Юрец из «Заточки»: «Если в песне ты хочешь рассказать обо всех — расскажи о себе. Мы все более одинаковые, чем кажется»
Аудитория «Заточки» максимально разношерстна – например, вас слушают и мои друзья, которым 40-45 лет, и мой 14-летний сын. На кого вы ориентируетесь прежде всего?
Изначально мы вообще не думали о целевой аудитории, а потом она резко стала очень конкретной: первое время это были прям такие взрослые мужики. А вот последние два альбома уже слушают молодые девчонки и парни. Вот эта аудитория для нас — загадка. Когда я вижу в зале какого-нибудь совсем юного пацана, который пришел на «Заточку» с родителями, я, конечно, очень рад, но при этом стараюсь понять, что он нашел в нашем творчестве? Ведь его смыслы от этого парня пока очень далеки.
У меня такое ощущение, что проект создавался как некий междусобойчик: собрались пацаны на кухне за пивом, гитара под рукой оказалась, Илья сыграл, ты зачитал, вышло смешно – давайте запишем, что ли. Так ли это, или вы подходили к «Заточке» с осознанностью и четким планированием?
Об этом кого ни спроси, любой слукавит. Всем ведь нравится легенда, что мы начали просто в виде шутки, и вдруг неожиданно пришел успех. Ну допустим, да, начинали мы полушутя, но и мне, и Илюхе (гитарист группы Илья Погребняк — прим.МТ) сразу хотелось вырастить «Заточку» во что-то большее. Потому что на самом деле никто не пишет тексты в стол. Никто не запускает группу, чтобы поржать. Никто не снимает студию, не арендует дорогие инструменты, чтобы поржать. Поэтому пусть мы и не знали, что из этого выйдет, но надеялись, что что-нибудь получится.
Как видим, получилось: сейчас у вас тур с новым альбомом, народу приходит все больше, площадки все масштабнее, а летом ждем вас в Зеленом театре с большим опенэйром. Вы как-то выстраиваете заранее драматургию происходящего на сцене? Или просто обнялись перед выходом на сцену, и понеслась?
У нас есть четкая программа, мы всегда знаем, с каким настроением надо начать, и на какой ноте закончить. Наш плейлист мы обкатали в хвост и гриву, сконструировали его методом проб и ошибок. Когда-то он был другой, потом что-то из него уходит, что-то добавляется. Некоторые песни, хитовые в записи, просто не работают живьем, хоть ты тресни. А может это и классные песни, их потом все просят, но мы-то знаем, потому что уже их играли. Поэтому все строго по плану. Конечно, бывает, что в последний момент можно что-то порешать и добавить треков, если видно, что публике не хватило.
Но ведь наверняка у вас случались концерты, на которых было плохо примерно все. Ты слова забыл, гитарист уронил гитару во время соло, барабанщик вообще пьяный, электричество сбоит, ну и так далее. И ты думаешь: «Ааааа, лучше бы всего этого не было!»
Подобное случалось сто раз, но я очень легко к этому отношусь. Такие истории делают концерт единственным в своем роде: например, погас свет, вы начинаете играть на акустической гитаре и петь с залом. И это происходит только сегодня и только здесь, завтра уже свет не вырубится, такого концерта, как сегодня, не будет. А зрители потом будут вспоминать: «Я был на том концерте "Заточки", когда они нажрались, электричество шибануло, гитарист под сцену провалился. Было, скажу я вам, потрясающе!» Это живой, настоящий классный концерт.
Ну то есть из любой собственной лажи нужно делать собственную фишку.
Конечно, это же просто эффектная деталь, и завтра ничего подобного не случится. Но вот если и завтра будет то же самое, то это уже тревожный знак. (смеется)
Гастрольная жизнь – штука нездоровая: тут тебе и отсутствие какого-либо режима, и нерегулярное питание, и постоянный стресс, и утомительные переезды. Какие лайфхаки для сохранения себя в тонусе может предложить человек, который большую часть года проводит в дороге?
Первый и самый важный лайфхак — в дороге надо перестать пить алкоголь. Невозможно все время жить в режиме первых туров, когда концерт в каждом новом городе становится поводом для праздника, который нужно отметить на всю катушку. И даже если ты не напиваешься в хлам, то все равно должен сколько-то выпить, с людьми посидеть и так далее. Это как снежный ком, и к пятому городу ты уже перестаешь что-либо соображать, ориентироваться в пространстве и забываешь, с чего все началось. Но как только ты перестаешь пить в туре, тебе, оказывается, вполне хватает 6-7 часов, чтобы выспаться, и вообще становится все в полном порядке.
Второй момент, который лично для меня стал откровением — на гастролях ты набираешь вес. Я думал, что все должно быть наоборот, ты же скачешь на сцене, постоянно в движухе, но на самом деле ты постоянно сидишь на жопе. Ты сидишь на жопе в самолете, ты сидишь на жопе в автобусе, ты сидишь на жопе в ресторане, в гримерке. Ну а если у тебя чуть больше свободного времени, ты идешь спать, то есть вообще лежишь. Потом вечерком ты полтора часика попрыгал по сцене, и обратно лежать, а завтра опять самолет и автобус. Так что вот мой главный совет: в дороге лучше побольше двигаться и поменьше пить, братцы. Любая длительная поездка – хоть тур, хоть командировка – переносится легче в 10 раз.
