Как в Китае пытались найти бессмертие: узнайте про интересный опыт даосов
Серьезнее всего к поискам относились в древнем Китае. В Поднебесной о бессмертии мечтали так, что создали целую систему практических методов, направленных на достижение вечной жизни. Систему назвали даосской алхимией. Так что же это такое?
Строго говоря, единой даосской науки о бессмертии не существует. Дело в том, что вся совокупность знаний делится на две большие группы: внешняя и внутренняя алхимии. Появились они в разное время и отличались подходом к достижению вечной жизни.
Внешняя алхимия
Предполагает, что долголетия или бессмертия можно достичь, принимая особые медикаменты. Во времена полулегендарной эпохи Чжоу (в III веке до н. э.) даосские мудрецы пришли к простому выводу: человеческое тело слишком нестабильно, потому и смертно. Организм меняется, стареет, разрушается. Чтобы это исправить, неплохо бы заменить непостоянные (органические) элементы на постоянные. А как это сделать? Принимать внутрь эликсиры, изготовленные преимущественно из минеральных веществ, конечно. Что может быть долговечнее минералов?
Ценились так же металлы (особенно золото) и красители (особенно киноварь). Считалось, что чем вещество дороже, тем оно благороднее и лучше влияет на организм. Вот только киноварь – сульфид ртути. В те времена еще не знали, что принимать внутрь соединения этого металла не слишком полезно для здоровья. Проблема возникла сразу: человеческое тело оказалось не готово к таким испытаниям. Тогда даосы решили использовать многокомпонентные рецепты. Алхимик IV века н.э. Гэ Хун в трактате «Баопу-цзы» описал множество оздоровительных эликсиров, в состав которых входило до нескольких сотен ингредиентов, вот только их эффективность оставалась посредственной. К V веку недостатки внешнеалхимического подхода стали очевидны, и искатели бессмертия переключились на внутреннюю алхимию.
Внутренняя алхимия
Опирается на духовную трансформацию человека. Ее основные принципы сформулировал во II веке Вэй Боян в сочинении «Цаньтунци». Боян решил, что раз прием сложных эликсиров не работает, то помочь могут медитации, дыхательная гимнастика (цигун), нравственное очищении и даже особенные сексуальные практики. Да-да, в представлении хитрого даоса, чтобы нравственно очиститься, вовсе не обязательно отказываться от секса. Достаточно просто сдерживать семяизвержение. Отметим, что сами духовные практики появились гораздо раньше, просто искать с их помощью бессмертие первым догадался именно Вэй Боян.
Рассвет внутренней алхимии пришелся на эпоху Тан (VII век н.э. — X век н.э.). Формально она опиралась на философию внешней алхимии, но вещества (золото, серебро, киноварь) и алхимические процессы заменялись символами. Главным источником бессмертия должны были стать потоки энергии (Ци), которыми даос учился управлять при помощи контроля над эмоциями, а заодно и за внутренними жидкостями. Если внешняя алхимия в искаженном виде стала основой для развития традиционной китайской медицины, то из внутренней алхимии появилось множество эзотерических практик, популярных по всему миру до сих пор.
Работает ли что-то из методик даосской алхимии?
Подавляющее большинство рецептов из арсенала древних даосов не выдержали испытания временем и доказательной медициной. В основном это касается внешней алхимии. Несмотря на то, что многие ее рецепты стали частью традиционной китайской медицины (а она имеет статус национального достояния в КНР до сих пор), современные ученые считают даосскую алхимию неэффективной, а чаще всего и опасной для людей и дикой природы.
По данным МОЗ КНР, средняя продолжительность жизни в стране в 1949 году была всего 35 лет и к настоящему времени увеличилась более чем вдвое. Такой рывок был обусловлен заменой традиционной медицины на современную доказательную. Для окружающей среды внутренняя даосская алхимия тоже опасна, ведь в рецепты многих лекарств входят части тел редких животных.
Может ли внутренняя алхимия навредить?
Может показаться, что внутренняя алхимия не опасна. И правда, какой вред может быть от дыхательных гимнастик и медитаций? Они ведь помогают бороться со стрессом, с гипертонией и улучшают настроение. Но не все так просто. Дело в том, что просвещенные любители восточных практик часто переоценивают их возможности. Возникает ложное ощущение, что болезни нематериальны и с ними можно справиться при помощи каких-нибудь упражнений или посидев в позе лотоса. К сожалению, болезням нет дела до нашей просветленности, и многие адепты внутренних изменений обращаются за медицинской помощью слишком поздно.
По данным той же МОЗ КНР, несмотря на победы доказательной медицины, по-прежнему многие пожилые китайцы склонны запускать болезни и лечиться по старинке. Почему так происходит? Многовековые практики в сознании большинства людей (не только китайцев) наделены особенным авторитетом. В когнитивной психологии это явление называется «апелляция к традиции» – когнитивное искажение, при котором тезис считается правильным на том основании, что он совпадает с традициями прошлого. Люди как бы говорят: «это правильно, потому что мы всегда делали так», или «наши предки делали так, а они умнее нас». Нет ничего плохого в том, чтобы мы нравственно развивались, делали гимнастику и правильно дышали, но до тех пор, пока наука не научится побеждать болезни и смерть, лучше не забывать о современной медицине. На всякий случай.