От школьных драк и интриг в КВН до разводов с женами: интервью с Гариком Харламовым
Мое детство было драчливым. Я рос в 80-е, на дворе стоял Советский Союз. Собственно, в этом дворе постоянно и происходили стычки. У меня был дом номер три, а рядом — номер пять. Это уже вызов. Мы махались дом на дом. Ну а в процессе игры в футбол или квадрат — сам бог велел время от времени поколачивать друг друга.
Еще постоянно приходилось впрягаться за каких-то девочек и драться с друзьями и недругами в школе. Это обязательная программа, которая, уверен, была в детстве многих мальчишек. У большинства из нас это заложено природой, а против нее ведь не попрешь.
В 90-е, когда разваливался Союз и танки поехали к Белому дому, моя мама посчитала, что оставаться мне в Москве совсем небезопасно. Родители на тот момент уже развелись, отец уехал в Штаты, и было решено отправить меня к нему. Учиться. Там у меня возник конфликт уже с самим собой.
Я восемь лет изучал французский язык в советской школе и совершенно не знал английского. А в Америке он бы как раз очень мне пригодился. Меня определили в класс для вновь приезжих, и моим другом там стал индус по имени Калиб. Не знаю, что с ним сейчас, а тогда он был мне близким человеком.
Поскольку я не мог ни понять, что мне говорят, ни ответить, у меня возникла проблема с тем, как интегрироваться в новую реальность. Через какое-то время все начало налаживаться, я стал подростком — и приходит время возвращаться в Россию. Теперь мне здесь нужно заново все обустраивать, догонять жизнь, которую я пропустил. И все это на фоне конфликта с родителями.
В семье не поддерживали мое участие в КВН. Мой дедушка откровенно мне говорил, что все это чушь. «Как можно на этом зарабатывать, и вообще — быть клоуном!» — говорил он. На это я отвечал, что клоун — это замечательная, уважаемая профессия. На что мне тут же прилетало, что КВН — это даже не профессия, а какая-то студенческая веселуха, а мне нужно найти нормальную работу.
Естественно, в том возрасте мой юношеский максимализм был на пике. Непонятый родными, я решил продолжить делать то, что делал. И когда я все-таки попал в высшую лигу (а конкурс там 300 команд на место!), родители поняли, что переубеждать меня нет смысла.
В какой-то момент я покинул КВН из-за конфликта с Александром Васильевичем Масляковым. Он был против моего участия в другом проекте, и мне пришлось уйти. Сначала в никуда, а потом я попал на «Муз-ТВ», где началась моя отдельная, сольная, внекомандная карьера. Если до этого я сталкивался с противниками на сцене, то теперь оказался лицом к лицу с самим собой.
Возник новый для меня конфликт. Из квнщика я начал перестраиваться в представителя юмористического и не очень юмористического шоу-бизнеса. Параллельно возникает Comedy Club, мы в нем начинаем движение, и мои проблемы в отношениях с КВН вспыхивают с новой силой.
Вместе с тем мое жизненное пространство заполняет недовольство общества в лице Александра Гордона, который ходит на Первый канал и говорит, что Comedy Club портит молодежь. Приходится отвечать, что портим ее вовсе не мы, отстаивать себя. Ну мало же мне конфликтов в жизни, так еще теперь и это. Передаче на сегодняшний день уже 20 лет, так что отстоять вроде удалось.
Но если бы все этим закончилось, было бы слишком просто. Началась семейная жизнь. Один брак, второй. И в каждом — конфликтов тьма тьмущая. Новые, вроде разные, но по факту одинаковые. Все из-за того, что мы находимся в разных измерениях.
У женщин же к действию подмешаны эмоции. Мы просто что-то говорим, они же в этот момент считывают интонацию и взгляд. Мы что-то делаем — они при этом обращают внимание на детали.
В свои 42 я уяснил одно: мужику недостаточно просто взять копье, убить олень и принести его домой, чтобы накормить семью, он должен еще учитывать эмоции своей жены, потакая ее самоедству, переходящему в тебяедство. Дама не может без рефлексий. Это касается, например, дат. Я не помню ни одной — а у женщин на эту тему пунктик. Им нужно все контролировать и фиксировать. Когда встретились, когда сходили на свидание, когда поцеловались. Мы с разных планет, и это замечательно. Это и есть жизнь. Быть в отношениях без конфликтов странно. Тогда ты не поймешь, что такое хорошо, а что плохо.
Я с ужасом жду, когда моей дочке исполнится 14 лет — и у нее все это начнется. Она у меня умная и адекватная, но пример моих сестер, которым сейчас по 23 года, показал, как бывает в подростковом возрасте. Рано или поздно максимализм взыграет, дочь придет и скажет: мне нравится этот мальчик. И мои возражения в духе «Погоди, Настенька, это же бомж!» не сыграют особой роли. И вот еще один автоматический конфликт.
Надеюсь, он будет не таким долгоиграющим, как моя история с программой «Давай поженимся!», которая давала мне богатую почву для соцсетей в течение пяти лет. Как правильно сказал Тимур Вайнштейн, продюсер фильма «Теща», в котором мы снимаемся вместе с Ларисой Гузеевой, это был самый длительный промоход за всю историю кино.
Кстати, этот конфликт, в отличие от всех предыдущих, выдуманный. Мы нигде никогда не пересекались, не были знакомы. Во вселенной Гузеевой я был Джокером. В моей вселенной было все примерно то же самое, только наоборот. И вот мы наконец схлестнулись на съемочной площадке. По сценарию враждующие зять и теща меняются телами.
Идея не нова, и я вряд ли бы согласился участвовать, но как тут отказаться, когда тещу играет Гузеева. Фильм получился непохожим ни на что, зрители такого точно еще не видели. Ну а мы с Ларисой Андреевной наконец все выяснили.
Как оказалось, она была уверена, что я ее ненавижу. Но как я могу ненавидеть того, кого никогда в жизни не видел?! У меня вообще не было никаких эмоций. Я просто уважаю ее как замечательную актрису, как профессионала. Мы это проговорили и закончили съемки друзьями. Правда, не исключаю, что продолжу постить шутки из «Давай поженимся!», раз уж передача вернулась в эфир.
Вообще, всем было бы полезно следовать совету великого Олега Янковского в роли барона Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Чем легче мы будем воспринимать тот или иной конфликт, тем дольше мы проживем. Всякие споры, ссоры и неурядицы — это составляющие нашей жизни, без них никак. Но любой конфликт делает нас мудрее и опытнее.
Если вспомнить, например, мою стычку в караоке-баре, инициатором которой был Андрей Канчельскис (и за которую, правда, он уже много раз извинился), то вывод напрашивается сам собой: меньше алкоголя, ребята, и больше позитива. И тогда избежите всякой глупости, за которую потом будет стыдно.