Эрик Бана: гораздо дольше гонщик, чем звезда экрана
В актерской жизни Эрика было много перемен. Он толстел на 13 килограммов для роли головореза по прозвищу Мясник во «Взгляд изнутри», зеленел на экране в образе Халка, погибал от меча Брэда Питта в «Трое» и даже озвучивал Акулу в мультфильме «В поисках Немо». Но в жизни личной у Бана все гораздо спокойнее. В его судьбе были две большие любвиь: жена Ребекка и Ford Falcon по прозвищу «Зверь».
21 апреля 2007 ГОДА. Тасмания
Это уже четвертый день шестидневного ралли «Тарга» на острове Тасмания. Ралли, к которому Бана готовился как никогда долго. Но сотни часов в гараже и долгие тренировки на трассе позади, сейчас Эрик в своем Ford Falcon XB Coupe 1974 года, собранном буквально вручную, несется по узкой горной дороге, неотрывно вглядываясь в заляпанное мошкарой лобовое стекло. Пока Бана силится хоть что-то увидеть, его штурман и лучший друг — Тони Рамунно изо всех сил пытается перекричать рев 600-сильного мотора.
Правый поворот, левый поворот, еще связка виражей. Мимо проносится Porsche 911 — но Falcon Бана, с его доисторической рессорной задней подвеской, не способен тягаться с такими машинами на извилистой дороге. Тем не менее Бана пытается прибавить, балансируя на грани заноса. Прямик — разгон, поворот — сброс газа и опять ускорение. Голос штурмана не смолкает ни на секунду. Еще прямик, где можно подсократить отставание, и Эрик жмет на газ. Штурман предупреждает о скором повороте, но пилот рискует, пытаясь до последнего сохранить набранную скорость. Наконец, машина притормаживает, но поздно — дорога уходит направо, а тяжелый Falcon, не слушаясь руля, улетает в кювет. Хруст веток, удар. Рамунно вскидывает руки. В гнетущей тишине звучит голос Бана: «Тони, мне дьявольски жаль».
20 марта 2010 года. Мельбурн
С того злополучного ралли прошло два года. Мы беседуем с Эриком у него дома. «Я попадал в аварии и до, и после того случая, — вспоминает Бана. — Но именно он стал для меня знаковым. Раньше я свято верил, что за рулем Зверя никогда не разобьюсь. Мне казалось, эта машина неуязвима. Теперь я знаю, что ошибался».
На то, чтобы поверить в священные качества своей машины, у Эрика было предостаточно времени. Вместе с тремя лучшими друзьями, Тони, Джеком и Темпсом, он реконструировал ее три раза: сначала — чтобы заставить этот драндулет более-менее прилично выглядеть, и еще дважды — чтобы превратить в гоночный автомобиль своей мечты.
Этот Falcon и эта дружба стали основой сюжета документального фильма «Любить Зверя» (www.lovethebeast.com.au), в котором ты можешь увидеть, как Бана и его товарищи годами строили свою машину. Вот им по 15 лет и они едут куда-то на тогда еще белом Falcon, вот — разбирают его в гараже, вот — выезжают на гоночную трассу и машина уже красная, а вот — стоят в лесу, глядя на обнявшего дерево Зверя. Falcon разбит, а значит, все надо начинать сначала.
Из-за того, что последнее время Бана без перерыва снимается (в «Звездном пути», в фильме Джудда Апатоу «Приколисты», в «Жене путешественника во времени»), он никак не может закончить свои дела. Там, в гараже.
2 октября 1977 ГОДА. Тулламарин, пригород Мельбурна
Эрику Банадиновичу (для кинокарьеры позже он урежет фамилию на две трети) всего девять лет. Сегодня первое воскресенье октября, а значит, сегодня в Батерсте, в штате Новый Южный Уэльс (Австралия), пройдет ежегодная гонка.
Эрик встал очень рано и теперь сидит с отцом на диване в гостиной их небольшого дома и вглядывается в экран. Там под рев двигателей за победу в гонке борются два Ford Falcon. До последних метров машины идут ноздря в ноздрю, так что без фотофиниша определить победителя невозможно, но для юного Банадиновича фаворит уже выбран — это сама машина. «В Австралии есть всего два типа людей — "фордовцы" и "дженерал моторсы", — говорит сегодня Бана. — У нас в семье всегда был Ford».
20 февраля 2010 года. Мельбурн
«Темпса я знаю дольше всех, — вспоминает Эрик. — Уже... ого, похоже, 30 лет! Потом Джек и Тони — их я знаю лет по 25». Сейчас в Мельбурне утро. Бана не захотел уехать из этого города, даже несмотря на то, что постоянные перелеты в Лос-Анджелес на съемки очень утомительны. Его жена и двое детей живут здесь, это их дом. Что же до Эрика, то у него есть еще одна веская причина стремиться в Мельбурн — тут его гараж.
«Наша четверка, — говорит он. — Мои друзья и я — не сразу стали такой дружной командой. На это ушло лет 15, и, конечно, объединила нас страсть к гонкам, точнее, к этому автомобилю, — продолжает Бана. — Мы собираемся вокруг него, как у какого-то костра». Гараж с «Фальконом» действительно стал для Эрика и его друзей местом для посиделок, трепа, смешных историй и грязных шуточек. Того, из чего и состоит дружба. Времени на подобное общение у них было предостаточно. Только реставрация проржавевшего кузова машины (еще до той аварии) заняла 800 часов, после чего еще 3000 часов работы потребовалось для того, чтобы превратить Falcon в гоночный болид.
