окончания. И хоть в России свою сгущенку производили с конца XIX века, такой популярностью, как в Штатах, она не обладала. Микоян оценил преимущества этого лакомства (в том числе его невысокую стоимость) и после возвращения в СССР уделил немало внимания запуску массового производства.
Мороженое
В 20-е и 30-е годы в СССР не было массового производства мороженого: лакомство делали в основном так называемые кустари (сегодня мы назвали бы их индивидуальными предпринимателями). Рецептура у каждого была своя, объемы производства были небольшими, а что касается санитарных норм, то о них лучше вовсе не упоминать. Почему так получалось? Одна из важных причин — отсутствие холодильного оборудования. СССР не производил сам холодильники: ни промышленные, ни тем более бытовые.
В США Анастас Микоян был буквально шокирован: холодильники были не только на многочисленных производствах, но и в каждом доме. Вернувшись в СССР, Микоян уговаривал Сталина тоже наладить производство холодильников, но тот удивлялся: зачем? Зима у нас длинная, и так холодно, а летом советский народ хранит продукты в погребе и ледниках. Да и перегружены советские машиностроительные комбинаты оборонными заказами.
Поэтому холодильники в нашей стране появились гораздо позже, уже в 50-е годы. Зато в тридцатых была построена первая в стране фабрика мороженого, тоже на оборудовании, купленном в Америке.