Как производители высчитывают калорийность продуктов
Для того чтобы ответить на этот вопрос сначала нужно понять, что же такое калория? Все просто, калория в любом продукте питания — это единица измерения его энергетической ценности. А калорийность — это количество тепловой энергии, которая вырабатывается организмом любого живого существа при усвоении еды. Однако энергетическая ценность — это условная единица, а вот сама пища состоит из вполне реальных компонентов, то есть белков, жиров, углеводов.
Кропотливая работа по измерению калорийности пищи началась еще в XIX веке. Ученые сжигали еду в герметичных контейнерах, окруженных «водяной рубашкой» (водой определенной температуры). Когда продукт горел, он выделял определенное количество энергии, которая в свою очередь нагревала воду. Именно изменение температуры воды и указывало на калорийность пищи.
Проанализировав полученные результаты, исследователи пришли к выводу, что каждый компонент пищи содержит разное количество калорий. Оказалось, что жир содержит девять калорий на грамм, а вот белки и углеводы всего по четыре калории на один грамм. Однако не стоит забывать, что калории есть, например, и у топлива, но уголь или торф не будут усваиваться организмом, поэтому ученые также ввели поправочный коэффициент. Считается, что белки усваиваются на 85%, жиры — на 94%, а углеводы — на 96%.
Такая система «9-4-4» принадлежит Уилбуру Олину Атуотеру, которого часто называют «отцом диетологии». Это неудивительно, ведь сейчас на упаковке любого продукта питания прописаны значения белков, жиров, углеводов. Поэтому, если вы следите за потребляемой калорийностью, вам не нужно сжигать пищу в специальных устройствах, достаточно лишь посчитать и сложить значения БЖУ.