«Я не человек с картинки, не Кен для Барби»: интервью с Александром Петровым обо всем, что сейчас волнует актера
Как возникла идея «Вопреки»? И вопреки чему?
Скорее благодаря, а не вопреки. Однажды моему агенту Кате Корниловой написал человек по имени Давид Варданян: «Привет! Мы с женой живем в Ванкувере и делаем документальные фильмы. Один из них про то, как группа OK GO снимала свой клип в невесомости, он был продан на Netflix. Мы хотели бы сделать кино про Сашу». Это был их концепт – они находили в разных странах героев, у которых в жизни случилось нечто успешное, знаменательное, делали с ними по одному-два эпизода и уже большим пакетом продавали бы это на платформы.
Нам это показалось жутко интересным, тем более в тот момент и правда было, что поснимать. Настолько, что вскоре мы поняли, что материала слишком много и жалко с ним расставаться. Вместо одного эпизода получилось восемь, все про разные события в моей жизни. Ребята долго с этим носились по разным платформам и однажды им пришла в голову очень смелая идея – создать свою собственную. Так появилась Stories.stream. Вот, собственно, и все. Этот фильм не был моей инициативой. Поясняю, чтобы это не выглядело как сеанс самолюбования, будто я сам себе решил сделать сериал за выслугу лет – вот, смотрите все про меня. И, конечно, мне никто за это не платил.
Вот только хотел в Дудя поиграть и спросить, не платили ли тебе за это что-нибудь. Но ты уже ответил.
Нет, нет, нет. Если такие штуки и делать, то только по любви. Если бы они позвонили и предложили гонорар, я думаю, мы с Катей сразу бы отказались. Никто ни от кого зависеть не должен. Это была бы уже иная схема отношений, которая мне бы не подошла.
В сериале ты предстаешь перед зрителем, скажем так, с оголенной душой: материшься, куришь, выпиваешь. Не боишься таким образом распугать часть публики, которая тебя любит?
Нет, не боюсь, потому что все мы живые люди. Я в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), например, мат не практикую и не люблю, потому что дети всё это смотрят. Помню, когда мы опубликовали там отрывки «Вопреки», я просил Давида убрать матерные фразы, я правда над этим запариваюсь. Но в целом, в сериале показана обычная жизнь, где люди себя ведут абсолютно естественно. Мне кажется, что это, наоборот, привлечет ещё больше аудитории – как раз за счёт этой искренности, а не вылизанного, ненастоящего мира. Зритель же понимает, когда все стерильно, это неинтересно. Я не фанат выкладывать какие-то вещи из своей личной жизни, хотя иногда случается порыв души.
Крутость сериала в том, что это моя жизнь, никакой постановки, но снято профессионально. Вместо того, чтобы выкладывать в инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) какие-то кривые видео, лучше так. Иногда, мне кажется, надо открываться в таких штуках, потому что людям интересно видеть тебя с другой стороны. И для себя тоже полезно, иначе совсем закроешься, ведь в какой-то момент начнешь себе придумывать идеальную маску поведения. Я так не хочу.
Я не человек с картинки, не Кен для Барби. Плюс, для меня это еще и способ лет через 10 или 20 заново окунуться в очень яркий период жизни, взглянуть на себя из другого времени, поностальгировать. Мне кажется, здорово иметь такую возможность.
Эдакий высокобюджетный вариант «фэмили хоум видео».
Да! И делают его для тебя абсолютно бесплатно. Знаешь, как раньше люди снимали свои поездки и маркировали потом видеокассеты: «Мы в Анапе, 1993 год». А потом через 10 лет это все пересматривали.
Ты в курсе, есть ли у тебя поклонники за рубежом? Причём не только русскоязычные.
Они есть. Это, конечно, небольшое количество людей, но однажды, например, в Нью-Йорке меня узнал официант, итальянец, который смотрел «Т-34» на Amazon. Когда «Т-34» выходил в Китае, а «Лёд» хорошо прошел в Японии, оттуда присылали подарки, так что зарубежные поклонники, конечно, есть. При этом премьеру фильма «Герой» в Мюнхене устраивали русские ребята и собирали свою аудиторию. В Нью-Йорке на Неделе кино тоже приходили местные русские, это 99% зарубежной аудитории, и очень важно, что российское кино до них доходит.
В этом году широкая публика видела тебя всего дважды – в последних сериях второго «Метода» и в «Человеке божьем». Ты как будто чуть притормозил, сбавил темп.
Абсолютно точно. За последние несколько лет я отказался от очень большого количества проектов: от полных метров, фестивальных фильмов, и абсолютно ни о чем не жалею. Мне захотелось этой паузы, я понимал, что надо замедлиться, меньше появляться на экране и тщательней выбирать роли. Так я снялся у Клима Шипенко в «Декабре», у Валерия Тодоровского в «Надвое», и сейчас снимаюсь у Эдика Оганесяна в сериале для Netflix. Всё это выйдет чуть позже.
Так что да, я понимал, что необходимо было притормозить. Не потому, что писали, мол, меня везде много, а потому что, наверное, сам взрослею, более ответственно начинаю подходить к выбору ролей, в том числе. Недавно я был в цветочном магазине, и девушка-продавец мне сказала: «Вы знаете, Александр, мы всей семьей очень любим ваше творчество, смотрим ваши фильмы, и вас как-то давно нет. Мы очень ждем». Если зритель хочет видеть, ждет, действительно соскучился – это очень круто, потому что следующая большая премьера будет как бомба замедленного действия.
