«В мою жизнь русский рэп пришел вместе с песнями Децла»: рэпер ST о том, как отстаивал свое место под солнцем рэп-музыки
Свою первую запись ST сделал в 2003 году. По случаю юбилея этого события мы попросили исполнителя вспомнить, с чего начиналась и развивалась его карьера в рэпе – стиле, который за эти 20 лет стал главным в мировой и российской музыкальной культуре.
Давай мысленно вернемся в прошлое и вспомним, как вообще в твоей жизни появился рэп?
В мою жизнь русский рэп пришел вместе с песнями Децла. Я считаю, что это, в принципе, была самая мощная и большая волна, после которой молодые умы решили связать свою жизнь именно с рэп музыкой и найти свой ответ на вопрос: «Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?»
Ты помнишь свои первые «пробы пера»?
Это было еще в школе. Я написал первый текст, показал однокласснику, а он переписал и показал другому. Спустя какое-то время ко мне подошел кто-то из учеников из другого класса и сказал что-то типа: «Классный текст». Сарафанное радио разнесло мои строки по школе, и я стал получать обратную связь!
Осознавать, что мысли, которые появились в твоей голове, близки не только тебе, — это круто. Думаешь: «Вау, значит, это нужно не только мне!»И начинаешь писать дальше, с новой силой и стимулом быть услышанным.
И ты уже тогда решил стать музыкантом? Сказал: «Мама, я в рэперы пойду»?
«Мама, я буду читать рэп!» Звучало как что-то на непонятном языке, не имеющее ни смысла ни значения. Поэтому я ничего подобного и не заявлял, до определенного времени. Пока дома думали (если вообще думали об этом), что «побалуется, и пройдет», я уже четко понимал, что это дело, которому я хочу посвятить свою жизнь. Особенно попробовав вкус живого выступления! Непередаваемо! Скорее всего,я и был создан для такого. Когда ты впервые слышишь, как зал поет твои слова вместо тебя, то все, ты никогда больше не сможешь от этого отказаться!
Вы представляете, что мысль, которая родилась в моей голове, затем обрела форму и рифму на тетрадном листе, далее была записана мной в микрофон — после я ее слышу из уст незнакомого мне человека, который пришел на мой концерт, заплатив за билет свои деньги! Это невероятно!
Но ты попал в рэп-культуру в правильное время – она стремительно набирала популярность.
Да, рэп набирал обороты, но еще не был популярной музыкой, как сейчас. Любая субкультура, на мой взгляд, болезненно переживает выход из «узкого круга» в «широкие массы», так было и с рэпом.
Чем шире становилась твоя аудитория, тем желчнее были комментарии, уличающие тебя в попсовости и продажности. Я вообще думаю, что хейт придумали у нас на форумах, когда рэп становился музыкой широких масс.
Тебя это «опопсение» рэпа задевало?
Мне же всегда хотелось идти дальше, чтобы о музыке, которую я люблю, узнавало как можно больше людей. И это сейчас я слышу, что мой первый альбом «Сто из Ста» — это классика, тогда же мне приходилось постоянно отстаивать свое место под солнцем рэп-музыки.
Я выходил за рамки, я стремился на ТВ и радио, так как понимал, что только так рэп станет популярным. Я вел передачи, приходил на эфиры, давал интервью и выступал, выступал, выступал. На рэп-вечеринках, премьерах, каких-то официальных мероприятиях.
Есть микрофон, давайте его сюда — и понеслась.
Что стало для тебя главным показателем того, что ты на правильном пути и что тебя слушает все больше людей?
Первые туры! Интернет, конечно же, есть, но качает еще на совершенно другом уровне, поэтому ты не можешь в полной мере понять, где тебя слушают и сколько. И тут ты приезжаешь в город, а на концерт приходят люди, которые мало того, что знают твои песни наизусть, так еще и рисуют портреты, дарят фигурки, матрешек и прочее. А еще за это тебе платят деньги организаторы!
Тогда не существовало стриминга, а выплаты с продажи дисков нужно было еще получить. Так что единственным вариантом заработка были концерты.
И тогда ты бросил учебу...
