«Рок-н-ролл мертв, а я еще нет»: Цой, Науменко, Кинчев и другие легенды питерского рок-клуба 90-х

С 1981 года ленинградский рок-клуб стал «местом силы» в мистической терминологии отечественного рок-н-ролла. Бившие ключом из него потоки энергии заряжали своим драйвом молодежь, а рок-музыканты, выступавшие под крышей рок-клуба в Питере, стали кумирами целого поколения. Мы решили поделиться с вами историями тех лет.
«Рок-н-ролл мертв, а я еще нет»: Цой, Науменко, Кинчев и другие легенды питерского рок-клуба 90-х
Фото: Александр Пигарев

1987

Юрий Шевчук

Фестиваль в наукограде Черноголовка назывался «Подмосковные вечера». За непритязательным названием скрывался один из первых в перестроечном СССР всесоюзный рок-фестиваль, организованный молодыми черноголовскими учеными и полуподпольными московскими журналистами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Cреди тех, чьи имена впоследствии прогремят по всей стране, в Черноголовку приехали «ДДТ» во главе с Юрием Шевчуком.

Фото: Александр Пигарев

Шевчук — коротко стриженный, в гимнастерке с тремя октябрятскими звездочками на кармане — всего за год с небольшим до этого перебрался в Ленинград из родной Уфы, откуда его «выдавили» «компетентные органы» за альбом «Периферия».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Ленинграде Шевчук собрал группу, пригласив гитариста и скрипача Никиту Зайцева, барабанщика Игоря Доценко, басиста Вадима Курылева и гитариста Андрея Васильева. Летом 1987 года этот крепкий состав сильно выделялся на общефестивальном фоне.

«Взошел звездою русский рок!» — кто-то из зрителей оценил на стоявшей в фойе «доске гласности» выступление Шевчука его же цитатой; так оно и было. Юрий неустанно носился по сцене и буквально выбрасывал в зал и старые, и новые песни; в нем еще не было более поздней трибунности и радения за всех и каждого, но была красочная плакатность, были ярость, злость, боль, была едкая сатира и, простите, любовь.

Осенью в Подольск он приехал уже символом русского рока и проревел половину программы в полуработающие микрофоны на фоне искрящихся под проливным дождем проводов. Но это — немного другая история.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1988

Майк Науменко

Майк — в миру Михаил — был человеком невероятного обаяния. В ноябре 1988-го группа «Зоопарк» ехала из Ленинграда в Москву для участия в том, что стали называть «Башлачевским мемориалом»; почти всю дорогу группа предавалась излишествам.

Фото: Александр Пигарев

По приезде прославленный коллектив пришлось будить. Майк сотоварищи вывалились на абсолютно пустой перрон, а к вокзалу подошли уже в окружении московских красоток. Не понимаю, откуда они взялись там в 6 утра, но как минимум три из них обнимали Майка, и он при этом был пусть изрядно помят, но ни расхристан, ни разболтан.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Думаю, Майк первым развернул наши головы в правильном направлении, сумев сделать то, чего не смог никто. Он гуманизировал рок-н-ролл, сделав его соразмерным слушателю; он показал, что эта музыка, спетая по-русски, может быть одновременно яростной и нежной, бесстыдной и целомудренной — и при этом оставаться именно рок-н-роллом, не теряя мятежной сути.

Александр Башлачев

Самородок из Череповца, поэтический гений, автор «Время колокольчиков», СашБаш сегодня здесь оказался неслучайно: он до конца недолгой своей жизни оставался членом ЛенРокКлуба, в который вступил в 1986-м.

Фото: Александр Пигарев
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рокером ли он был? Безусловно, по духу; был ли бардом — нет, скорее его можно было назвать поющим автором — cantautore, как говорят итальянцы. Гитара, хрипловатый голос да связка колокольчиков-бубенцов на запястье плюс нога, постоянно отбивающая ритм. Из-за нее, этой самой ноги, нас выгнали летом 1987-го с квартирника СашБаша у станции метро «Аэропорт»: соседка снизу, над которой он топал по полу, вызвала милицию. Никого, к счастью, не забрали, но квартиру опечатали...

Впрочем, еще до того, во время перерыва между песнями, я попытался взять у Башлачева интервью. Один из моих вопросов касался того, что объединяет музыкантов в «рок-н-ролльное братство».

Башлачев хмыкнул: «О чем говорить? Какие выводы делать? Мы все — острова в океане, я, Кинчев, БГ... Ничего общего между нами нет».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Александр Пигарев

Наверное, он был прав, но мне никогда не забыть того отчаяния, которое пронизывало рок-клуб на Рубинштейна, 13, когда его поминали. «Он был самым светлым из нас», — сказал со сцены БГ. Так, похоже, и было на самом деле.

