Ценные кадры: самые заметные актеры российского кино о том, что ждет искусство в будущем
СЕРГЕЙ МАРИН
ФИЛЬМОГРАФИЯ: «Балканский рубеж», «Крепость Бадабер», «Душегубы», «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Екатерина. Взлет», «Собор» (OKKO), «Начальник разведки» (ИВИ)
БЛИЖАЙШИЕ ПРЕМЬЕРЫ: «Гром: трудное детство» (1 января 2023 года, («Кинопоиск»)
В кинематографе сейчас доминируют два тренда — это производство сериалов и развитие платформ, снимающих и продающих фильмы, причем это два связанных между собой процесса. Если раньше сериалы были чем-то зазорным, и, участвуя в них, актер как бы понижал свой уровень, то после того, как на проектах Netflix и HBO стали работать именитые актеры, режиссеры и продюсеры, качество сериалов сильно выросло. То же самое сегодня происходит в России, например, с проектами «Кинопоиска». Более того, даже полнометражное кино активно сериализируется: по сути, все фильмы Marvel — части одного или нескольких сериалов о супергероях. У нас по этому принципу сейчас создается вселенная Майора Грома: вышел первый фильм, теперь выходит его приквел, где я играю отца главного героя. В свою очередь, конкуренция между платформами работает на зрителя — качество растет.
ВАЛЕРИ ЗОИДОВА
ФИЛЬМОГРАФИЯ: «Тетя Марта» (MORE.TV) , «Пансион» (ИВИ)
БЛИЖАЙШИЕ ПРЕМЬЕРЫ: «Король и шут» («Кинопоиск»)
На мой взгляд, в России лучше всего снимают биографическое кино. Все, что основано на истории реального человека: фильмы про жизнь и совсем простых людей, и кумиров миллионов, спортивные драмы... Непременно что-то про человеческую боль. Мы все знаем эту русскую грусть, чувствуем ее и понимаем. В сериале «Король и шут», который вот-вот выйдет, я сыграла Анфису — первую жену Горшка. Она и Верочка из «Пансиона» — на сегодняшний день две мои любимые роли. Они разные : Вера — дворянка, Анфиса — совершенно «отбитый» панк, но обе женщины сильных страстей, неспокойные, инфернальные, вечно ищущие что-то новое, которых судьба заставила всю жизнь провести в борьбе. В этом мы с ними очень похожи. Увы, они с этой бурей эмоций не научились справляться, хотя пытались. Я чувствую с ними очень много точек сопри-косновения. Ну и в основе боли Веры и Анфисы лежит мужская жестокость — к сожалению, в отличие от меня, именно с этой болью они справиться не смогли.
ВЛАДИМИР КАНУХИН
ФИЛЬМОГРАФИЯ:«Крюк» (MEGOGO), «Конец света» («Кинопоиск»), «Миллионер из Балашихи» («Кинопоиск»), «Волк» («Кинопоиск»)
БЛИЖАЙШИЕ ПРЕМЬЕРЫ: «Замерзшие» (ИВИ), «Новое чудо»
За время моей карьеры российский киномир очень сильно изменился и продолжает меняться. Появляются новые форматы, например веб-сериалы. Теперь рядом с актера-ми есть блогеры, тик-токеры, классные журналисты со своими YouTube-каналами. Даже существует отдельная кинопремия, которой награждают людей, работающих в веб-индустрии, участвующих в создании сериалов, авторского и документального кино. Я верю, что наши фильмы — это наш культурный код, который несопоставим с зарубежным. Мне нравится, что в России снимают очень много разного кино. Даже если посмотреть на мои недавние и ближайшие премьеры, они совершенно не похожи друг на друга: масштабный сериал «Конец света», авторский фильм Александры Стреляной «Новое чудо» и очень интересная работа замечательного режиссера Адильхана Ержанова «Замерзшие».
