Дмитрий Ендальцев: «Я не вижу подлых людей вокруг себя – их для меня просто нет»
С одной стороны, эта картина – захватывающая история о параллельных мирах в завтрашнем будущем, портал между которыми открыл главный герой Никита. Но, с другой, о возможности задуматься о лучшей или худшей версии себя, о необратимых порой последствиях сделанного нами выбора и о близких, которым мы так редко говорим, что любим их. Почему Дмитрий испугался снимать этот фильм, что в его жизни значит фантастика, зачем он занимается хакингом реальности и как он осознал, что мама – это самый родной человек, он рассказал в интервью...
Дмитрий, почему вы решили дебютировать в полном метре именно с этим материалом?
Счастливая случайность. Я обожаю научную фантастику, всю жизнь ее читаю. И как-то во время съемок киноальманаха «Хронос» я подошел к Диме Белосохову (генеральный продюсер и автор сценария) и сказал, что очень хочу поучаствовать в их киновселенной по Киру Булычеву, как режиссер, сам снять какой-нибудь рассказ. И мы стали думать, разрабатывать что-то даже. А однажды встретились на каком-то мероприятии и Дима мне говорит: «Слушай, у нас фильм запускается, полный метр, мы его год готовили, но режиссер слетел. Хочешь снять этот фильм? Но решать нужно быстро, запускаться практически сейчас». Тут я понял, что мне страшно. По-настоящему. Потому что между тем, что я хочу снять полный метр и получить реальное предложение сделать это — большая разница. А так как я живу по принципу, что если мне что-то нравится, если откликается в душе, немедленно иду и пробую, то я боялся читать сценарий – видимо, подсознательно знал, что соглашусь на эту авантюру. Сценарий мне действительно понравился. Всю ночь не спал, утром позвонил Диме и сказал, что готов снимать.
Вы хотели – вы получили. Как говорится, бойтесь своих желаний... Как бы вы объяснили эти страхи, что чувствовали? Что за природа у этого страха?
Я думаю, что человек, выбирая для себя какой-то путь своей мечты, подсознательно понимает, что для того, чтобы этот путь пройти, нужно многое сделать. Это проявляется обычно в виде страха или тревоги. Мозг ленив и он понимает, что это огромная внутренняя работа (ненавистная самодисциплина), огромная ответственность за каждый свой выбор и огромный шаг в твоем личностном росте — профессиональном, духовном, во всех сразу. Мозгу страшно, что-то многовато активностей, а я сериал смотреть хочу и пиццу есть. Это и есть тот самый страх, какой всегда бывает перед трансформацией. Страх, как индикатор, что пора наконец-то встать и пойти навстречу своей мечте – ты как никогда близко.
То есть исполнение желаний — это тоже всегда не вовремя, как и любое в жизни происшествие?
Всё всегда либо вовремя, либо своевременно. Просто в тот момент, когда мы стоим на пороге чего-то большого и неизвестного, но до ужаса желанного, нас пугает эта неизвестность и понимание того, что надо будет очень много работать над собой и вообще работать. Выходить из зоны комфорта довольно страшно для любого человека при любых обстоятельствах. Но именно там, за этой зоной комфорта и есть твой рост. Именно туда, где тебе страшно, надо бежать со всех ног, потому что там ты получишь самый лучший приз в жизни. Как минимум собственное удовлетворение от того, что ты сделал этот шаг и не побоялся.
И, тем не менее, это, скорее, страх того, что придется слишком много работать и мало спать, или это страх облажаться?
Тут, я думаю, комбо из всего. Вне зоны комфорта находится всё, что тебе непривычно. И идти туда всегда страшно и неохота, мягко говоря. Всё ж налажено.
Расскажите про свои отношения с научной фантастикой. Когда вы ей увлеклись, что любите, что читаете, смотрите?
Все началось с того, что мама обманом затащила меня в библиотеку. Она сказала: «Поехали в Российскую государственную детскую библиотеку на метро "Октябрьская". Там игровые автоматы – потрясающие просто! Будешь играть сутками, все оплачено». Но в тот день – уж не знаю, как она разыграла всю эту ситуацию – все автоматы были сломаны. И тогда: «Ну что мы зря приехали? Давай возьмем какую-нибудь книжку, вдруг тебе понравится. Я взял, кажется, "Легенды и мифы Древней Греции" и погрузился в мир фэнтези, в мир каких-то фантастических существ и фантастических ситуаций, в мир супергероев. И с тех пор я не вылезал из этой библиотеки. Брал по семь-восемь книг, читал их за неделю, возвращал обратно, брал еще столько же. В общем, был постоянным клиентом. Так, собственно, и пошло. И сейчас, мне кажется, три четверти моих книг на полке — это как раз фантастика. Из любимых – Сергей Лукьяненко. Я вообще мечтаю его экранизировать – хоть что-нибудь, что он мне позволит. Там все прекрасно для меня. Я знаю, как это делать, чувствую.
