«Сегодня он был бы как Месси»: Станислав Румянцев о Федоре Черенкове и новом фильме про «народного футболиста»
В 1978-м году Черенков дебютировал за первую команду «Спартака». Тогда мало кто мог предположить, что щупленький парень станет лидером «красно-белых». В итоге Федор превратился в живую легенду советского футбола, которую по-настоящему любили болельщики.
Сегодня историю Черенкова можно посмотреть на большом экране, и она будет интересна не только фанатам «Спартака». К тому же у создателей спортивной драмы «Федя. Народный футболист» было достаточно материала — судьбу Черенкова нельзя назвать легкой. Актер Станислав Румянцев, сыгравший Федора, погрузился в биографию советского футболиста, чтобы не только передать его игру на поле, но и показать все внутренние переживания спортсмена.
Насколько хорошо вы знали историю Федора Черенкова до съемок в проекте?
С историей Федора Черенкова я познакомился в тот момент, когда мне прислали сценарий, и с каждым днем я узнавал все больше и больше. В процессе подготовки к пробам искал факты в интернете, смотрел матчи и живые записи с Федором Федоровичем. Но после встречи с режиссером, Черенков открылся для меня с другой стороны. Николай Акелькин рассказывал мне, каким был Федор. Потом я познакомился с семьей Черенкова — с дочкой Анастасией. И, как снежный ком, начала накапливаться информация от разных людей.
Сейчас, наверное, я тоже являюсь каким-то хранителем знаний о Федоре Черенкове, потому что столько в меня было загружено фактов и деталей, столько информации я собирал, чтобы точнее передать образ этого легендарного футболиста, понять его характер, чувства, мотивы. Думаю, если будут устраивать какой-то квиз по Федору Черенкову, то я там, если и не выиграю, то точно займу призовое место.
Какие факты из жизни Федора поразили вас больше всего?
В судьбе Федора было много несоответствий. Будучи дважды лучшим советским футболистом, лучшим игроком страны, он мечтал сыграть на Чемпионате мира, но так и не сыграл. Эта мечта, которая не осуществилась, рождает какую-то боль, которая знакома, наверное, каждому. И вот таких нюансов в его судьбе было очень много. Владимир Семенович Высоцкий, которого Черенков очень любил, умирает во время Олимпиады, в день рождения Федора Федоровича, и после этого Черенков много лет не отмечает свой день рождения. А сотый гол, юбилейный, который вроде как надо праздновать, тоже не принес ему радости: был забит со спорного пенальти, которое ему еще долго припоминали. Таких казусов судьбы почему-то много выпало на его жизнь.
Тогда не было социальных сетей, в которых сейчас человек может познакомить аудиторию с собой, поделиться мыслями, фотографиями. И для меня удивительно, что люди все равно знали его, знали, какой он человек. Он влюбил их всех в себя, как это делает композитор своей музыкой, певец своими песнями, художник своими картинами. Он влюбил зрителей в себя, в первую очередь, своей игрой, виртуозной работой на поле, поэтому я и сравниваю его с творческими людьми. Болельщики уважали его за талант, а потом узнавали, какой он хороший человек и проникались его личностью.
Что главное в характере вашего героя для вас и как вы готовились к роли?
Еще готовясь к пробам, я определил, что для меня Федор Федорович – это добро, свет, скромность и невероятное трудолюбие. И наше видение с режиссером совпало.
Затем начиналась техническая работа: просматривал видео матчей, наблюдал за его пластикой тела. Это очень важный момент, потому что, когда ты бегаешь на поле, играешь в футбол, выполняешь схемы, кроме пластики больше нечем показать своего персонажа, это единственный инструмент, который у меня, как у артиста, остается во время съемок дальних планов. Есть еще такое понятие - актерская психофизика. Это владение телом, голосом, нервами и темпераментом, которое позволяет нам профессионально исполнять роль. Поэтому я до бесконечности смотрел на повторе его интервью, как он говорил, как он смотрел, где находится объект его внимания, какие мысли читались в его взгляде.
