Советские суперзвезды, которых все забыли после перестройки
Александр Белявский
Актер, сыгравший роль Фокса в детективном фильме «Место встречи изменить нельзя» с Владимиром Высоцким, был любимцем миллионов. На нем так ладно сидела военная форма, он был таким обаятельным и мужественным, что несмотря на роль отрицательного героя, располагал к себе советского зрителя.
Его постоянно брали играть либо партийных деятелей, служителей закона, либо крупных преступников. На счету Александра Борисовича больше сотни ролей в фильмах. Но последние годы жизни он не мог активно работать — мешали проблемы о здоровьем. Он похоронил родного и приемного сыновей, а в 2003 году перенес инсульт, потеряв способность нормально говорить и ходить. Предложений стало поступать все меньше, из-за отсутствия работы и маленькой пенсии денег на жизнь едва хватало.
Последний фильм с участием Александра Белявского вышел в 2008 году, где он сыграл небольшую роль губернатора. Это была картина «Поцелуй не для прессы».
Погиб Белявский в 2012 году — ему было 80 лет. Артиста нашли под окнами дома, где он жил — Александр Белявский выпал из окна. Предполагалось вначале, что это был несчастный случай, и просто актер не смог удержать равновесие, открыв окно. Однако позднее появились версии о том, что это был сознательный поступок, а причиной стали нищенское существование и проблемы со здоровьем.
Борислав Брондуков
Звезда фильмов «Зеленый фургон», «Табор уходит в небо» и десятков других Борислав Брондуков умер в 66 лет, прожив после дня рождения всего полторы недели. Причиной смерти стали последствия двух инсультов, первый из которых случился в 1983 году.
Борислав рассказывал, что тогда ему помогал весь Союз, из Ленинграда самолетом присылали безумно редкое лекарство по тем временам — церебролизин, Мережко отправлял другие медикаменты. Актер три дня пролежал в коме — и все это время с ним была его Катенька, вторая жена, которая вышла за него, далеко не красавца, когда ей было 18, а ему 30. Брондуков помог девушке выучиться на актрису, и потом благодаря ему она снималась у известных режиссеров.
Супруги долго жили в коммуналке, в одной комнате с матерью Борислава и старшим сыном Костей. Рождение второго ребенка позволило им расширить жилплощадь — они стали обладателями двухкомнатной квартиры на пятерых. Через 15 лет ему дали четырехкомнатную квартиру в Киеве, в самом центре. Ремонт в этом жилье исчерпал финансовые запасы Брондуковых, но беда не приходит одна —в 1993-м у актера произошел второй инсульт.
И в это тяжелое время он остался «за бортом». Брондуковым было не на что жить, дорогие лекарства оказались недоступными. Катя сдала киевскую квартиру и увезла мужа в деревню. Они оба бросили работу и жили лишь на пенсию актера.
Екатерина рассказывала, что в доме периодически появлялись молодые крепкие парни бандитской наружности, которые оставляли ей немного денег. В маленькое село даже отказывались ездить врачи. Временами есть было совсем нечего, и тогда знакомый мясник давал семье Борислава Брондукова кости и жилы — из них Екатерина варила жидкий суп. Это не прибавляло здоровья королю эпизодов, поэтому спустя 11 лет после второго инсульта он ушел из жизни.
Владимир Ивашов
В конце 50-х постановщик Григорий Чухрай решил снять «Балладу о солдате», пригласив на главные роли 19-летнюю студентку Жанну Прохоренко, а Алешу, соответственно, сыграл Ивашов.Картина сразу же вошла в золотой фонд советского кино. Она была награждена на Каннском кинофестивале как лучший фильм для молодежи, получила Ленинскую премию, стала лучшим фильмом года по версии британской киноакадемии BAFTA.
Ивашов буквально проснулся знаменитым — на него обрушились внимание и любовь зрителей не только СССР, но и из других стран. Но фильм во многом так и остался вершиной его карьеры. Еще будучи студентом годы он женился на актрисе Светлане Светличной, которую зрители знают по роли девицы легкого поведения в «Бриллиантовой руке». Актеру на тот момент было 20, Светличной — 19. Вскоре в их семье родился сын, которого решили назвать Алешей — в честь главного героя «Баллады о солдате».
Со временем популярность Ивашова пошла на спад. К середине 60-х актер продолжал сниматься, но все чаще — во второстепенных ролях. В Театре киноактера, которому артист отдал 30 лет, он за все это время получил лишь две большие роли — Ставрогина в «Бесах» Достоевского и автора в пьесе Блока «Здесь на синей земле».
В начале 90-х Ивашов и Светличная ушли из театра в связи с масштабными сокращениями. Актерская карьера Владимира фактически закончилась и он устроился прорабом на стройку, а также подрабатывал грузчиком и разнорабочим.
23 марта 1995 года, после разгрузки очередной машины с шифером, Ивашову внезапно стало плохо. У него случилось прободение язвы желудка и кровотечение. Через несколько часов во время операции у актера не выдержало сердце.
