Как справиться со страхом что-то пропустить

Жизнь проходит мимо вас, пока другие берут от нее все? Если уверены в этом, скорее всего, у вас FOMO. Что это? Ответ ниже.
Как справиться со страхом что-то пропустить
Getty images

Эпидемию FOMO (от англ. Fear of Missing Out — «страх что-то пропустить») часто связывают с соцсетями, ставшими витриной сладкой жизни. Но на самом деле FOMO с нами чуть ли не с начала времен: люди всегда следили за тем, как живут другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Keeping up with the Joneses («Не отставать от Джоунсов») — так называлась серия комиксов Артура Моманда, выходившая на страницах The New York Globe с 1913 года. Ее герои — типичная американская семья Макгинисов — изо всех сил старались ни в чем не уступать соседям Джоунсам, которых в комиксе даже не показывают. Серия оказалась настолько популярной, что идиома «не отставать от Джоунсов» вошла в английский язык.

Спустя без малого век появление соцсетей облегчило шпионаж за Джоунсами. На цифровой ярмарке тщеславия предостаточно желающих «людей посмотреть, себя показать». В итоге в 2021 году FOMO удостоилось места в отчете о технологических и социальных изменениях в обществе. Документ подробно перечислял разнообразные симптомы: ежеминутную проверку соцсетей, переживание негативных эмоций при сравнении собственной жизни с той, что показана у других людей. Социологи и психологи в ответ напомнили, что одними соцсетями дело не ограничивается, и добавили в список перегруженность расписания, отстраненность от окружающих, сложности в концентрации и даже проблемы со сном.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У вас FOMO, если вы до упора остаетесь на вечеринках — вдруг без меня произойдет что-то важное! Или постоянно учитесь на разнообразных курсах в надежде получить то самое знание, которое все ускользает. Или бесконечно переключаете каналы телевизора, стараясь не пропустить самый интересный сериал.

Зачем мы это делаем? Все просто: людям свойственно пытаться избегать потерь. Проще пойти на вечеринку, даже если нет ни настроения, ни времени, чем страдать на следующий день, слушая, как там было классно, и жалея, что сделал «неправильный» выбор, оставшись дома или пытаясь закончить проект.

Спровоцировать FOMO могут такие безобидные вещи, как: шутка, которую вы не понимаете, но над ней все смеются; появление группы (хоть для подготовки к дню рождения, хоть для обсуждения нового проекта), в которую вас не зовут; приглашение на мероприятие, которое вы не получаете; распродажа в любимом магазине, о которой вы узнаете по ее окончании.

Человеку важно чувство принадлежности — особенно остро его ощущают подростки, но и взрослым свойственно желание относиться к некой социальной группе, к чему-то великому (или кажущемуся таковым).

Когда подобные связи отсутствуют, возникает эмоциональный и психологический дискомфорт, когда присутствуют — жить становится лучше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На этих принципах формируется индустрия моды. Раньше люди ходили в несуразных париках, сейчас — в гигантских пуховиках. Почему это происходит? Всё просто: так человек пытается обозначить принадлежность к некой общности, даже не всегда осознавая это свое желания.

Хитрые маркетологи давно используют FOMO в корыстных целях: показывают в рекламе довольные лица людей, пользующихся хоть айфоном, хоть гуталином, и остальные бегут покупать.

Мы все время гонимся за совершенством, которому неизбежно проигрываем в сравнении и начинаем страдать. Это касается не только покупок.

Дональд Винникотт, британский психоаналитик, еще в прошлом веке ввел в обиход понятие «достаточно хорошая мать» в противовес «идеальной»: первая окружает ребенка разумно достаточной заботой, вторая выматывается, стремясь к максимуму и попадая в круговорот пеленок и распашонок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так что голосуем за «достаточно хороший» выбор и выкидываем зудящий перфекционизм на свалку истории. Впрочем, в маленьких дозах FOMO вполне может иметь положительный эффект. Главное — разобраться, действительно ли вы что-то упускаете или только думаете, что это происходит. И что вы делаете с этим знанием дальше? Если это чувство выступает катализатором для знакомств с новыми людьми, укрепления профессиональных связей и познания новых тем — прекрасно! Если нет, переходите к плану действий ниже.

Как победить FOMO?

  1. Перестаньте во всем обвинять соцсети. Все старо как мир, и FOMO — ископаемое, пусть и не очень полезное.
  2. Сфокусируйтесь на ощущениях. Ветер в проводах, приятный аромат, первые лучи восходящего солнца или треск дров в камине. Вокруг вас всегда происходят какие-нибудь приятные вещи, их просто надо замечать (но совсем не обязательно фотографировать и выкладывать).
  3. Решительно прекратите совмещать в одном действии несколько задач. Просто подождите лифт, не пытаясь заодно обдумать план действий на день. Встаньте под душ без системного анализа прошедшего дня. Поприсутствуйте на конф-коле, не пытаясь параллельно ответить на все письма в корпоративной почте.
  4. Ничего не делайте хотя бы 15 минут в день. Пусть мир подождет, пока вы соизволите ответить или определиться с выбором.
  5. Непринужденно обсудите тревожность с психологом.