Путь Леонардо Ди Каприо — от миловидного мальчика к всенародной любви, премии «Оскар» и экоактивизму
Детство и начало актерской карьеры
Леонардо Вильгельм Ди Каприо родился 11 ноября 1974 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, в семье с итальянскими, немецкими и русскими корнями. Его бабушка Елена Смирнова в детстве вместе с родителями эмигрировала из Российской Империи в Германию. Там у нее в 1943 году родилась дочь Ирмелин, мать Лео, после чего они переехали в США. Ди Каприо утверждает, что его дед тоже был русским, и что он сам русский наполовину. Отец Лео, американец с итальянскими корнями Джордж Ди Каприо – известный художник комиксов (у него, кстати, была небольшая экранная роль в «Лакричной пицце» Пола Томаса Андерсона). Когда Леонардо был год, его родители развелись, но поселились по соседству, чтобы мальчик, оставшись жить с матерью, не лишился отца совсем. Именно папа научил Лео любить кино с самого детства. Он показывал фильмы с Робертом Де Ниро и даже не подозревал, что однажды сын будет сниматься вместе с ним.
Леонардо с детства хотел стать биологом или актером. Его выбору в пользу второго помог сводный брат Адам Фаррар, который зарабатывал неплохие деньги, снимаясь в рекламе. Сам Лео говорил, что просил у мамы разрешения бросить школу ради актерства. Получив справку о среднем образовании в начале 1990-х, Ди Каприо быстро нашел себе агента, который заинтересовался внешностью парня. Тот уговаривал Лео сменить имя на более американское Ленни Уильямс, но тот отказался. За полтора года Леонардо не получил ни одной роли, хоть и прошел около сотни проб. Вскоре он все же приглянулся кастинг-директорам рекламных роликов. Снявшись в паре десятков, Лео вскоре попал и в телесериалы. Его дебютом в 1990 году стало шоу «Изгои», после чего он сразу снялся в популярной мыльной опере «Санта-Барбара», где играл подростка с нервным срывом, пьющего водку из горла бутылки. За эту работу Ди Каприо был номинирован на премию Youth in Film Awards как лучший молодой актер в телесериале.
Первые большие роли и успехи
В кино Лео дебютировал с ролью в комедийном хорроре «Зубастики 3» (1991), но сам актер предпочитает это не вспоминать, называя фильм худшим в истории кино. Почти сразу за этим последовала главная роль в драме «Жизнь этого парня» (1993). По слухам, Роберт Де Ниро, который также снимался в картине, выбрал Ди Каприо из 400 претендентов. Леонардо играл подростка, бунтующего против жестокого отчима (сам Де Ниро). Критики положительно отзывались о первой большой роли молодого актера, отмечая впечатляющее развитие его персонажа. Вскоре вышел фильм «Что гложет Гилберта Грейпа?», в котором Ди Каприо сыграл вместе с Джонни Деппом (кстати, в Каннах тоже был новый фильм с его участием и сам Джонни) и получил свою первую номинацию на «Оскар». Лео очень убедительно исполнил роль умственно отсталого подростка и покорил критиков. Парню на тот момент было всего 19 лет.
Далее актер получал все больше разноплановых ролей. Вестерн «Быстрый и мертвый», куда продюсеры не хотели его брать, но Шэрон Стоун, также снимавшаяся в проекте, настояла на участии молодого актера и сама заплатила Лео гонорар. Главная роль наркозависимого подростка в драме «Дневник баскетболиста», где вместе с ним сыграл молодой Марк Уолберг. Роль французского поэта Артюра Рембо в мелодраматическом байопике «Полное затмение». Ромео Монтекки в фильме «Ромео + Джульетта» — за эту роль актер получил приз на Берлинском кинофестивале. Леонардо Ди Каприо преображался в разных амплуа, а критики почти всегда положительно отзывались о его работах.
По-настоящему оглушительный успех ждал Ди Каприо после выхода «Титаника» Джеймса Кэмерона в 1997 году. Фильм стал самым кассовым на то время и получил рекордные 11 «Оскаров». Роль Джека Доусона сделала Ди Каприо суперзвездой и объектом обожания миллионов женщин по всему миру, что даже повлекло за собой появление термина «леомания» и включение его в список «50 самых красивых людей мира» по версии журнала People. Также благодаря «Титанику» Ди Каприо стал одним из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда. Критики позже называли их дуэт с Кейт Уинслет «самой культовой парой со времен Хамфри Богарта и Ингрид Бергман» (речь о фильме «Касабланка»). Сам же Лео утверждал, что ему никогда не удастся повторить подобный успех и он сам не понимает, как это вообще случилось.
Тандем с Мартином Скорсезе
Одно из главных событий в карьере артиста случилось в 2002 году – вышла историческая драма «Банды Нью-Йорка». С этого начинается последующее многолетнее сотрудничество актера с Мартином Скорсезе. Производство высокобюджетного фильма стало возможным благодаря Ди Каприо – он заинтересовался ролью Амстердама Вэллона, потому что хотел перейти от романтических образов к серьезным драматическим работам, а продюсеры Miramax Films увидели в картине потенциал и согласились финансировать проект. Критики хвалили игру Лео, но все же утверждали, что он остался в тени мастодонта американского кино Дэниэла Дэй-Льюиса.
Следующей совместной работой Ди Каприо и Скорсезе стала картина «Авиатор» (2004) – байопик о режиссере и летчике Говарде Хьюзе. Помимо главной роли в фильме, Леонардо выступил еще и одним из продюсеров. Чуть ранее он основал киностудию Appian Way Productions. За главную роль в «Авиаторе» Лео получил свою вторую номинацию на «Оскар» и первый «Золотой глобус». Пресса отмечала его блестящее воплощение паранойи и одержимости Хьюза.