Георгий Милляр
Георгия Францевича знали все жители Советского Союза, ведь на его счету были второстепенные, но очень яркие роли практически во всех самых популярных сказках. Он играл Бабу Ягу, подводного царя, Кащея Бессмертного, Человека-бассейна и многих других персонажей, но до 65 лет жил в коммунальной квартире, причем большую часть жизни — с матерью. Кстати, в коммуналках жили и другие звезды советского кино.
В начале 80-х интерес к сказкам стал уменьшаться, появились детские фантастические фильмы про Электроника и Алису Селезневу, и Милляр перестал быть востребованным из-за своего амплуа злодея-волшебника, которое не вписывалось в изменившиеся реалии. Тем не менее, актер хватался за любую возможность подработать — участвовал в озвучивании мультфильмов, снимался в эпизодических ролях, лишь бы получить хоть небольшую подработку к пенсии.
Незадолго до смерти Георгия Францевича позвали на праздник для детей. Милляр был счастлив, узнав об этом. В зале, где предполагалось проводить мероприятие, было 850 мест. Артист для каждого зрителя нарисовал картинку с летящей в ступе Бабой Ягой и подписал: «С любовью, Г. Ф. Милляр». Но праздник не состоялся и за актером никто не заехал. «Встречу отменили, а про него забыли...» — вспоминал Станислав Садальский. Милляр скончался от пневмонии в 89-летнем возрасте в небольшой квартирке на окраине Москвы. Рядом была только его верная супруга — и никого из друзей и коллег.
Игорь Старыгин
Костя Батищев из «Доживем до понедельника», белый офицер в «Госгранице», младший адъютант его превосходительства — каждая из этих ролей могла сделать его знаменитым. Но священник-мушкетер Арамис так навсегда и остался его главной ролью, которую Игорь спустя годы уже просто ненавидел.
Согласие на съемки в «Возвращении мушкетеров» в 2008 г. он дал лишь ради того, чтобы снова сыграть с Боярским, Смеховым и Смирнитским. Журналистка Екатерина Табашникова, вдова Игоря Старыгина, вспоминала в интервью изданию «АиФ»:
Когда развалился Союз, умерли одновременно театр и кино, Старыгин был на самом пике, в расцвете лет. Екатерина пришла к нему делать интервью — и была поражена тому, в каких условиях живет звезда самого популярного фильма СССР. Игорь страдал от своей ненужности, на фоне чего осложнилось его заболевание — он терял сознание, ноги болели так, что не мог даже подняться на сцену...
Екатерина всерьез озаботилась состоянием мужа — заставляла его регулярно проходить курс лечения в хорошей клинике, покупали дорогие лекарства. Игорю стало легче, он начал играть в театре, у него наконец появилась роль, о которой он действительно мечтал, — учитель Удри в «Безымянной звезде».
Но годы тревог, безработицы и ощущения полнейшего одиночества, не прошли даром. После его смерти врачи сказали, что Старыгин должен был умереть еще в 2000-м. Нервы, сосуды, атеросклероз. И удивились, что протянул так долго.
Михаил Кононов
Первой работой Кононова в кино, благодаря которой его узнали зрители, стала роль в картине «Наш общий друг». Затем были фильмы «В огне брода нет», «Андрей Рублев», «На войне, как на войне». Но самой популярной стала его роль в комедии «Большая перемена», где актер сыграл учителя Нестора Петровича. Также многие помнят его по роли космического пирата в фильме «Гостья из будущего».
Всего актер исполнил более полуcотни ролей в кино. С начала 1990-х актер мало появлялся на экране, потому что не хотел появляться в фильмах-однодневках. Он пробовал себя в качестве режиссера и пытался снимать репортажи для телевидения, приезжал в Бутырки (где жил в последние годы) со съемочной группой — делал репортажи о местной экзотике. Пытался брать интервью у известных людей. Но это был разовый заработок и очень скромный.
В то же время Михаил Иванович отказывался сниматься в низкопробных сериалах: «вот мне прислали сценарий, но такая дрянь, я отказался – криминал, бандиты», — говорил он. Ему предлагали сниматься в рекламе — тоже не соглашался. Сделал исключение один раз: снялся в рекламе шоколада. Очень радовался, когда режиссер Глеб Панфилов позвал его сниматься в фильме «В круге первом». За эту работу он получил 20 тысяч долларов и смог рассчитаться с долгами. Хотя в картине Кононов снимался уже тяжелобольным, и коллеги вспоминали, что каждое слово давалось ему с большим трудом.
В последние 15 лет жизни Михаил Кононов нигде не снимался и жил в Подмосковье. Актер, забытый друзьями и коллегами, умер в полной нищете. Перед смертью он написал книгу, которую ему не на что было опубликовать. И всё же, несмотря на тяжелое состояние, в последние дни своей жизни всенародно любимый актер старался не терять присутствие духа. Он умер в возрасте 67 лет 16 июля 2007 года.
Последний фильм с участием Александра Белявского вышел в 2008 году, где он сыграл небольшую роль губернатора. Это была картина «Поцелуй не для прессы».