Чуть не сгорел и задушился галстуком: в каких фильмах советские актеры и каскадеры чуть не погибли на съемках
«Любовь и голуби»: актера едва не задушил обыкновенный галстук
Внешняя простая сцена, где Вася, уезжающий в отпуск, открывает дверь своего дома и падает в море, прямо в костюме, а потом выныривает раздетым, рядом с Раисой Захаровной, оказалась очень опасной для актёра. Снимался эпизод без склеек: актёр действительно падал в море, а уже под водой его раздевали водолазы. Помните, как Васе завязывает галстук его старшая дочь? Так вот, этот самый галстук чуть не погубил Михайлова. Во время второго дубля водолазы слишком рьяно дёргали мокрый галстук, после чего он стал затягиваться и душить актера. Захлебывающийся актёр увидел кинжал, прикрепленный к ноге одного из водолазов и стал лихорадочно стучать по нему. Водолаз разрезал галстук и актёр выплыл.
«Место встречи изменить нельзя»: каскадер оказался заперт в затонувшем автомобиле
В этом культовом фильме самым сложным и опасным трюком была сцена падения студебеккера в реку во время погони. В съёмках эпизода участвовали две машины, та, что получше, снималась в сценах погони, а вторую было решено утопить в реке. Режиссёр фильма Станислав Говорухин пригласил для консультации известных автогонщиков, которые посоветовали снимать падение автомобилей без людей в кабине. Однако каскадеры Владимир Жариков и Леонид Федулов настояли на том чтобы всё было по-настоящему, заверив режиссёра, что справятся. И даже подписали бумагу, что съёмочная группа не несет ответственность за их жизни.
Снимали сцену с одного дубля. Студебеккер, который должен был утонуть, был не на ходу, его разгонял толкач. Был риск, что машина при падении перевернется. Именно этот худший вариант и случился. От удара о воду дверь со стороны Жарикова заклинило. Ему пришлось вылезать через водительскую дверь. Дублёр вспоминал позже об этом: «думал, что захлебнусь».
«День казни»: каскадер так обгорел, что едва не лишился руки
На съёмках этого фильма дублёр Валерий Деркач предложил... обмазать его напалмом и поджечь, чтобы снять сцену, где герой выпрыгивал из пылающего танка и горел сам. Деркач вспоминал: «Ты уверен?» — спросили меня. «Конечно!» — ответил я, хотя это было не так. Но мне хотелось снять эффектную сцену, а ничего, помимо напалма, не было. К тому же вокруг стояли красивые девушки, а у меня из ушей лился тестостерон. В общем, я поджегся, а потушить меня не смогли. Я так сильно обгорел, что встал даже вопрос об ампутации руки».
«Пираты XX века»: Николая Еременко едва не затянуло под винт корабля
Актёры Николай Ерёменко и Талгат Нигматулин сразу заявили режиссёру о том, что все трюки они будут исполнять самостоятельно. Еремёнко вспоминал: «Травмы, полученные на тех съемках, сказываются до сих пор. Напоминают о себе выбитые кости: локти, таз. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные и работали без всяких дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным. Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съёмка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон».
Кстати, во время съёмок сцены, где Сергей прыгает со скалы на борт корабля, Николай Ерёменко чуть не погиб: «Эпизод снимался монтажно. Поэтому мне надо было прыгнуть как можно ближе к борту, чтобы было поменьше вранья. Что я и сделал. Но когда начал выныривать... О Боже! Чувствую, что меня затягивает под лопасти винтов. До сих пор не представляю, как удалось выбраться».