А Кир Булычев?
А Кир Булычев — это детство. Алиса прожила со мной много лет, я всей серией о ней зачитывался. И всеми его детскими рассказами. И только сейчас, начав работать с Димой Белосоховым над вселенной «Хронос», я начал читать другие, взрослые, рассказы Булычева. Я даже не знал, что он настолько глубокий, настолько драматичный автор, что в его произведениях столько боли, что там так все по-настоящему, но передано через некий фантазийный, иллюзорный мир. Хотя, как мы все знаем, именно так легче всего разговаривать о чем-то очень важном, когда не думаешь, что это реальность: мы читаем лёгкую сказку, а в ней прорабатываются серьезные человеческие вопросы... В общем, фантастика со мной всю жизнь. Я хочу ей дальше заниматься. Плюс я и сам пишу, люблю придумывать фантастические сюжеты.
Значит ли это, что вскоре мы можем увидеть фантастический фильм по вашему собственному сценарию?
Да, уже придумывается, уже пишется. Я это обожаю! Особенно когда сюжет развивается в реальности. Как у Лукьяненко, который гармонично вставляет фантастические истории в нашу документальную обыденность. Мне хотелось бы снимать фантастику так, как если бы это делал Балабанов – документально: в наших реальных домах, с нашими реальными людьми реальных профессий, с нашими реальными трудностями и радостями. Но при этом, чтобы вокруг были космические корабли, порталы, инопланетяне, ведьмы, монстры, вампиры, да все что угодно!
К слову о нашей реальности. Ваши продюсеры говорят о том, что их задача – создать позитивный образ будущего. Как вы как режиссер относитесь к этой задаче? Что для вас этот образ?
В моем фильме мы видим два мира — прекрасный и не прекрасный. Мир прогресса и мир регресса, мир гармонии и мир хаоса. Но, что для меня важно, и в мире хаоса некоторые люди остаются людьми и мир гармонии кого-то обязательно не устраивает – это баланс. Для меня мир будущего – это мир технологического прогресса, мир осознанности, мир информативной открытости, коммуникации и сотрудничества. Это — прекрасный мир будущего. И мне важно, чтобы он был. И в кино для меня важно показать, как сформировать этот лучший мир будущего. Всё начинается с каждого из нас. Позвони маме, обними ее, скажи, что ты ее любишь, наладь отношения в семье, займись любимым делом, прими решения, от которых ты будешь счастлив. И в эту секунду вокруг тебя начнет формироваться счастье и как вирус расползаться по людям вокруг. И для меня важно донести, что каждый из нас может построить собственный идеальный мир будущего, свою идеальную реальность — счастливую, прекрасную, где все легко и спокойно. И для этого не надо сражаться, бороться, умирать от депрессии, орать, агрессировать, негативить и прочее. Нет, можно просто жить. Понятно, что проблемы будут, но если мы знаем, куда мы идем и чего мы реально хотим, то мы их можем осознавать не как проблемы, а как задачи. Жить хорошо возможно! Главное — это выбрать. Как в итоге выбирает герой фильма Никита: ему и в идеальном мире было плохо, но когда он выбрал свои лучшие ценности, стало хорошо и в плохом мире.
Как по мне, ваш главный герой далек от идеала. Вообще-то, он инфантил, безответственный, работы у него нет, он прожигает свою жизнь и разбазаривает мамино наследство на ерунду и плевать хотел на свою прекрасную девушку, за счет которой он живет – это в прекрасном мире, в параллельной реальности – он душнила, ревнивый, абьюзер, который тоже не способен ни решения принять, ни поступка совершить. Что вы нашли в этом герое?
Мне кажется, я просто в нём увидел молодого себя, когда я сам был инфантильным, избегал любой ответственности, в том числе, в отношениях с мамой. Я увидел это, почувствовал, и мне захотелось проговорить это для всех, кто находится в таком же положении, в каком был и я. Ведь как: молодой человек ищет себя, жаждет пробовать, но при этом всего боится, потому что не знает этого мира, не знает, чего он хочет, как хочет, когда, с кем и почему. Наощупь пробует эту жизнь миллиметр за миллиметром. Естественно, ему все в новинку и все страшно, и за какие-то вещи/ошибки/поступки отвечать не хочется. Но оказавшись за пределами всех зон его комфорта комфорта, ему придется повзрослеть, взять на себя отвественность и сделать выбор. Вот почему мне этот персонаж близок и почему я считаю его очень актуальным для нашего времени.
