«Я хочу только прощать и строить»: Дельфин о гастрольной жизни, стиле и отношениях с коллегами
Этот год можно считать для тебя годом на колесах: концерт буквально следует за концертом. Ты как, держишься?
В целом да. Концертов много, но не настолько, чтобы говорить об усталости.
Существуют ли у Дельфина правила жизни в туре?
Конечно. Все просто: следить за собой, помогать другим, не опаздывать к выходу.
У некоторых музыкантов есть некие ритуалы, без которых они никогда не выйдут на сцену. А у вас с группой?
Есть один момент. Он небольшой, но настолько важный, что рассказать о нем я не могу.
Сегодня Дельфин — это крупный проект с большим количеством работающих с ним людей. Как тебе дается управление такой командой? Ты строг по отношению к своим коллегам?
Я не хочу ничего ломать. Я хочу только прощать и строить. Потому что сам понимаю свою неидеальность в отношениях с людьми. Если я с кем-то сотрудничаю, то позволяю так же влиять на себя, в полной мере. Это дает возможность каждому оставаться самим собой. Да. Я делаю предварительный выбор.
Твои концерты — это всегда около-трансовое действо, в каком-то плане созвучное с тем, что называли мэдчестером (Happy Mondays, New Order). Согласен ли ты с такой оценкой?
Мне, возможно, должно быть лестно... Но я не совсем понимаю, о чем речь. Ну, и скорее уж Joy Division, чем New Order.
В целом концертную рутину не назвать творческой: это в первую очередь труд, суровый и кропотливый. Согласен? И пишется ли что-нибудь за кулисами и в дороге — стихи, песни?
Все так, да. Через некоторое время начинаешь себя ненавидеть и пытаешься что-то сочинять в этом аду. Как ни странно, иногда это дает свои плоды....
«Прощай оружие» — релиз, безусловно, знаковый, со временем его назовут классическим: на пластинке сплошь хиты и отменное качество звука. Насколько ты сам им доволен?
Единственное, на что я надеюсь — это удивление от проделанной работы, которое должно возникнуть при возвращении к материалу лет через 10. C вопросом: это вообще я написал?! Так происходит сейчас, когда мы решаем поднять что-то для исполнения из предыдущих альбомов.
А какие новые треки труднее всего даются тебе живьем?
Технически сложно исполнять «Прощение». Поэтому специально для меня весь трек мы перестроили на один лад выше по сравнению с оригиналом.
Ты говорил, что от записи «Прощай оружие» осталось много разных черновиков. Нет мысли выпустить их отдельным релизом?
Чтоб получился типа такой сборник мега-дерьма? Вряд ли.
На твоем сайте последний альбом также доступен в виде кассеты. Ты считаешь этот формат адекватным своей музыке? Вся ее нынешняя многослойность скорее про CD.
Я думаю, что кассета — это прикол, не больше. Да, это круто, но это прикол. Хотя бы потому, что качество нулевое. Поэтому соглашусь, этой записи больше подходит максимально цифровое воспроизведение. На лучшем, по возможности, аппарате.
По ходу дела, в декабре ожидается настоящая жара — по крайней мере, на твоем концерте в клубе 1930 Moscow. Чего нам ждать от этого мероприятия?
На днях в Санкт-Петербурге мы сыграли два концерта подряд. Это были абсолютно разные концертные программы, Volumе 1 и Volume 2. Поэтому декабрьский Volumе 3 в Москве будет лучшим из того, что прозвучало за те два дня.
Многие артисты вычеркивают из трек-листов старые хиты, потому что больше не умеют честно прожить их на сцене. Как ты справляешься с этим, играя ту же «Дверь»?
Я чувствую, что трек живой, просто он закреплен немощью первоначальной аранжировки. Мы переосмысливаем все. А песня живет. Но в целом я не люблю этим заниматься. Мне больше нравится новое.
На последних концертах были какие-то забавные моменты, о которых ты сейчас вспоминаешь со смехом?
Курьезы случались. Но вспоминать о них не хочется, потому что это так же смешно, как и очень стыдно.
На «Прощай оружие» многослойный звук в духе 80-х ловко сочетается с современной подачей. Уместно ли назвать тебя нью-фагом? И вообще, интересен ли тебе новый софт? Или, может быть, нейросеть пишет за тебя тексты?
Не понимаю, как понятие newfag связано с многослойным звуком 80-х. А вот новый софт это всегда хорошо. Вдохновляет. Что до нейросети, то она написала заявку для моего сына о том, почему он хочет поступить именно в ту школу, в которой он учится. В результате все получилось.
Тебя волнует, что пишут зрители в соцсетях, приходя с твоих концертов?
Я об этом не думаю.
Клип на песню «Моя» ты снимал и монтировал сам. Расскажи, как все получилось?
Сначала появилась недорогая, но очень интересная камера, возможности которой позволяли сделать что-то подобное. Потом я почему-то пересмотрел «Контроль» Антона Корбайна, черно-белый фильм о группе Joy Division. Потом пришел сентябрь; солнце заливало дом и все отбрасывало мягкие тени, подчеркивая солнечное тепло. Возникло желание «что-нибудь поснимать» и, уже в процессе, я понял, что снимаю видео клип. В течение трех недель я каждый день тратил немного времени на съемку новых кадров. Все эти дни я смотрел только современные черно-белые фильмы, чтобы оставаться всегда вне цвета (кстати, открыл для себя много интересного кино).
Символика видеоряда случайна, или каждый образ имеет для тебя свое значение?
Она скорее интуитивна, но не случайна. Повторюсь, эта история одного прекрасного сентябрьского дня, наполненная для меня исключительно точными символами. Уверен, что эти простые вещи зритель прочтет по-своему — но прочтет.
Коллаборация с дизайнером Юлией Фом — еще одна большая творческая удача. А сам ты носишь вещи из коллекции Julia Fom&Дельфин?
Все, что Юля делает, я использую в своей повседневной жизни. Начиная c маленькой сумки, с которой хожу всегда, и заканчивая огромным рюкзаком, с которым езжу на гастроли.
Сегодня твои любимые поло от Fred Perry и другие вещи бренда стали почти недоступны в России. Как ты выкручиваешься из ситуации?
С удовольствием выскажу благодарность еще одному бренду, который меня поддержал. Сейчас мы не сотрудничаем. Но поло Fred Perry — это, конечно, круто. Когда его надеваешь, ощущаешь концентрацию. Правда, я уверен, что вы все равно не поймете, о чем я.
Твой недавний коллега, гитарист Павел Додонов, также отметился немузыкальной коллаборацией — с Ossa jewerly. Что ты думаешь о его творчестве на вольных хлебах?
Паша огромных размеров алмаз. Его надо гранить и гранить. Вопрос в том, кто с этим справится.
В 90-х тебя порой записывали в «альтернативу», недавно переоткрытую юным зрителем через фильм «То, что было реальным». Как тебе такое кино?
Фильм плох. Нет, хорошо, что он вообще есть. Но это полное дерьмо.
В 2021 году умер Максим Галстьян из группы IFK, который писал гитарную партию для «Любви». Пригласил бы ты его на сцену для исполнения классики, если бы не трагедия?
Я просто скажу Максу огромное спасибо.
В клипе «Прекрасно» есть отличный момент, когда зрители скептически комментируют твое видео: «Опяаааать Дельфин!» и «Раньше было лучше!». Готов ли ты сам подписаться под этими словами — во всех смыслах?
Конечно! Это же норма. Для вас всегда становится только хуже. Вы живёте своим прошлым. Вы всегда вчера.