Как нас обманывает мозг: 4 глупые, но распространенные ошибки восприятия

Не стоит всегда верить своим глазам и полагаться на память.
Как нас обманывает мозг: 4 глупые, но распространенные ошибки восприятия
unsplash.com
Мозг — один из самых сложных и непостижимых органов человеческого тела. Он способен обрабатывать огромные объемы информации или решать очень сложные задачи. Однако это не значит, что он совершенен и не может допускать ошибки.
Содержание статьи

Рассказываем о самых коварных обманах нашего мозга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реальный размер вещей

Довольно большую часть информации человек получает визуально. Однако наше зрение работает не идеально и порой не воспроизводит реальность в точности. Причем люди заметили эту особенность давно. Одна из самых древних оптических иллюзий — размер Луны. Дело в том, что она кажется больше, если находится над горизонтом, и меньше, если останавливается в зените. Так происходит, потому что мы сравниваем ее с другими объектами: зданиями или деревьями. В небе же объект не с чем сравнить, поэтому он и кажется меньше.

Как это доказали?

Еще один пример сбоя в работе нашего мозга — иллюзия Эббингауза. Суть иллюзии в том, что большинство людей не могут правильно определить размеры кругов на картинке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, на двух рисунках по центру изображены круги одинакового размера, а вокруг них — разного. В результате наблюдателю кажется, что и фигуры в центре разные.

Причем исследователи уверены, что иллюзия Эббингауза действует не на всех. Например, дети менее подвержены ее эффекту. Ученые провели эксперимент, участниками которого стали 24 взрослых человека и 151 ребенок в возрасте от четырех до 10 лет. Всем участникам показали серию изображений и попросили выбрать ту картинку, на которой центральный круг был больше. Участники младше семи лет справлялись с такой задачей гораздо лучше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследователи объяснили это тем, что дети еще не воспринимают контекст так хорошо, как взрослые.

Как на этом зарабатывают?

Такой прием могут использовать маркетологи. например, иногда они упаковывают товары в банки непривычных размеров, из-за которых покупатель не может оценить реальный объем самого товара.

Неверные воспоминания

Даже если вы обладаете отличной памятью, скорее всего, не все ваши воспоминания верны. Дело в том, что они постоянно искажаются из-за получения новой информации. Человек же этого не замечает и начинает принимать это за правду.

Как это доказали?

Психолог Элизабет Лофтус доказала это экспериментальным путем. Она предложила студентам Вашингтонского университета принять участие в исследовании. Добровольцев специалист разделила на две группы и показала им серию кадров с автомобильной аварией. На фотографиях красная машина на перекрестке сбивала пешехода. на одном снимке появляется автомобиль зеленого цвета, который в это время просто проезжал мимо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После исследователи начали спрашивать, что добровольцы запомнили на фотографиях, причем первую группу намеренно вводили в заблуждение: спрашивали, заметили ли они лыжи на крыше проезжавшей мимо синей машины, хотя на фото автомобиль был зеленым.

В результате удалось запутать примерно 50 процентов студентов, они «вспомнили», что автомобиль был синим. Те испытуемые, которым психологи не задавали дополнительных вопросов, справились с тестом гораздо лучше.

Как на этом зарабатывают?

Некоторые бренды могут создавать ложные воспоминания. Таким образом они создают тесную связь с потребителем и вызывают ностальгию.

Это подтвердили посетители Диснейленда, которые невольно стали участниками эксперимента. Им показали «старый» рекламный ролик парка, в котором был Багз Банни. На самом же деле такого быть не могло, так как этот кролик — персонаж другой мультипликационной вселенной. И все же 16 процентов зрителей действительно «вспомнили», как встретили Багза Банни во время своего визита в Диснейленд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Простая невнимательность

Порой на улице мы не можем узнать своих знакомых или друзей, пока те с нами не заговорят. Дело в том, что внимание человека рассеивается, а для фокусировки просто не хватает ресурсов. Причем люди, занятые своими делами, могут не обращать внимание на окружающие события, даже если они очень странные.

Как это доказали?

Так, в 1999 году ученые из Гарварда провели эксперимент: они показали группе добровольцев, состоявшей из 228 человек, видео, на котором две команды бросали друг другу баскетбольный мяч, и попросили сосчитать количество бросков.

С середины ролика начали происходить довольно необычные вещи: в кадре несколько раз появлялся человек в костюме гориллы. Однако почти половина участников вообще не заметили его.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как на этом зарабатывают?

Невнимательность покупателей играет на руку онлайн-продавцам. Например, часто при оформлении одного товара в корзине оказывается еще несколько дополнительных, на которые автоматически ставится галочка на некоторых сайтах. Поэтому отвлекаться при покупках не стоит.

Смешанные чувства

Примерно два-четыре процента людей в мире могут увидеть цвета звуков или ощутить форму кофе. Такое смешение ощущений из нескольких систем восприятия называется синестезией. Самая популярная форма такой особенности — графемно-цветовая. Люди с ней могут видеть цвета различных букв, например, букв.

С чем это связано?

По предположениям ученых, это наследственная особенность, однако иногда такой навык можно и натренировать. Так, в одном из экспериментов испытуемые на протяжении двух месяцев по пять дней в неделю выполняли специальные упражнения, которые учили их ассоциировать буквы с теми или иными цветами. Например, добровольцам показывали квадрат, окрашенный в определенный цвет, а ниже были представлены 13 букв. Участникам нужно было как можно быстрее дотянуться до буквы, которая ассоциировалась с тем самым цветом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К концу эксперимента прогресс наблюдался у 9 из 14 испытуемых.

Как на этом зарабатывают?

Синестезия активно используется в рекламе: она помогает сделать продукт более запоминающимся и вызвать больше ассоциаций с ним.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, Coca-Cola ассоциируется с красным цветом и характерным шипящим звуком. А также с красным грузовиком и Новым годом, поэтому напиток так популярен во всем мире.

Бонус

Вы, наверняка, помните старую фотографию платья, которая взбудоражила всю Сеть: одни пользователи утверждали, что оно бело-золотое, другие видели его сине-черным. Верным оказался второй вариант, но многим это казалось невозможным. Дело в том, что сетчатка глаза у всех уникальная: она содержит большое количество палочек и колбочек. Причем у кого-то больше одного, у кого-то — второго. И именно от этого количества зависит восприятие. То есть эта иллюзия лишний раз доказывает, что все люди уникальны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