ЕЛИЗАВЕТА ШАКИРА
ФИЛЬМОГРАФИЯ: «Нулевой пациент» («Кинопоиск»), «Формула преступления» (ИВИ), «Контейнер» (START), «Пансион» (ИВИ)
БЛИЖАЙШИЕ ПРЕМЬЕРЫ: «Мажор в Сочи»
Сейчас, по моим ощущениям, российская киноиндустрия немного притормозила по понятным причинам. Все ждут, когда она очнется. Когда станет понятно, как работать в новой реальности, как обезопасить себя, какие теперь есть бюджеты, какие сценарии. Пока всё довольно нестабильно, и все не уверены в завтрашнем дне. Многие уехали, ведь актерам не дают бронь от мобилизации. Может быть, конечно, это даст почву для расцвета женского кино, но будет ли оно востребовано, дадут ли финансирование? Мне кажется, будут проблемы с тем, как отображать самые актуальные сегодня темы. То есть кино будут снимать либо про какую-то абстрактную реальность, либо про прошлое. Хотя в том же «Нулевом пациенте» история про прошлое многое показывает и в нашем настоящем. Это, наверное, самое страшное, что идет время, проходит 30 лет, а не меняется ни-че-го.
АРТЁМ КОШМАН
ФИЛЬМОГРАФИЯ: «Беспринципные» («Кинопоиск»), «Содержанки» (START), «Черная весна» (START), «Я не шучу» («Кинопоиск»)
БЛИЖАЙШИЕ ПРЕМЬЕРЫ: «Хедшот» («Кинопоиск»)
Я очень люблю кинотеатры и на телефоне даже трейлеры не смотрю. Мне нравится большой экран, и здорово, что сейчас стали заново пускать в прокат старые фильмы. Я как человек, который, например, не смотрел в кинотеатре «Начало», «Матрицу», старые советские фильмы, рад, что у меня теперь есть эта возможность. Но, конечно, филь-мы на платформах — тоже здорово. Благодаря платформам у режиссеров, актеров, сценаристов появилось больше возможностей реализовать себя. А темы, про которые можно снимать, немного свободнее. Российская киноиндустрия растет и развивается и с точки зрения задействованных в ней творческих людей, и с точки зрения техниче-ского процесса. Я чувствую, что мы выходим на какой-то новый уровень. Думаю, что мы на пути к большим фильмам, и мы можем их снимать, потому что главное — это люди, а в кино сейчас очень много сильных и неравнодушных.
ДАНИИЛ ВОРОБЬЁВ
ФИЛЬМОГРАФИЯ: «Триггер» («Кинопоиск»), «Ваша честь» (MORE.TV), «Медиатор» (START), «Конец света» («Кинопоиск»), Happy End (MORE.TV)
БЛИЖАЙШИЕ ПРЕМЬЕРЫ: «Гром: трудное детство» («Кинопоиск»), «Жить жизнь» (START), «Лада Голд» (ИВИ), «Кошка» (START)
Мне кажется, сейчас наш кинематограф заканчивает сравнивать себя с другими и болезненно воспринимать несоответствия. Мы всё больше начинаем рассуждать в кино на действительно важные для нас темы без оглядки на чужой опыт, без соревнования. Причем к этому важному этапу мы готовы морально, технически и эстетически. За 20 лет в кино мы прошли путь от поверхностных историй про бандитов и тех, кто их ловит, суррогатных матерей, покоряющих столицу, туалетного юмора и прочего и подо-брались к человеческой душе и уникальности внутреннего мира человека. Сейчас наше кино исследует эту область, а значит, говорит со зрителем на языке эмоций. Сухое повествование и «новости» уже не работают, прилагательное заменяет глагол, действие уходит на второй план, уступая место состоянию героя. Поэтому визуальное решение уже не может существовать отдельно, «просто красивое кино» уходит в прошлое. Туда же уходят все пассивные и безынициативные участники кинопроцесса. Сейчас на съемочной площадке все меньше равнодушных людей...