На «Кинотавре» в сентябре ты представил короткометражку «Ангел» – твой первый фильм, как режиссера. «Заново родиться» – извини, я не хочу считать за фильм, потому что это киноспектакль. Впереди у тебя есть еще некая «Точка отрыва» с продюсером онлайн-кинотеатра KION Игорем Мишиным...
Её не будет. Она просто висит где-то в интернете, потому что действительно планировали снимать фильм, но потом закрыли проект. Наверное, еще и потому, что я честно ответил себе на вопрос, хочу ли я быть режиссером и могу ли? Нет, не могу и не хочу. И мы закрыли эту историю. Игорь пытался её как-то доработать, восстановить, может быть, когда-то и снимет, но уже с другим режиссёром. Моя профессия – актёр. Когда я захочу снимать кино, к этому надо будет подойти немного с другими мыслями и ощущениями. А тогда это, наверное, был больше эмоциональный порыв. Типа «да я все могу!».
Ага, ну то есть это был скорее порыв, нежели новый виток твоей карьеры. Теперь расскажи, пожалуйста, про «Декабрь»: что ты вообще о нем думаешь?
Проект сложный, очень интересный, с большим количеством компьютерной графики. Он давно снят и смонтирован. Думаю, будут сейчас выбирать подходящую дату для премьеры. К Климу Шипенко, мне кажется, после полета в космос и начала съёмок «Вызова» уже иной интерес. Все мы понимаем, что ставки высоки, и пока фильм не докрутят окончательно, не поймут, что он готов, его не выпустят. Я сам очень сильно жду. Шли разговоры, что «Декабрь» выйдет в декабре, вроде звучит очень интересно, но решили этого не делать. Поживём – увидим.
Ты в «Декабре» Есенина играешь. Насколько эта роль важна для тебя как для человека, который сам пишет стихи?
Дело не в том, поэт или не поэт. Не про это история. Начнем с того, что Есенин, мне кажется, у каждого из нас в крови, потому что он абсолютно русский человек, до мозга костей. Мне было очень интересно, как и Климу, залезть в голову и душу к этому человеку, посмотреть, а что там. Он гений, который прожил очень яркую, хоть и короткую жизнь. Я говорю немного общо, чтобы без спойлеров, но ты и остальные зрители обязательно увидите это в кино. Это не просто автобиография, а может даже совсем не автобиография. Это все немного про другое. Сам хай-концепт этой истории меня поразил, когда я прочитал сценарий, я подумал – офигеть. В смысле – круто, смело, мощно.
Что ж, посмотрим. Ты же еще снимаешься в сериал для Netflix. Ты был единственным кандидатом на главную роль?
К сожалению, я про него вообще ничего говорить не могу, потому что это тайна, покрытая десятью печатями. В этом плане они очень здорово работают: ты не имеешь права практически ничего говорить о проекте, держишь интригу. Единственное, что я могу сказать, что это очень интересная для меня работа. И, конечно, очень здорово работать с Эдиком Оганесяном, потому что он отличный режиссер и эдакий шаман, в плане того, как он это все придумывает и снимает. Съемки сейчас в самом разгаре.
Слегка провокационная тема: сейчас все говорят больше не про тебя, а про Юру Борисова. В нашей с ним беседе он назвал тебя, цитирую, «законным кумиром поколения». Можешь ли ты назвать его в ответ таковым сейчас?
Юра – безумно талантливый парень, я ужасно рад, что мы с ним дружим, и он очень сильно растет. То кино, в котором он сейчас снимается, это очень круто и здорово. Но фестивальная жизнь Юры, сегодня и сейчас, все-таки направлена на более узкого зрителя. До широких масс он пока не вполне добрался. У него был довольно большой фильм «Калашников», его до сих пор смотрят, был «Бык». Частью этого поколения, конечно, я легко могу назвать Юру, и это очень правильный выбор, что сегодняшний главный герой нашего кино – это он. Я за него, правда, очень рад и счастлив, и Юра по праву занимает эту нишу, потому что он очень талантлив и дальше будет набирать и набирать. Сейчас, если «Купе номер шесть» попадет в номинанты на «Оскар», его жизнь может кардинально поменяться. Если он полетит в Лос-Анджелес на премию «Оскар», его заметят и будут новые западные проекты, я буду за него очень рад и счастлив.
Как ты аккуратно подвел к следующему вопросу. Он чуть-чуть шуточный, про «Оскар». Как у тебя с ним? На каком ты этапе пути к его получению, по твоим ощущениям? Что делаешь для этого?
Когда я его получу, я смогу тебе ответить на этот вопрос. Мол, вот, когда-то мы с тобой общались, и я был тогда на этом этапе. Никто не знает, посмотрим. Если посмотреть сериал «Вопреки», можно сказать, что после такого насыщенного и яркого периода можно вообще больше не париться. Сниматься в одном-двух фильмах в год, причем даже в сценарий особо не вникать, а просто соглашаться. Предложили тебе большие деньги – взял и пошел, тебя уже не забудут. Можешь спускаться по некой лестнице, кочевать в разные пулы артистов, но при этом у тебя всегда будут какие-то предложения.
Но я сейчас действительно замедлился и сделал это сознательно. Хочется выходить на новый уровень восприятия себя, профессии, кино. Выбирать не только то, что тебе интересно, а что является для тебя шагом к развитию. Поэтому премия «Оскар» – как напоминание: не забывай стремиться к лучшему, иди вперед!