Виктор Цой

Про Цоя и «Кино» мне рассказал в 1982 году хиппи Саша-художник, а через несколько дней от него я получил и кассету — желтый BASF на 60 минут с «45». Это был невероятный опыт: две гитары, драм-машина, виолончель, колокольчики — и голос отчаянно выпевавший: «Мои друзья всегда идут по жизни маршем, / И остановки только у пивных ларьков...»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Александр Пигарев

Но задержку дыхания вызвала другая, — «Дерево», нежная история отношений человека и посаженного им черенка. Кто бы мог подумать, что из этого трепета выйдут «Группа крови» и «Черный альбом».

На примере Цоя можно было понять, что такое рок-звезда. Во всем, что он делал, было ощущение уместности.

Когда он вышел на сцену «Башлачевского мемориала», как будто какой-то Моисей руками развел тогдашний рок-бомонд: слева — русский рок, «мы вместе», справа — цоевская блестящая отточенность и героические позы. Казалось, начиналась новая эпоха; жаль, что она вместе с Цоем закончилась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Олег Гаркуша

Киномеханик-стихоплет, помогавший приятелям-рокерам, сочинявшим песни на его тексты, таскать колонки, превратился едва ли не в визуальный символ питерского рок-н-ролла: Гаркушу даже сегодня узнает каждый, кто видел его хотя бы раз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Александр Пигарев

Поначалу он стоял за сценой во время концертов друзей, и кто-то сказал:«Чего он дергается внизу, пусть на сцену идет со своими погремушками!» — и он вышел, и было здорово! А потом лидер «Аукцыона» Леонид Федоров предложил ему спеть песню «Деньги — это бумага», Олег не отказался — и пошло-поехало!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прошло много лет, черные пиджаки с разноцветными и разнокалиберными значками, в которых Олег щеголял в кадре полузабытого фильма «Взломщик», сменили другие, но белые перчатки на руках, кажется, все те же, и удивительное выражение лица, проникновенно-нелепое, тоже на месте...

Фото: Александр Пигарев

«Аукцыон» — все так же группа его жизни, и он в ней совершенно на месте, оттеняя интравертность Федорова, являя собой некую ему суетливо-клоунскую противоположность. Но под маской коверного скрывается острый ум, сардоническое отношение к реальности и детская восторженность перед всем новым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Александр Пигарев

Впрочем, все это не мешает, а скорее даже помогает Гаркуше писать стихи (вышло три сборника), петь собственные песни (четыре года назад вышел его сольный альбом «23») и даже возглавлять арт-центр «Гаркундель», где регулярно играют совершенно незнакомые публике группы и музыканты.

Андрей Панов Свин

Сын балетмейстера и талантливой балерины, он после отъезда отца на Запад бросил школу и пошел в медучилище, которое не окончил. Внешний вид панков Панов «срисовал» с фото в l’Humanite.

Увидено — сделано: «идиоты» нацепили на себя английские булавки и пошли шататься по Ленинграду.

А потом в квартиру Свина в Купчине пришел рок-н-ролл — в виде потертых чешских гитар, затем появились люди, и среди них Игорь Панкер Гудков, Виктор Цой и Алексей Рыбин, в будущем составившие «Кино».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Александр Пигарев

«Автоматические удовлетворители», они же «АУ», были образованием, базировавшимся на личном обаянии Свина.

Раздолбай, пьяница, хулиган на сцене — и удивительно деликатный, честный в жизни. Большой ребенок с наивным взглядом, всегда готовый признать себя идиотом, он был умнее многих взрослых. Когда я думаю о Свине, я понимаю, что без таких, как он, мир становится беднее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Константин Кинчев

Рок-н-роллом Костя Панфилов (настоящая фамилия музыканта) занимался еще в столице, но от этого периода не осталось ничего, кроме названий групп. Говорят, что Кинчева благословил Майк Науменко, одобрив его песни.

Фото: Александр Пигарев

После этого случилась запись альбома «Нервная ночь» с тогдашним лидером «Алисы» Святославом Алисой Задерием и половиной бит-квартета «Секрет».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно после нее Задерий пригласил Кинчева на позицию вокалиста в группу, названную его прозвищем. Я впервые увидел «Алису» на фестивале «Рок-панорама-87». Красный и черный цвета, макияж, властные позы, завораживающая пластика — Кинчев был непохож ни на что, виденное и слышанное до этого. Задерия в группе уже не было, это была команда Кинчева — слаженный музыкальный механизм, работавший как часы.

Фото: Александр Пигарев
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кинчеву удалось многое — «Армия "Алисы"», первая структурированная фан-организация, первый 2LP-концертник («Шабаш», 1991)...

Удалась ему и смена внутренних векторов — электрическая «новая волна», полная самоиронии и фантасмагории, превратилась в кондовый хард-рок; анархистская вольница — в дисциплинированный монархизм, богоборчество — в истовое православие.

Автор антитоталитарного рок-гимна «Все это рок-н-ролл», некогда бродивший по осенним полям с Шевчуком и Бутусовым в видеоклипе «ДДТ», теперь поет песни совсем иного толка.

