Владимир Варнава: «Балетные люди всегда мне напоминали породистых лошадей»
Второй сезон «Новых танцев» постепенно двигается к своей кульминации – финалу. На данном этапе какие у вас самого впечатления от сезона? Чем, на ваш взгляд, он отличается от предыдущего?
Главное отличие в том, что на протяжении 7 сезонов, что шли «Танцы», зрители и создатели проекта искали универсального танцовщика.
В «Новых танцах» другая механика, и фокус с вопроса — «Кого мы ищем!», сместился в сторону хореографов. Танц-художников способных размышлять телом. Теперь мы наблюдаем, не за тем, кто и как, изменился за сезон. Мы очевидцы битвы разнообразных, уже созданных концепций.
Смог ли кто-то из участников этого сезона по-настоящему поразить вас и других членов жюри? Были ли какие-либо по-настоящему крышесносные номера?
Это довольно длинный список впечатлений. А выделять кого-либо сейчас, значит снова анализировать, и внутренне аргументировать выбор. Большая работа (улыбается).
Вы – очень опытный танцовщик и хореограф. За то время, что вы судите проект, открыли ли вы для самого себя что-то принципиально новое? Может быть и не только про танцы, а про людей или жизнь в целом?
Танец — это призма. Через танец я понимаю, как устроен и остальной мир. Мне комфортнее танцевать одному или коммуницируя с другими людьми? Какое давление я оказываю на партнера в танце? А в жизни какое? Мой танец безопасен или же я люблю рисковать? По танцевальным позам, можно определить интровертность или экставертность автора.
Мне видится, что у меня такая профессия, суть которой научиться и научить общаться телесным языком. Размышлять на нем. Открытия происходят ежедневно.
Часто говорят, что быть членом жюри шоу «Новые танцы» – очень непростая работа. Многие участники показывают номера высокого уровня, как тут выбрать лучшего? Вы сами испытываете муки выбора? Может быть, когда-то жалели, что кого-то не пропустили в следующий тур?
Я старался судить каждый отдельно взятый баттл. Кто здесь и сейчас оказался сильнее.
Периодически приходилось мысленно отбрасывать контекст, прошлые заслуги участников, любовь зрителей, путь на проекте.
В спорных ситуациях, я могу отдать предпочтение потенциалу участников, если чувствую, что они еще способны проявиться.
Это большая интересная игра, и здесь не о чем жалеть. Я бы посмотрел дольше на Даяна. Люблю, когда он танцует.
А чем вы больше руководствуетесь, принимая решение – умом или сердцем?
Танец, как и любой другой вид искусства — это информация и воображение. Точность и интуиция.
Шоу «Танцы на ТНТ» многие называют катализатором развития дэнс-культуры в стране. Как она живет сейчас? Что происходит внутри сообщества? Как обстоит ситуация с международными турнирами? Какие стили в тренде, а какие скоро там окажутся?
Шоу «Новые Танцы» действительно, публично и ярко в некоторой степени показывает состояние дел на отечественной танцевальной сцене. Оно успешно заигрывает с авангардным и театральным танцем, оставаясь проектом массовым и телевизионным.
Это оставляет прекрасную возможность зрителям, подробнее познакомиться с некоторыми ранее не знакомыми жанрами индивидуально.
Сегодня художник меньше привязан к какой-либо платформе физически. Я наблюдаю за новостями танцевальной индустрии в виртуальном поле. В Instagram, YouTube. В особенности за экспериментами в поле брэйка.
Современный танец — очень широкое понятие. Туда входит и сегодняшний авангард, и те направления, что успели академизироваться со временем будь то олдскульный хип -хоп, или танец модерн. Среда разнообразная, с множеством направлений, у каждого своя философия, и свои живые процессы. Мы всегда были плотно интегрированы в мировое танцевальное сообщество, но что будет происходить далее предположить трудно.
Вы очень много работаете как хореограф. Над какими проектами вы трудитесь прямо сейчас? Возможно, в ближайшее время стоит ждать от вас каких-то премьер? Что это будет?
Сериал «Балет» от создателей «Happy End» – в этом проекте я задействован в качестве хореографа. Сериал-мюзикл, который пока нельзя называть. Премьера на Дягилевском фестивале. Съемки в кино.
Недавно вы сыграли в сериале «Монастырь». Расскажите, как вы попали в проект? Чем он вас заинтересовал?
Меня пригласил Саша Молочников. Мы давно стремились к совместной работе. Ко мне обычно обращаются с просьбой поставить танец, либо его станцевать. Мне нравится возможность поработать в другом качестве.
Для многих стало неожиданностью, что главную роль в «Монастыре» исполнила Настя Ивлеева. Как считаете, справилась? Кстати, поделитесь впечатлениями от совместной работы с ней.
У нас сложился хороший контакт. С Настей Ивлеевой мы занимались танцевальными классами за год до «Монастыря». Работали с гравитацией, чувством партнера, наблюдали за тем, как тело располагается в пространстве. Это большие физические нагрузки.
Нужно сказать, что Настя чуткий и целеустремленный человек. Надеюсь, что мы еще потанцуем.
Вы всю жизнь занимаетесь танцами, очевидно, что это большая физическая нагрузка. А нужны ли какие-то дополнительные? Например, как у вас с силовыми тренировками?
Танцовщик не просто наращивает силу и гибкость своего тела, он учиться использовать свое тело функционально. Быстро перемещаться, высоко прыгать, становиться незаметным. Развивает экстра-способности.
Балетные люди на протяжении всей своей карьеры делают утренний класс. Серию одних и тех же упражнений, с вариациями, ежедневно. Отсюда такая потрясающая форма. Балетные люди всегда мне напоминали породистых лошадей.
В какой-то момент я от такой системы, по отношению к своему телу, отошел. Мое тело использует другие паттерны движения, нежели в классическом балете, а, соответственно, другие группы мышц. Мне нужна скорее не универсальность, а точная и детальная проработка конкретных принципов, на которых базируется мой язык, мой принцип движения.
Соответственно, необходим собственный класс. С него начинаются мои постановочные репетиции, и он сохраняет меня и танцовщиков в тонусе.
Новые практики, безусловно, расширяют твои возможности, но я предпочитаю применять их, точно понимая зачем.
Часто говорят, что танцы накладывают множество ограничений по активностям. И если уж заговорили про ограничения, то невозможно не спросить про питание. Приходится ли придерживаться какой-то специальной диеты или все сгорает само собой из-за высоких физических нагрузок?
У меня ограничений нет. На данный момент у меня хороший метаболизм. Многие примы серьезных театров признавались мне, что питаются хаотично. Но есть танцовщики, которые всерьез занимаются и своим питанием тоже.
И под занавес. Многие мужчины не очень интересуются танцами, считая, что это история исключительно для женщин. Что им стоит посмотреть, чтобы изменить свою точку зрения? Посоветуйте какой-нибудь маскулинный балет, постановку или отдельный номер, которые могли бы их переубедить?
Является ли живопись мужским или женским занятием? Фотография? Музыка? Это скорее вопрос незрелости такой точки зрения. Более того, мне кажется, что сейчас этот комплекс становиться все менее актуальным. Раньше люди танцевали наедине с Богами, танец всегда помогал высвободить из человека нечто большее, чем то, что он о себе думает.