«Я хочу играть персонажей, которые лучше меня»: в чем феномен популярности Юры Борисова?
Наш в Голливуде
«Анора» получила шесть номинаций на премию «Оскар», а до этого картина собрала приличный набор призов на нескольких кинофестивалях. В фильме актер Юра Борисов играет Игоря — парня, которого нанимают, чтобы сгладить тяжелую ситуацию, когда сын российского олигарха Иван импульсивно женится на нью-йоркской стриптизерше Аноре. Именно Игорь начинает по-настоящему видеть современную Золушку, замечая, что за ее жесткой внешностью скрывается что-то нежное.
«Для меня он человек. И я хочу верить, что каждый человек может быть таким. Я хочу создавать персонажей, которые лучше меня. Я хочу создавать персонажей, которые могли бы дать человечеству надежду. И вот почему, конечно, я люблю Игоря. Он для меня как маяк», — говорит о своем герое Юра. За эту роль Борисова номинировали на «Оскар» как лучшего актера второго плана.
Знакомство Бейкера и Борисова
Ранее «Анора» получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале. За три года до этого режиссер фильма Шон Бейкер впервые увидел Борисова в другом проекте — драме финского режиссера Юхо Куосманена «Купе номер шесть».
Борисов не видел ни одной работы Бейкера, когда режиссер связался с ним, чтобы обсудить сотрудничество. Посмотрев несколько фильмов, актер согласился участвовать в следующем проекте, хотя сценария еще не было. В энергетике фильмов было нечто, что привлекло Юру, хотя он и не может это определить.
В чем феномен Юры Борисова
Если Запад открыл для себя нашего соотечественника в 2024 году, на родине актер уже хорошо известен. Борисов получил премию «Золотой орел» за фильм 2020 года «Калашников». Увидев Юру в роли создателя легендарного автомата, Шон Бейкер назвал Борисова «российским Райаном Гослингом». Однако ажиотаж вокруг «Аноры» — это нечто новое и во многом неожиданное.
Его Игорь раскрывается как персонаж в течение фильма, переходя от неподвижного, молчаливого присутствия к более активному, в основном выражая себя через взгляды и язык тела, а не слова. Чтобы все это выплеснуть, нужен талант.
Благословение и искренность
Режиссер «Аноры» говорит, что Борисов знает, что делает. Он называет актера большим профессионалом, который прекрасно понимает, где находится камера, где освещение. Его открытость камере позволяет передать эмоции невербально. За эти эмоции и эту открытость Юру часто называют рубахой-парнем. Его коллега, 45-летний Евгений Цыганов говорит, что у Борисова есть «какое-то благословение».
«Юра классный. Я смотрю фильмы, я вижу его включенность, я вижу, как ему внутренне весело. Вот театральный режиссер Юрий Николаевич Погребничко говорит: "Актер — это очень веселая профессия". Понимаете, когда Отелло душит Дездемону, это очень весело, потому что он же ее не по-настоящему душит, а зрители верят, что по-настоящему. Ну это же очень весело! Он же их как бы обманывает. Но по нему нельзя понять, что ему весело. Вот Юра, он как будто бы овладел этим весельем и этим включением, когда ты ему веришь. Веришь в то, что он солдат, таксист или харизматичный бродяга», — говорит Цыганов.
При всем этом профессионализме Юра производит впечатление простого парня по соседству. Искренность без труда считывается, когда вы видите его на американском телевидении. После номинации на «Оскар» журналисты обратились к нему за комментарием по видеосвязи, и широко улыбающийся, абсолютно счастливый Борисов появился на экране в окружении двух дочерей и жены. Этот — очень эмоциональный — момент добавил новые штрихи к портрету и как будто бы стал разгадкой феномена.