Как нас обманывает мозг: 4 глупые, но распространенные ошибки восприятия
Рассказываем о самых коварных обманах нашего мозга.
Реальный размер вещей
Довольно большую часть информации человек получает визуально. Однако наше зрение работает не идеально и порой не воспроизводит реальность в точности. Причем люди заметили эту особенность давно. Одна из самых древних оптических иллюзий — размер Луны. Дело в том, что она кажется больше, если находится над горизонтом, и меньше, если останавливается в зените. Так происходит, потому что мы сравниваем ее с другими объектами: зданиями или деревьями. В небе же объект не с чем сравнить, поэтому он и кажется меньше.
Как это доказали?
Еще один пример сбоя в работе нашего мозга — иллюзия Эббингауза. Суть иллюзии в том, что большинство людей не могут правильно определить размеры кругов на картинке.
Так, на двух рисунках по центру изображены круги одинакового размера, а вокруг них — разного. В результате наблюдателю кажется, что и фигуры в центре разные.
Причем исследователи уверены, что иллюзия Эббингауза действует не на всех. Например, дети менее подвержены ее эффекту. Ученые провели эксперимент, участниками которого стали 24 взрослых человека и 151 ребенок в возрасте от четырех до 10 лет. Всем участникам показали серию изображений и попросили выбрать ту картинку, на которой центральный круг был больше. Участники младше семи лет справлялись с такой задачей гораздо лучше.
Исследователи объяснили это тем, что дети еще не воспринимают контекст так хорошо, как взрослые.
Как на этом зарабатывают?
Такой прием могут использовать маркетологи. например, иногда они упаковывают товары в банки непривычных размеров, из-за которых покупатель не может оценить реальный объем самого товара.
Неверные воспоминания
Даже если вы обладаете отличной памятью, скорее всего, не все ваши воспоминания верны. Дело в том, что они постоянно искажаются из-за получения новой информации. Человек же этого не замечает и начинает принимать это за правду.
Как это доказали?
Психолог Элизабет Лофтус доказала это экспериментальным путем. Она предложила студентам Вашингтонского университета принять участие в исследовании. Добровольцев специалист разделила на две группы и показала им серию кадров с автомобильной аварией. На фотографиях красная машина на перекрестке сбивала пешехода. на одном снимке появляется автомобиль зеленого цвета, который в это время просто проезжал мимо.
После исследователи начали спрашивать, что добровольцы запомнили на фотографиях, причем первую группу намеренно вводили в заблуждение: спрашивали, заметили ли они лыжи на крыше проезжавшей мимо синей машины, хотя на фото автомобиль был зеленым.
В результате удалось запутать примерно 50 процентов студентов, они «вспомнили», что автомобиль был синим. Те испытуемые, которым психологи не задавали дополнительных вопросов, справились с тестом гораздо лучше.
Как на этом зарабатывают?
Некоторые бренды могут создавать ложные воспоминания. Таким образом они создают тесную связь с потребителем и вызывают ностальгию.
Это подтвердили посетители Диснейленда, которые невольно стали участниками эксперимента. Им показали «старый» рекламный ролик парка, в котором был Багз Банни. На самом же деле такого быть не могло, так как этот кролик — персонаж другой мультипликационной вселенной. И все же 16 процентов зрителей действительно «вспомнили», как встретили Багза Банни во время своего визита в Диснейленд.
Простая невнимательность
Порой на улице мы не можем узнать своих знакомых или друзей, пока те с нами не заговорят. Дело в том, что внимание человека рассеивается, а для фокусировки просто не хватает ресурсов. Причем люди, занятые своими делами, могут не обращать внимание на окружающие события, даже если они очень странные.
Как это доказали?
Так, в 1999 году ученые из Гарварда провели эксперимент: они показали группе добровольцев, состоявшей из 228 человек, видео, на котором две команды бросали друг другу баскетбольный мяч, и попросили сосчитать количество бросков.
С середины ролика начали происходить довольно необычные вещи: в кадре несколько раз появлялся человек в костюме гориллы. Однако почти половина участников вообще не заметили его.
Как на этом зарабатывают?
Невнимательность покупателей играет на руку онлайн-продавцам. Например, часто при оформлении одного товара в корзине оказывается еще несколько дополнительных, на которые автоматически ставится галочка на некоторых сайтах. Поэтому отвлекаться при покупках не стоит.
Смешанные чувства
Примерно два-четыре процента людей в мире могут увидеть цвета звуков или ощутить форму кофе. Такое смешение ощущений из нескольких систем восприятия называется синестезией. Самая популярная форма такой особенности — графемно-цветовая. Люди с ней могут видеть цвета различных букв, например, букв.
С чем это связано?
По предположениям ученых, это наследственная особенность, однако иногда такой навык можно и натренировать. Так, в одном из экспериментов испытуемые на протяжении двух месяцев по пять дней в неделю выполняли специальные упражнения, которые учили их ассоциировать буквы с теми или иными цветами. Например, добровольцам показывали квадрат, окрашенный в определенный цвет, а ниже были представлены 13 букв. Участникам нужно было как можно быстрее дотянуться до буквы, которая ассоциировалась с тем самым цветом.
К концу эксперимента прогресс наблюдался у 9 из 14 испытуемых.
Как на этом зарабатывают?
Синестезия активно используется в рекламе: она помогает сделать продукт более запоминающимся и вызвать больше ассоциаций с ним.
Например, Coca-Cola ассоциируется с красным цветом и характерным шипящим звуком. А также с красным грузовиком и Новым годом, поэтому напиток так популярен во всем мире.
Бонус
Вы, наверняка, помните старую фотографию платья, которая взбудоражила всю Сеть: одни пользователи утверждали, что оно бело-золотое, другие видели его сине-черным. Верным оказался второй вариант, но многим это казалось невозможным. Дело в том, что сетчатка глаза у всех уникальная: она содержит большое количество палочек и колбочек. Причем у кого-то больше одного, у кого-то — второго. И именно от этого количества зависит восприятие. То есть эта иллюзия лишний раз доказывает, что все люди уникальны.