1989

Михаил Борзыкин

Борзыкин — неизвестная легенда ленинградского рока. Почему неизвестная? Потому что степень популярности его песен куда меньше, чем у песен большинства его соратников и современников; легенда же — ну, потому что яркий, харизматичный, умный, талантливый.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Сергей Бабенко
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С природным даром трагического трибуна любить электронную «новую волну» и построить на ней все свое творчество... Это совсем уж необычный путь, но в перестройку работал на все сто процентов.

Еще бы: мрачная мелодичная электроника с глухим ритмом была идеальным подкладом для песен «Выйти из-под контроля» или «Твой папа — фашист», тем более что он исполнял их, нарушая правила.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1987-м в Подольске, на «русском Вудстоке», его сет был одним из лучших по отточенности и убедительности — из второго ряда, где сидели мы с друзьями, хотелось выпрыгнуть на сцену, чтобы оказаться рядом с таким замечательным чуваком, который не только поет о том, как надо — он, кажется, и знает, как надо...

Фото: Сергей Бабенко
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оказалось, что знает: позже, когда ленинградские власти попытались отменить рок-клубовский концерт на Зимнем стадионе, кто взял мегафон и повел за собой к Смольному людей, протестующих против отмены? Он, Миша Борзыкин. И концерт состоялся.

1991

Борис Гребенщиков

(* признан иноагентом)

В БГ всегда было много лукавства, но оно было и остается совершенно искренним. Он совершеннейший трикстер, а вовсе не философ и мудрец, каким его мнят нынче поклонники. Он первым нарушил границы, тогда еще реальные — и кому, как не ему, было это сделать, ведь у него всегда были замашки настоящей рок-звезды!

Фото: Александр Пигарев
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможно, он и хотел когда-то выглядеть как Дэвид Боуи, но оказавшись рядом с ним и прочими монстрами рока — Джеффом Линном, Лу Ридом, оставался самим собой.

Удивительное дело: не будучи ни блистательным гитаристом, ни вокалистом высокого полета, он все равно стал главной «рок стар фром зэ ЮЭСЭСАР».

Наверное, тут дело в умении ловить в искусно сконструированных песнях дух времени. И если его слова поначалу кажутся хаотически смешанными, запутанными или бессмысленными, то стоит вглядеться и понять: у БГ есть по паре строчек буквально для каждого, от естествоиспытателя до подводника, от машиниста до рэпера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Александр Пигарев

Так же и с песнями: почти каждая вторая из них апеллирует то к старому советскому наследию, то к кубинскому или ирландскому фольклору, однако это именно песни БГ, ни с чем не спутаешь: умение держать нос по ветру и выхватывать из потока именно то, что нужно сегодня, всегда его отличало от прочих.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Всеволод Гаккель

Тишайший виолончелист ансамбля «Аквариум» абсолютно адекватен своему внешнему облику. Тот, кто читал его мемуары, заковыристо названные «Аквариум как способ ухода за теннисным кортом», наверняка согласятся: это смиренное, полное самокритики и искреннее повествование о жизни известного питерского музыканта, сына известного океанографа и внука авиаконструктора.

Фото: Сергей Бабенко
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это он создал — уже после окончательного ухода из «Аквариума» — рок-клуб «Тамтам», который просуществовал всего пять лет, но именно отсюда вышли ныне культовые «Король и Шут», «Нож для Фрау Мюллер», «Маркшейдер Кунст».

«Везде был просто ад, а у нас был ад, защищенный границами определенного сообщества», — рассказывал Гаккель в одном из интервью. Уже в новом веке Сева открылся миру как талантливейший автор, сумев не просто уложить в песню название извергавшегося тогда исландского вулкана, но и вписать в исполнение регги «Эйяфьядлайекюдль» всех, кто составил славу ленинградского — петербуржского — рока: от Андрея Тропилло до Сергея Шнурова. Согласитесь, не всякому такое под силу.

1995

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Леонид Федоров

«Нам просто повезло в какой-то момент», — сказал как-то Федоров, имея в виду, что одновременно с «Аукцыоном» начинало много групп, но мало кто удержался до наших дней. В федоровской невокальной картавости, в его буйных кудрях и уникальных непохожих мелодиях есть то, что делает «Аукцыон» единственным коллективом в своем роде.

Фото: Сергей Бабенко

Никто из русских групп, кроме них, не записывался с Марком Рибо и Джоном Медески— так и на Западе с ними мало много кто работал (ну, кроме Тома Уэйтса, Игги Попа и Роберта Планта, на секундочку).

«Прекрасное перестало интересовать людей, — сетовал Федоров. — Музыка перестала быть основополагающим культурным принципом». Но эти печальные сентенции, похоже, его самого не смущают: «Кто-то любит лежать на диване, я люблю заниматься музыкой. Без этого я жить не могу...»