Авторитет в семье и коллективе: завоевать или заслужить
Уважение или страх
В своей книге «Человек для себя» Эрих Фромм разделяет авторитеты на два типа: рациональный и иррациональный.
Первый построен на знаниях, опыте и достижениях в определенной сфере. Так, электрик – авторитет в области проведения электрических работ. Но если мастер потребует к себе уважения в спорте или бизнесе, к которым не имеет никакого отношения, мы столкнемся с иррациональным, ложным авторитетом. Его еще называют авторитарностью, основа которой – придуманные тезисы или страх.
Авторитарные люди считают, что являются счастливыми обладателями особого видения, проверить которое нет возможности. У них отлично развиты не самые лучшие качества: категоричность, чрезвычайная эмоциональность и тотальное убеждение в своей правоте. Цель их существования – все замкнуть на себя. Им жизненно необходимо быть единоличными правителями мира и подчинять своей воле других. Даже в тех сферах, о которых еще вчера они ничего не слышали.
Встречают по одежке: как распознать авторитет
В психологии различают внешний и внутренний авторитет. Сначала мы сталкиваемся с первым, определяя авторитетных людей бессознательно. Так, по данным ряда экспериментов, брендовый костюм, дорогие аксессуары, украшения и статусная машина автоматически вызывают доверие и желание подчиниться. Этим часто пользуются мошенники, которые понимают – внешние атрибуты позволят произвести нужное впечатление, чтобы затуманить сознание других и выманить деньги под несуществующий проект.
Поэтому не стоит верить первому впечатлению. Через время туман рассеется и можно будет восхититься истинными качествами лидера – компетенцией, опытом, умением принимать правильные решения. Или разочароваться их отсутствием. Тогда получится, как в старой доброй пословице: «встретили по одежке, проводили по уму» – человека приняли за авторитет, но он оказался пустышкой.
Можно ли развить рациональный авторитет
Да, если работать над собой, развивать soft skills и покорять реальные, а не выдуманные, высоты.
При этом бизнес-тренер Стивен Кови в книге «7 навыков высокоэффективных людей» замечает, что последние 50 лет гуру самосовершенствования стали уделять больше внимания имиджу. Людям лень развивать настоящие качества лидера. Они живут в режиме экономии своего времени и усилий. Авторы книг, в свою очередь, идут у них на поводу и все чаще учат тому, что проще и быстрее. А именно, как выглядеть мудрым и влиятельным, а не быть им.
Такая подмена происходит во всем мире. Но несмотря на это, реальный авторитет в семье и бизнесе всегда строится на честности по отношению к себе и другим. Так, мужчина должен понимать свою ответственность за близких, принимать решения, но при этом уважительно относиться к членам семьи, а не самоутверждаться за их счет. А в коллективе должен быть профессионалом и достигать реальных результатов, а не имитировать бурную деятельность, обладание вселенскими знаниями и вековым опытом.
Иными словами, быть истинным авторитетом – это быть лидером с сильными чертами характера и достижениями. Уметь слушать и слышать, не считать себя «единственным правым» и спокойно признавать свои ошибки. Именно это вызовет у окружающих подлинное уважение и желание довериться.