Я бросил и работу, и институт. Вместо того чтобы записывать пары, я где-то записывал новые песни, а вечером выступал. А работал я для того, чтобы оплачивать учебу. Взвесив все за и против, я устранил два элемента -– работу и учебу – и занялся только музыкой. Но, пользуясь случаем, отмечу, что сейчас я хочу поступить в институт, так как ощущаю порой нехватку знаний. Поэтому никого не призываю бросать учиться, Мой путь был таким – ваш может быть совершенно другим.
Денег от концертов хватало уже тогда?
Концерты сегодня есть, а завтра нет. Поэтому я работал МС в ночном клубе «Жара»! И я думаю, что большая часть крутых клубных МС сегодня — это те ребята, которые видели, как тогда работали мы с Леваном (L-One).
Сегодня те, кто ходил на твои первые концерты, уже совсем взрослые люди...
Иногда ко мне подходят люди со словами: «Я вырос на ваших песнях», и это что-то совершенно новое. Но если вы переживали расставания после 2011 года, то, скорее всего, у вас играла дома «Иду ко дну» и вы «не пили, а отмечали». А если вы начинали свои отношения после 2018 года, то наверняка говорили «иди сюда, я тебя поцелую», но при этом знаете, что «счастье любит тишину».
Я-то сам чувствую себя молодым и только-только начинающим свой путь, но, если оглянуться назад, я участвовал в рэп-батлах и написал для Ольги Бузовой «Мало половин». Я выпустил свой сборник стихов и в составе группировки «Ленинград» видел все стадионы России, забитые зрителями до отказа. Возможно, я сейчас что-то и не вспомню, но вспомнят те, кто прочитает это интервью.
Я скажу вам одно: мне всегда было интересно попробовать свои силы в чем-то новом. Смогу ли? Получится ли? Погнали. Но при этом я никогда не терял землю под ногами и помнил, откуда я и кто я.
То есть рэп все равно твоя главная любовь?
Как писал Есенин «большое видится на расстоянии». А рэп – это большая музыка! Мне всегда было что сказать, и когда я получил эту возможность и рэп-музыку как инструмент, то я незамедлительно этим воспользовался. Рэп-музыка сегодня это поп-музыка, объединяющая, казалось бы, совершенно разных людей. Это музыка, которую хотят слышать на свадьбах и днях рождениях детей, юбилеях и городских мероприятиях.
Это музыка, приносящая исполнителям солидный доход, а порой и такой, что сносит голову. Я рад, что выбрал музыку делом своей жизни. Рад, что могу наблюдать со стороны за ее развитием, за новыми веяниями и именами. Рад, что делал музыку тогда и могу делать ее сейчас. И я по-прежнему получаю невероятный восторг от живых выступлений и концертов. Вот сейчас закончу это интервью, поеду в аэропорт – и на выступление! А вас я хочу пригласить лично на свой большой сольный концерт в Москве 11 ноября!
Как повлиял на тебя проект ТНТ «Новые звезды в Африке»?
Победа на шоу, определённо, придала мне уверенности в себе, своих силах и правильности совершаемых мной действий.
Что было самым сложным на проекте?
Если мы не говорим про отдельные испытания, то самым сложным было расставание с семьёй на такой длительный срок. Мы впервые за всё время наших отношений так долго не виделись с Ассоль и Эстель. Я невероятно сильно скучал по ним. Но знание того, что они верят в меня и ждут дома с победой прибавляло мне сил. А если, всё-таки, говорить про испытания, то это испытание на мосту вместе с Наташей Бардо.
Что ты испытал в момент победы?
Это непередаваемые чувства и эмоции. Эйфория, гордость, радость, счастье! Чувство, что наконец-то можно выдохнуть и расслабиться. Я смог, я сделал максимум возможного и выиграл. Победа моя! Хотелось плакать и смеяться, кричать и бить себя в грудь. Облегчение и восторг!
Как твоя семья встретила тебя?
Ассоль встречала меня в аэропорту, а с Эстель мы встретились уже дома. Ассоль знала, что я лечу к ней с победой, потому что первое, что я сделал, когда мне дали телефон — это позвонил ей. Мы плакали, целовались и не хотели отпускать друг друга из объятий. А потом они меня накормили.