Тут все собрано вручную и сделано на заказ — каркас безопасности (клетка из труб, защищающая пилота в авариях), мотор, подвеска, даже 17-дюймовые колесные диски, и те существуют в одном экземпляре — в обычные не получалось вместить мощные тормоза. Бана есть чем гордиться: его Ford Falcon XB Coupe, по мнению специалистов, лучший представитель этой модели в Австралии. Но, конечно, не всегда все шло гладко.
Эрик вспоминает гонки, в которых его машина из-за поломок даже не доезжала до финиша. «Ты смотришь, как остальные проносятся мимо, и жутко завидуешь, думая: "Да-а, надо было ставить другой карбюратор" и "Не-ет, не надо было проходить техосмотр у того парня". Ты забываешь, что вот сейчас, на обочине, у тебя наконец-то появилось время, чтобы просто посидеть с друзьями».
Август 1983 ГОДА. Тулламарин
Эрик только что купил свой Ford Falcon XB Coupe. Вернее, не так: Эрик сначала потерял голову, а потом $1500, в обмен на которые получил ключи от девятилетнего Ford. Когда Бана, его отец, дед и друг Темпс вошли в гараж продавца, за окном была уже ночь и шел дождь. Бана вспоминает, что отец с дедом только качали головами, а он в тот вечер уснул счастливым, чтобы проснуться и...
«Думаю, что ситуация была такая же, как если бы парень встретился с девчонкой поздно ночью, при плохом освещении, а на следующее утро проснулся с мыслью: "М-да, вообще-то совсем не об этом я мечтал", — вспоминает свои ощущения Бана. На следующее утро он обнаружил кучу вмятин на левом боку машины и ржавчину на полу. Позже, когда Эрик решит перекрасить Falcon и снимет с него краску, он узнает, что под той почти не было металла — автомобиль за девять лет своей жизни сгнил настолько, будто ему было уже 40. "Я провел 27 лет, чтобы исправить все ошибки того вечера".
20 марта 2010 года. Мельбурн
— Как ты думаешь, у Зверя есть душа?
— Уверен, что да. Она состоит из частичек душ всех тех, кто когда-либо был с ним связан.
В фильме Эрик выглядит по-настоящему несчастным, когда видит Зверя через несколько недель после аварии. С покрасневшими глазами, он говорит в камеру, что лучше бы сломал себе руку. Но сегодня он опять оживлен — работа над машиной всей его жизни снова в разгаре и скоро Зверь будет починен. «В жизни так устроено. Удовлетворение при взгляде на завершенный проект проходит очень быстро, — смеется Бана. — Машина словно говорит: "Нет, нет и нет, не нужно ставить меня в угол и забывать".
Сейчас это кажется сизифовым трудом — Бана провел больше половины жизни, ремонтируя и реконструируя один и тот же автомобиль. Но это не наказание. Это целая наука — о терпении, осмотрительности и работе ради самой работы. Если он бросит ее, то что, черт возьми, ему тогда делать? Бана не знает ответа на этот вопрос. Но, если ты думаешь, что Эрик никогда не имел дело с современными гоночными машинами и ему не с чем сравнивать Falcon, — ты не прав.
Любовь к гонкам для него не шутка, Бана — гонщик гораздо дольше, чем звезда экрана. У него есть Porsche 911 GT3 Cup — суперсовременный гоночный автомобиль заводского производства. За рулем этого Porsche Эрик финишировал третьим в гонке Enduro GT Challenge в начале 2009 года. Спустя месяц он уже на Mitsubishi Lancer Evo X пришел десятым в легендарном австралийском 12-часовом заезде на выносливость в Батерсте. А в марте пилотировал болид «Формулы-1» на трассе в Мельбурне. Правда, участие в ралли больше в его планах не стоит.
«Эта гонка ("Тарга". — MH) всегда числилась в моих планах как завершающая, — говорит Бана. — Мы с Тони видели много людей, тяжело пострадавших на ралли, мы сами вытаскивали их из покореженных машин. И, знаете, я, как водитель, признаюсь, что не могу себя заставить ехать в "Тарге" на максимуме, потому что ты постоянно несешься к поворотам вслепую, не зная, что за ними».
Сейчас Бана предпочитает более короткие и безопасные расстояния, но Зверь в конце концов все-таки выберется из гаража на трассу. «Воскрешение почти закончено», — улыбается Бана. В работу после той аварии, как и много раз до этого, была вовлечена вся команда. Они стали старше, пополнели, в шевелюре появилось больше седых волос, но, как и 27 лет назад, друзья собрались над телом Зверя, чтобы вернуть его к жизни ради своей страсти к гонкам.
Ford Falcon
С 1960 года по сей день эта модель Ford производится и продается в Австралии, за это время сменилось шесть поколений «Фальконов». Столь долгая жизнь делает его одной из самых растиражированных моделей автомобиля на Зеленом континенте. На выбор — седаны, универсалы, юты (легковые пикапы), коммерческие фургоны и, конечно, купе. Впрочем, чтобы покататься на Falcon в Австралии, не обязательно его покупать — эти машины используются там в качестве полицейских авто и такси.
Модификация купе XB выпускалась с 1973 по 1976 годы. Впервые в Австралии уже в стандартной комплектации у машины были передние дисковые тормоза. Любителям гонок предлагалась модификация GT c двигателем V8, впрочем, Эрику Бана досталась более простая версия с V6 (позже он заменит двигатель). Габариты автомобиля: 4808 миллиметров в длину, 1900 миллиметров в ширину и 1369 миллиметров в высоту.