Были, конечно же, футбольные репетиции, где мы с огромным тренерским штабом оттачивали мои футбольные навыки и изучали схемы игр. Чтобы прийти в форму, соответствовать антропометрическим параметрам Федора, я придерживался особых диет, по шесть раз в неделю ходил в зал. Была еще сложность, что мы снимали эпизоды из молодости и зрелого периода жизни футболиста. И во время съемок надо было следовать всем указаниям, чтобы мое тело быстро трансформировалось.
Скажу еще, что отчасти жизнь подготовила меня к этой роли. Были совпадения в наших с Федором судьбах, поэтому я понимал, про что играть. Имею в виду и семейную жизнь, и дочь. Черенков из-за матчей и сборов не бывает дома, я тоже постоянно в разъездах. Такие жизненные обстоятельства актерам часто помогают понять героя и передать, что он чувствует.
Если смотреть на судьбу Федора, как на сценарий фильма, в какой момент и как вы бы ее изменили?
Я бы ничего не менял. Как бы это жестоко ни звучало, но те испытания, которые выпадают на нашу судьбу, дают стимул для роста, и, преодолевая их, мы становимся сильнее. Масштаб нашей личности растет именно за счет каких-то новых препятствий, новых планок. И никто не знает, стал бы Федор таким великим, если бы его судьба была более счастливой и простой. Есть такое выражение: «Счастливые люди, в мире и спокойствии проживая свою жизнь, не оставляют след в истории». И если изучать биографии великих, то можно заметить, что у всех судьба была непростая.
Легче или сложнее было бы Федору сегодня добиться успеха в футболе и жизни?
Я думаю, ему было бы легче. Мир меняется, и как бы нам ни казалось, он меняется все время в лучшую сторону. Общество становится более толерантным. У людей с ограниченными возможностями здоровья появляются удобства, которые позволяют им жить полноценно. Тем, кто столкнулся с зависимостями, психологическими трудностями, есть возможность социализироваться, адаптироваться.
Мне кажется, сегодня он был бы как Месси. Думаю, создали бы все условия для того, чтобы Федор выходил на поле, делал свою работу, играл в футбол, радовал болельщиков. Это было бы настолько ценным и важным, что задействовались бы большие ресурсы психологов и тренеров. Я думаю, ему было бы легче возвращаться.
Сейчас, даже в эпоху социальных сетей, самый ценный ресурс — это искренность. Поэтому, думаю, что в наши дни Черенков расположил бы миллионы людей, даже из других стран, этой своей непосредственностью, детской искренностью и добротой.
Как складывались ваши личные отношения с футболом? Вы играли в футбол в детстве, болели за какую-то команду?
С момента, как я себя помню, с самого детства я был с футбольным мячом. Наверное, до девятнадцати лет почти все свободное время я уделял этому виду спорта. Вне зависимости от погоды мы надевали пакеты на ноги, засовывали в бутсы и шли играть. Куда бы ни приводила меня жизнь — школа, кадетский корпус, Бауманка — я сразу попадал в сборные, конечно, на любительском уровне, но понимание футбола и любовь к нему у меня были всегда.
У нас есть фраза в фильме: «Я просто хочу играть в футбол». И у меня в жизни было точно так же. Я просто любил играть в футбол. Я не думал о высоких достижениях в спорте, не собеседовался ни в какие клубы. У меня была своя команда «Шторм» во второй любительской футбольной лиге. Это было в десятом классе. Мы тренировались по выходным, собирались, играли матчи, и я был счастлив.
Раз в четыре года мы смотрели Чемпионат мира, у меня мама тоже болельщица. Когда проходили какие-то большие события, мы смотрели все матчи, даже если Тринидад и Тобаго играл против Люксембурга. Нам интересен сам футбол, поэтому, мое сердце для команд российской премьер-лиги долго было свободным. Но, конечно, с момента погружения в историю с фильмом, я познакомился с футбольным клубом «Спартак», постепенно начал приезжать на матчи, общаться с легендами клуба и командой. Меня очень тепло приняли, полюбили, а я полюбил их. И сейчас я называю себя другом «Спартака», прихожу на игры с дочкой, и она уже знает, что мы болеем за красных.