Кстати, у многих групп и артистов на время гастролей вводится сухой закон. У вас нет проблем с алкоголем?
Не-не, мы вроде как взрослые все уже. Если нам было по 22, наверное соблазны сильнее бы влияли. А так все уже взрослые, все уже подуставшие, все свои цистерны уже выпили. Где-то, конечно, ты можешь угореть, после особенно удачного или заключительного концерта тура, но зная, что завтра ты полетишь домой и выспишься. А в боевом гастрольном режиме, может, кто-то там что-то немножечко пригубит, но по сути это не наша тема. Мы уже для этого староваты.
Общаетесь ли вы с фанатами до или после концертов?
Если у меня есть время, то я после каждого концерта стараюсь выйти в зал со всеми пофоткаться и парой слов перекинуться. А если у меня вдруг времени нет – например, поезд сразу или самолет, – я этого не делаю, и потом получаю миллион сообщений о том, какой я ... (нехороший человек). То есть ты три раза в зал вышел по возможности – и все, публика считает, что ты обязан делать это каждый концерт. Но поверьте, если я не в зале после концерта – значит, у меня просто не получается, а не потому, что я не хочу пообщаться с братскими сердцами и послушать всякие крутые истории.
Какие подарки вам дарят поклонники?
Поначалу нам дарили заточки – ножи настоящие, иногда гигантских размеров, прям как на нашем логотипе. И это продолжалось, пока я в каком-то интервью не признался, что мы такие подарки с собой не забираем. Реально, ну куда я полечу с ножом, который непонятно откуда взялся и где (а может, и в ком) побывал? Так что мы их тряпкой протираем и аккуратно оставляем в гримерках.
После выхода трека «Моя роза» стали дарить розы – прямо на сцене, как Филиппу Киркорову. Это сильно безопаснее и сильно приятнее.
За 5 лет существования группы обросли ли вы какими-нибудь концертными традициями или ритуалами, которые свойственны только вашему коллективу?
У нас есть один непреложный закон: никто не начинает работу и не двигается с места, пока в гримерке не будут сожраны все фисташки. Мы встаём вокруг мусорки, как бездомные вокруг бочки, бросаем туда очистки, и пока последний орех не будет съеден, ни один провод в розетку не будет воткнут. Поэтому наши саундчеки длятся дольше, чем у других артистов – мы обязательно закладываем время на фисташки.
Выступаете ли вы на корпоративах?
Не то, чтобы часто, но играем, и это всегда странноватое зрелище. Потому что корпоратив, на котором играет «Заточка», это вечеринка, где музыку выбирал босс — чаще всего взрослый мужик 50 плюс. Ты его легко узнаешь в толпе гостей: именно он бешено кайфует во время выступления, пока остальные стоят, не понимая, что вообще происходит. Один из наших первых корпоративов мы отыграли в Moscow City на каком-то высоком этаже, в солидной конторе. Мы приезжаем, а там расхаживают тетеньки в вечерних туалетах с серьгами по плечи, на шпильках. Ну мы не стушевались, выходим – и давай: ... ... ... ... (пенис, пенис, ягодицы, пенис). Все просто в ... (изумлении) стоят. А три-четыре мужика пляшут и орут: «Пацаны, давайте про Сашу Белого!». Вот это наша аудитория!
Поэтому наши корпоративы обычно проходят с легкой ноткой такой странной ... (чепухи), словно я нахожусь не там, где должен сейчас быть. Но при этом я не из тех артистов, которые заявляют, что ненавидят корпоративы – наоборот, я считаю, что это кайф. Ты играешь в той обстановке, в которой никогда бы без этого сыграл, получаешь очень интересный опыт.
В треке «Старый я» с нового альбома «Острые края» ты вспоминаешь разной степени опасности истории, которые приключались с лирическим героем. Все это действительно о тебе, или байки про друзей, замешанные на фантазии?
Все истории, которые рассказывали в «Старом я», все до единой действительно произошли со мной. Они конечно где-то выкручены на максимум, но если ты хочешь рассказать обо всех, самое удачное, что ты можешь сделать — это рассказать о себе. Ты, скорее всего, не сильно отличаешься от всех остальных. Мы все гораздо более одинаковые, чем кажется. Это мой творческий принцип. Если хочешь, чтобы откликнулось всем, расскажи максимально лично о себе, и тогда есть вариант, чтобы попадет во всех. В «Старом я» нет ни одного сюжета, который бы я выдумал, все практически слово в слово, как было.
Тогда я попрошу тебя рассказать какую-нибудь историю из твоего прошлого, которая сейчас гарантированно с тобой не может даже близко приключиться.
