Какие приемы используют режиссеры, чтобы пугать людей в хоррор-фильмах
Темнота
В фильмах Уэса Крэйвена (автора «Кошмара на улице Вязов», четырех «Криков» и вообще крестного отца современных молодежных ужастиков) 75 процентов действия происходит в темноте. Он объясняет это так: «Свет дает возможность оценить воображение режиссера. Темнота заставляет работать воображение зрителя».
Навязчивые воспоминания
Пугающие события, страшные истории из жизни люди часто запоминают в малейших деталях — но при этом с трудом могут сказать, что предшествовало событию и что было сразу после. Такие вспышки памяти, по мнению ученых из Университета Южной Флориды, объясняются тем, что в стрессовых обстоятельствах мозг начинает работать на износ, но, как только угроза отступает, мозг включает режим сохранения энергии, и все «до» и «после» оказываются как в тумане.
Бензопила
«Последний дом слева» (1972) Уэса Крэйвена называют едва ли не первым фильмом ужасов в истории кинематографа, где в качестве орудия убийства появляется бензопила. Психологи еще в 80-х выяснили, что инструменты с агрессивным звуком работы и отменными режущими характеристиками особенно пугают людей, поэтому в современных гипермаркетах отделы с садовой техникой оформляются особым образом, чтобы не вызывать у покупателей пугающих ассоциаций.
Холод
В момент испуга кровь отливает от пальцев и ладоней (к мышцам и мозгу), поэтому вам начинает казаться, что вы замерзли. В то же время дыхание учащается, давление повышается.
У страха глаза велики
Это не просто поговорка. В момент испуга глаза действительно широко открываются, а зрачки расширяются — чтобы вы лучше видели опасность.
У страха есть запах
Просто вы не научились его распознавать, а вот ваш мозг делает это легко. Был поставлен эксперимент, участники которого внюхивались в образцы пота, взятые у новичков-скайдайверов и у бегунов, пыхтевших на беговой дорожке. Никакой принципиальной разницы сами нюхачи не почувствовали. Зато датчики четко фиксировали активность в той части их мозга, что отвечает за страх, когда в дело шел запах именно испуганных скайдайверов.
Каждые 12-15 минут
С такой частотой в фильмах ужасов начинает играть стремная музыка и случается что-нибудь пугающее. И этому всегда предшествует нагнетание неопределенности и тревожного ожидания. «Это как с сексом, — говорит Крэйвен. — Его ожидание — половина всего удовольствия».