Фильм называется «Мама», и очевидно, что генеральная линия — это осознание героем себя через смерть матери. На премьере вы со сцены благодарили маму за поддержку. Как ваши отношения вообще с ней складывались?
По-разному. Бывали периоды, когда она писала, звонила, а я, как герой фильма Никита, не отвечал. Просто потому, что не знал, что ответить. Потому что хотел для нее быть победителем, и если уж о чём-то разговаривать с ней, то о победах: как я чего-то добился, как заработал столько денег и т.д. А когда похвастаться было нечем, то и трубку брать не хотелось, чтобы не слышать, как тебя жалеют. Я тоже не отвечал на звонки, не знал, как ей сказать, что у меня что-то не идет, не хотел, чтобы она переживала и вдруг думала, что я не состоялся в жизни. Со стороны мы понимаем, что это глупости. Но когда ты молодой человек и у тебя большие амбиции, для тебя это безумно важно.
А как вам кажется, должно ли фантастическое кино про подростков и для подростков выполнять какую-то поучительную, нравоучительную функцию и предлагать подрастающему поколению модели, как жить? Или достаточно просто классной истории с развлечениями, а они уж сами разберутся?
Мне ближе второе. Дать выбор, направить, показать пример — да, а заставлять, давить, нравоучать, прижимать и вообще форсировать что-то в ком-то против его воли, это всегда путь во тьму, который не приведет к чему-то хорошему. И это с любой точки зрения – межличностных отношений, социальных и прочих. У меня нет задачи кого-то воспитывать. Что я воспитатель, педагог? Нет, я человек со своими ошибками, проблемами, какими-то своими страхами. И единственное, что я могу показать, это то, как я сам хотел бы это видеть, скорее дать направление к свету какому-то, который я вижу, к любви, к уважению, к доверию друг к другу, к принятию друг друга такими, какие мы есть. Потому что именно в этот момент, когда ты видишь, что это возможно, не сложно и не боишься это выбрать — начинается истинный процесс роста человека или пары, или группы людей, или, не побоюсь, целой расы, или, чтобы уж наверняка, всего человечества.
Могли бы вы сказать, что вас сформировало как взрослого человека?
Меня формировали и формируют мои ошибки. И отклик на то, где я себя чувствую хорошо, а где не очень. Потому что пока у меня были сложные отношения с мамой, мне всегда было нехорошо, внутри погано. И даже, если внешне все выглядело, как ОК, я точно чувствовал, что это ложь. И от этой мысли становилось еще хуже. Но решать ничего не хотелось, рассосётся как-нибудь. Не рассосалось. И я начал маме и бабушке каждый утро писать «я вас люблю, пусть у вас всё будет прекрасно», и за два года этой довольно несложной практики, в нашей семье полностью изменились отношения, и мы сейчас находимся в полной гармонии и любви.
А как вы думаете, что стоит делать всем, чтобы наступило прекрасное фантастическое будущее?
Думаю, что просто надо жить сердцем. Абсолютно в этом уверен! Потому что в каждом из нас живет огромное желание быть любимым, любить самому, отдавать, принимать, жить счастливо, гармонии с миром, с самим собой и так далее. И вот этому зову надо следовать, потому что он точно всегда тебя будет направлять, как компас. А из-за каких-то дискомфортных ситуаций, когда, допустим, ты предал, обманул, не вернул долг, украл что-то и так далее, у тебя внутри все равно будет где-то что-то постоянно ныть. И ложась спать, оставаясь наедине с собой, каждый человек знает, какие у него скелеты в его шкафу. И эти скелеты не дают ему покоя, не дают уснуть сразу спокойным сном, и понадобится пара снотворных, чтобы заглушить окончательно голос собственной совести. Не должно быть никаких компромиссов с совестью. Никаких! Если ты чувствуешь, что что-то против твоей совести, не делай этого. И всё. Не делай того, о чём будешь жалеть. Мне кажется, надо следовать за собой, за голосом своего сердца, надо понимать, что люди вокруг тебя – не просто так. И нужно благодарить всех, кто вокруг тебя. Какашку за то, что служит удобрением для твоего роста, а красоту за то, что есть как пример. Вот в моем пространстве, в моем поле, не появляются плохие люди, только алмазы. Я живу в идеальном мире. Я не вижу подлых людей вокруг себя – их для меня просто нет.
У вас такое позитивное мышление или вы верите, что каждый человек прекрасен?