Далее была криминальная драма «Отступники» в 2006, которая получила четыре «Оскара», в том числе за лучший фильм, но сам Лео тогда остался без номинаций, и психологический триллер «Остров проклятых» в 2009. К тому моменту зрители уже прочно ассоциировали Ди Каприо и Скорсезе как сложившийся дуэт. Образ маршала Тедди Дэниелса стала популярным мемом, постоянно встречающимся на просторах интернета до сих пор. Наконец, в 2013 году на экраны вышел «Волк с Уолл-стрит» – байопик о Джордане Белфорте, известном нью-йоркском брокере, получившем тюремный срок за финансовые махинации.
Это экранизация мемуаров самого Белфорта, по которым Ди Каприо решил сделать фильм. С идеей он пришел к Скорсезе и спродюсировал картину, сыграв главную роль. По мнению критиков он полноценно раскрыл неоднозначного персонажа, органично сочетая комические и трагические сцены. Роль принесла актеру четвертую номинацию на «Оскар» (третья была ранее за фильм «Кровавый алмаз»), но с наградой его снова «прокатили». Его неудачи с «Оскаром» к тому времени стали поводом для шуток.
Работа с именитыми режиссерами и долгожданный «Оскар»
Леонардо Ди Каприо сотрудничает с Мартином Скорсезе с 2002 года, но за эти годы он сыграл множество ролей и у других популярных режиссеров: неуловимого мошенника Фрэнка Эбегнейла в «Поймай меня, если сможешь» Стивена Спилберга; вора секретов из снов людей в хите Кристофера Нолана «Начало»; основателя ФБР Джона Эдгара Гувера в фильме Клинта Иствуда «Дж. Эдгар»; ироничного рабовладельца в «Джанго освобожденном» Квентина Тарантино; и, наконец, роль, принесшую ему долгожданного «Оскара», в исторической драме Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший». Играя в последней, Лео совершил труднейший актерский перфоманс – спал в туше мертвой лошади, ел сырую печень, научился стрелять из мушкета и выучил два индейских наречия. Смешно, что Леонардо Ди Каприо так долго шел к заветному «Оскару», но все же забыл статуэтку в ресторане той же ночью. Некоторые, кстати, не считают этот фильм выдающимся (в конце концов, его аналог сняли в СССР еще в 1960-х). Возможно для его фанатов эта награда была важнее, чем для него самого? Кстати, Ди Каприо – сам большой фанат кино (что, в общем, ожидаемо).
Экозащита и филантропия
Помимо актерской карьеры Леонардо Ди Каприо долгое время занимается активистской деятельностью. Он погружен в работу социального движения Climate Movement, оказывающего давление на правительство США в решении экологических вопросов. По его мнению, глобальное потепление – это одна из основных проблем планеты. Еще в 1998 году Ди Каприо основал фонд, занимающийся повышением осведомленности мира в отношении экологии. На средства фонда он финансирует организации, которые занимаются обеспечением будущего планеты, и продюсирует документальные фильмы о загрязнении океанов, истощении лесов и вымирании животных видов (см., например, картину «Спасти планету»). Все активистские организации и инициативы, в которых Леонардо принимает участие, не так-то просто сосчитать.
Ди Каприо выкладывает крупные суммы из собственного кармана на защиту экологии. В 2010 году он пожертвовал один миллион долларов Обществу по охране дикой природы на российском саммите Tiger, где встречался с Владимиром Путиным. В том же году спонсировал кампанию по восстановлению Гаити после землетрясений. В 2016 встречался с Папой Франциском и также выделил огромную сумму денег на благотворительность, в том числе семь миллионов на спасение популяции африканских слонов.
Вскоре Леонардо уже протестовал против бездействия Дональда Трампа в вопросах изменения климата. В 2020 пожертвовал три миллиона на оказание помощи Австралии после лесных пожаров. В 2021 выделил 43 миллиона на поддержку и восстановление Галапагосских островов. По отчетам его фонда, Ди Каприо предоставил гранты на более чем 100 миллионов долларов различным организациям, заботящимся о природе и экологии.
Недавние и будущие роли в кино
После получения «Оскара» Леонардо Ди Каприо пока исполнил роли всего в двух фильмах — впрочем, у таких актеров каждая роль на вес золота. В синефильской оде старому кино «Однажды в... Голливуде» Квентина Тарантино, где Лео сыграл актера вестернов Рика Далтона, переживающего кризис в карьере. Ди Каприо вновь номинировался на «Оскар», но статуэтку тогда забрал Хоакин Феникс за роль в фильме «Джокер» (интересно, кстати, что, когда к проекту был изначально прикреплен Мартин Скорсезе, ходили слухи, будто эту роль должен исполнить именно Лео). А также в трагикомедии «Не смотрите наверх» о конце света, где актер играет роль астронома, вместе с помощниками открывшего комету, что должна уничтожить Землю через полгода. Ученые сообщают об этом американским властям, но те игнорируют их заявления и не принимают мер. Забавно, как этот фильм коррелирует с реальной жизнью и активистской деятельностью Ди Каприо.
Следующая роль популярного актера будет в новом фильме Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны», с которым Лео не работал 10 лет, не считая короткометражного фильма «Пробы» в 2015 году. Критики в Каннах восторженно отзываются и о самом фильме, и о выдающейся игре Ди Каприо. Зрители же смогут посмотреть картину в октябре, а также надеяться, что это не последняя совместная работа двух мастеров. Кстати, уже есть слухи об участии Ди Каприо в грядущем фильме Скорсезе о Теодоре Рузвельте. В любом случае, мы будем ждать — у «леомании» нет границ!