Что такое массовое безумие, и как ему не поддаться
Психическая индукция
В психиатрии возможность распространения среди людей однотипных психических отклонений называется психической индукцией или индуцированным психическим расстройством. Распространителя бредовых идей принято называть индуктором бреда, а его жертв реципиентами. Чаще всего реципиентов у индуктора довольно мало – это те люди, которые от него напрямую зависят и не могут сопротивляться влиянию (родственники, близкие друзья, подчиненные).
Индуктивное психическое расстройство описано французскими психиатрами Эрнестом Шарлем Ласегом и Жаном-Пьером Фальре в 1877 году. Тогда они заметили, что сходные бредовые переживания обнаруживаются у двух и более людей, тесно связанных между собой. Первую большую научную работу о индуцированных бредовых расстройствах выпустил наш соотечественник психиатр Макс Львович Шенфельд в далеком 1893 году.
Удивительно, но в редких случаях одному индуктору удается воздействовать на целую толпу людей. Иногда реципиенты сами становятся индукторами, распространяющими бредовые идеи дальше в виде слухов. В этих случаях могут возникнуть настоящие психические эпидемии.
Эпидемии бесноватости
Чего только не происходило с человечеством в средние века! Войны, свирепства инквизиции и смертельные болезни оставили неизгладимый след в истории, но даже на этом фоне выделяются эпидемии бесноватости. Чаще всего они превращались в события, достойные кисти Брейгеля.
Вспышки массового безумия начинались с какого-нибудь невнятного слуха и распространялись среди суеверного населения, как огонь по сухой траве. Наиболее известным можно назвать случай луденских урсулинок (так назывались монахини из католического женского ордена).
В 1631 году молодой священник Грандье прибыл в городок Луден из Бордо. Он оказался харизматичным распутником и очень быстро смутил местное население. А ведь в Лудене располагался небольшой монастырь урсулинок, в котором проживали молоденькие послушницы. Наивные девушки быстро влюбились в обаятельного святого отца. На исповедях они признавались в греховных мыслях, и церковное начальство решило избавиться от возмутителя спокойствия. Все бы нечего, но после отъезда Грандье настоятельнице монастыря во сне стал приходить дьявол. Ночью она кричала «демоническим голосом», билась в конвульсиях, а утром рассказывала послушницам о своих видениях. Она утверждала, что ее посещает инкуб (демон-соблазнитель), в котором она, разумеется, признала опального священника. Вскоре почти все монашки последовали ее примеру. Все обернулось грандиозным скандалом и не менее грандиозным расследованием. Даже королева Франции Анна Австрийская (да-да, та самая из романов Дюма) озаботилась происходящим. Несчастного Грандье пытали, выискивая дьявольские отметины, а потом сожгли на костре – с инкубами в то время разговор был коротким. Монахинь тоже ожидала незавидная судьба, но как только их разделили, эпидемия бесноватости закончилась.
Иногда эпидемии безумия приобретали совсем уж причудливые формы. В XIV-XV веках в Европе неоднократно повторялись танцевальные эпидемии, называемые пляской святого Вита. Несмотря на несерьезное название, в этих плясках не было ничего веселого. В современной науке это состояние принято называть хореический гиперкинез или просто хорея. Пляска выглядела как беспорядочные конвульсивные движения, совладать с которыми больной не мог. Все это было похоже на эпилептические припадки: громкая музыка и яркие цвета заставляли людей «танцевать» до изнеможения. Некоторые несчастные даже прыгали в реки, чтобы справиться с «дьявольским наваждением». Многие из них погибали.
Последняя из известных эпидемий безумия произошла относительно недавно. В 1962 году в Танзании три воспитанницы школы-интерната начали бесконтрольно смеяться и плакать. За короткое время эпидемия смеха распространилась на большинство учениц школы. Эпидемия то затихала, то возобновлялась. В какой-то момент она перекинулась на соседние деревни. Длилось смешливое помешательство 18 месяцев и закончилось внезапно.
Механизм психической индукции
Чаще всего индукция возникает вокруг яркой психически нестабильной личности. В случае луденских урсулинок это была настоятельница монастыря, а в Перудже мальчик-пророк. Для того, чтобы «заражение» прошло успешно, необходим ряд факторов:
Религиозность или суеверность. Чаще всего эпидемии безумия происходили среди людей, склонных верить в сверхъестественное. Таким людям свойственен низкий уровень критического мышления.
Эффект толпы. Пресловутый стадный инстинкт частенько заставляет нас вести себя необычно. Это очень хорошо заметно на примере футбольных фанатов. Нормальные в обычной жизни люди способны на трибунах превращаться в настоящих безумцев. Специалисты в области когнитивной психологии считают, что в нас изначально заложен механизм подражательства, за который отвечают зеркальные нейроны. Они нужны для быстрой передачи опыта. Когда мы видим, как другой человек выполняет какое-то действие, мы как бы «примериваем» это действие на себя.
Обособленность. Урсулинки и ученицы танзанийской школы-интерната долгое время находились в замкнутом сообществе, что позволяет дополнительно мистифицировать друг друга. Внимательные читатели обратили внимание на то, что указанные пункты хорошо подходят для описания тоталитарных сект и тайных обществ. Если не принимать во внимание откровенно мошеннические культы, где пастырь просто наживается на прихожанах, то сходство становится еще более очевидным.
Эффект доктора Фокса. Состоит он в том, что если оратор эмоционален, уверен в себе и выразителен, то аудитория склонна высоко оценивать его выступление, даже если смысл самой лекции абсолютно бредовый или несвязный. Форма подачи подменяет собой содержание. У психически нездоровых людей часто получается быть убедительными благодаря как раз полной уверенности в себе. Разумеется, повлиять получается не на всех и не всегда, но свою публику такие ораторы без труда находят среди наиболее внушаемых людей.
Эффект социально одобряемого поведения. Этот простой психологический механизм многие тысячи лет позволяет людям сосуществовать в больших группах. Все мы крайне чувствительны к оценке наших действий окружающими. Мы стремимся к одобрению группы, боимся ее порицания и стараемся вести себя как все. Все побежали, и я побежал!
Благодаря распространению грамотности и развитию науки психические эпидемии в развитых странах больше не происходят (не так уж просто заставить современных людей видеть демонов или лупить себя плетью ради спасения души), но психическая индукция иногда дает о себе знать. В современном обществе деструктивное психическое воздействие обретает форму тоталитарных сект и тайных обществ. Их деятельность часто приводит к печальным последствиям.
Как избежать психического заражения?
Главным помощником в борьбе с индуктивным психическим расстройством является критическое мышление. Если чувствуете, что вы или кто-то из ваших близких (особенно дети или пожилые родственники) попадаете под влияние странных личностей, постарайтесь максимально четко понять, что им от вас нужно. Вас должны насторожить массовые собрания, ритуальные движения и странные лозунги. Будьте внимательны к близким. Возможно, им чего-то не хватает, и они ищут это у посторонних людей.
Вспомните сказку Андерсена «Новое платье короля». Никогда не поздно спросить себя: а что мне хочет сказать этот странный человек на трибуне, почему я не могу уловить в его словах смысла?
История урсулинок далеко не единственная. Хорошо известна эпидемия самобичевания, случившаяся в 1206 году в Перудже. Считается, что она началась с проповедей душевно больного мальчика, призывавшего сограждан к покаянию в грехах. Около года наивные перуджинцы избивали себя плетьми, чтобы обрести спасение.