Мне кажется, что это просто выбор. В какой-то момент я понял, что мне дискомфортно общаться с подлыми людьми, я больше не хочу этого делать, и я перестал с ними общаться на всех уровнях. Друзья ли это были, знакомые по работе кто-то – я начал закрывать все эти контакты, удалять их из своей жизни. И они исчезли, просто перестали появляться, как будто я для вселенной сформировал запрос, что не хочу, чтобы такого качества люди были в моей жизни. Мне кажется, это все формируется твоим исключительно сознательным выбором и конкретными действиями, которые ему соответствуют. И не будет в твоей жизни того, чего ты не хочешь, если ты это не выбираешь. В моей жизни это так.
Вы не думаете, что вам надо коучингом еще заняться?
Но это действительно работает. Это в некотором смысле хакинг реальности. Просто выбери это и всё. Ничего сложного делать не надо, чтобы жить счастливо. Надо просто выбрать это счастье прямо сейчас и навсегда.
Возвращаясь к главному герою фильма: если посмотреть на Никиту со стороны, сразу понятно, что денег у него ни копейки нет, платить за квартиру нечем, при этом он невероятный шмоточник, у него полно всякой модной одежды. А вы придаете значение гардеробу?
Мне не нужно много одежды. Но мне нужно, чтобы она была качественной, хорошей, чтобы подходила по цветам и мне нравилась.
А что вам нравится? Расскажите про свой стиль.
Я обожаю кэжуал. Чтобы, например, спортивный костюм Monochrome, а сверху, может быть, строгое черное пальто Uniqlo и всё это под Timberland'ы. Обожаю джинсы, толстовки, свободный, немножко оверсайз стиль. Для меня важно, чтобы вещь была сделана качественно – стоимость дело пятое. Как минимум, потому что качественная вещь служит гораздо дольше своего оппонента. Хотя вот этим летом у меня происходили некие пертурбации. Я ремонт делаю, и, естественно, все деньги туда вливаются. И в какой-то момент я на маркетплейсах находил себе брюки за 3000 или 2000 рублей, но они выглядели тысяч на 15000-20000. Это тоже просто вопрос поиска, тоже лайфхакинг. Ищи, не жалея сил, то, что тебе окей и нравится, и ты сможешь всегда это найти за любые доступные для тебя деньги.
Собственное здоровье, спорт, ЗОЖ – насколько это вам близко?
Мне очень близко. Я экспериментатор вообще со своим телом, со своей жизнью, чего я только не перепробовал в этой жизни в какой-то момент, где я только не был, на каких только уровнях дна не находился – было всякое. Но в то же время и в обратную сторону: и разные диеты, и интервальное голодание, и что-то еще. Я занимаюсь спортом каждый день, делаю дома воркаут – это отжимания и другая работа с собственным весом. Спорт в моей жизни присутствует каждый день, поэтому у меня нет проблем с телом. И я стараюсь есть здоровую и свежую пищу, прежде всего. У меня рядом с домом есть рынок, и я, как дед старый, хожу туда и говорю: вот эти помидорчики сколько стоят? 650? Пойду у тети Любы возьму за 550. Да, такие диалоги сейчас в моей жизни происходят, но я понимаю, что ем еду качественную и вкусную. Мне важно, чтобы она была натуральной, здоровой, чтобы это не был фастфуд бесконечный. Хотя и фастфуд себе позволять обязательно нужно. Вообще делать можно всё. Но только разумно.
Назовите три вещи, без чего вы не то, что вообще жить не сможете, но без чего вы жить не хотели бы?
Я бы не хотел жить без возможности передвижения по миру, без возможности путешествовать. Для меня это безумно принципиально. Не хотел бы жить без любимого дела в моей жизни. Не важно, что это было бы — археология, кино, сантехника. Главное, чтобы мне нравилось это дело и чтобы оно приносило мне доход. И, наверное, я бы не хотел жить без любви к этой жизни. Не хотел бы просыпаться с утра и понимать, что мне всё равно, проснулся я или не проснулся, что я не очень-то люблю эту реальность. Как сказал Марк Твен: «Бывает, люди умирают в 27, просто хоронят их в 72». Вот такую жизнь не хотелось бы прожить.
Вы чувствуете в себе любовь к жизни в ежедневном формате?
Это просто невероятно, насколько да! Каждый божий день – просто потрясающий. И каждый вечер в моей жизни – лучший. Как-то так вот действительно складывается у меня с какого-то определённого момента. И это вау! Это как на серфе лететь на огромной волне и понимать, что она бесконечная, сам путь бесконечный, и это движение приносит бесконечное наслаждение и бесконечный интерес. Жизнь прекрасна!