Да можно прямо по песне пойти. «Меня тогда в подъезде шмалял бывший мент за то, что я там нащёлкал семян и шумел». Мы с моим другом, будучи уже взрослыми — нам было лет по 17-18 — тусили в подъезде. Раньше же все тусили в подъездах, особенно в Сибири, потому что на улице адский дубак, и ты не можешь позволить себе просто на лавочке посидеть. И вот мы сидели в подъезде, включали рэп, щелкали семена. А надо понимать, что дело было в 5-этажной «хрущебе» – дом без лифта, и все, кто идет по лестнице, проходят мимо тебя и видят, какой ты урод.
И вот идет мужик лет 40-ка – мы знали, что он бывший мент, и у него, как сейчас помню, была погремуха Баобаб. Он прошел мимо нас, нафыркал и зашел в хату свою – она прямо у него на лестничной клетке, где мы стоим с семками. Потом высунулся и говорит: «Так, пацаны, ... на .... (прошу вас удалиться) отсюда, в ужасе».
Мы, конечно, как дерзкие сибирские пацаны, что-то ему ответили в грубой форме. Он такой: «Ладно, парни, я понял», и закрывает дверь. Мы, конечно, довольны: Ну все, слился мужик!»
Минут через пять Баобаб снова выходит на лестничную клетку, но уже со стволом в руке, и держит его, как Стивен Сигал. «Я, – говорит, – повторяю еще раз: "На ... ... (прошу вас удалиться) отсюда".
И тут мне в голову пришла мысль, что он блефует. Мы совсем пацаны, он взрослый мужик – ну что он нам может сделать? Поэтому мы снова ему смело говорим, чтобы он шел на ... (все четыре стороны).
Он перезаряжает пистолет и говорит, что может шмальнуть. Мы такие: «Ну ... (черт возьми), шмальни, ... (глядите-ка)! Какой у нас дядя дерзкий!» Никто до конца не верит, что Баобаб сейчас нажмет на курок. Это же просто невозможно! Но тут мужик вскидывает пистолет и начинает в нас натурально стрелять боевыми патронами.
...! (с ума сойти!)
Под пулями начинают биться стекла, и вся наша крутизна реализовалась в скорость – кажется, никогда я так быстро не бегал. Сам Усейн Болт запыхался бы и сказал: «Все, пацаны, я дальше не побегу». Потом мы встречались с этим мужиком на улице и делали вид, что ничего не было, и мы друг друга не знаем, что и в его интересах – он, конечно, круто выступил, но уж чересчур дерзко.
Ну в целом история вполне в духе «Заточки», вы же любите дать в текстах «старого доброго ультранасилия». Вам в жизни часто приходится драться?
Ну насилие у нас скорее усмешненное, в шуточной форме в основном. А что касается драк – слушай, сто лет уже не было ничего выдающегося. Но я еще очень хладнокровный человек, и никогда не начинаю махать кулаками с полуоборота. А, ну вот, вспомнил: несколько лет назад меня в метро схватил за шкирку какой-то в лоскуты пьяный мужик и начал возить по всему вагону, непонятно, зачем. У меня в правой руке был пакет какой-то, и я его ударил, особо не целясь, сверху вниз, в бороду куда-то, попал ему в зуб кулаком, и он тут же на жопу сел. На этом все и закончилось, но этот чувак, видимо, успел впрыснуть яд из зуба, потому что наутро я проснулся с температурой, а кулак распух, как боксерская перчатка. Надеюсь, этот мужик жив, здоров и не страдает от собственного яда. А вообще желающих со мной подраться порядком поубавилось.
Это неудивительно – ты довольно угрожающе выглядишь.
Да ну, брось, я столько веса потерял, что у меня скоро малолетки на районе начнут сигареты стрелять и на бабки ставить. Вместе с массой теряется и внушительность.
После какой фразы точно начнется драка?
Давай пойдем по классической схеме. Что-нибудь про маму или жену. Что-нибудь в неуважительной форме, скорее всего. Это то, после чего уже назад отмотать нельзя ничего.
Но ведь ты, насколько я знаю, фитнес-тренер – можешь сесть на массу и вернуть былую форму.
Ну нет, с этим я завязал. В своей базовой комплектации я самый маленький человек в мире. То есть, когда мне было 17-18 лет, я весил 53 кг, и вот тогда желающих со мной подраться было сколько хочешь.
Ага, к дрыщам часто цепляются, по себе помню.
Да, на каждом шагу кто-то тебе что-то впроброс скажет. И, конечно, у меня, как у всех мелких людей, была идея фикс: стать большим. Я познакомился с какими-то типами в общаге, они говорят: «Давай, надо качаться, то-се». А я всю жизнь прикалывался над качками, мне никогда не было это близко. Но послушал пацанов, начал заниматься, начал жрать какие-то гейнеры, протеины и буквально через 3-4 года весил уже 85 кг.
Но потом я все это запустил и начал весить 91 кг. Жил с этим какое-то время, и пару лет назад понял, что с меня хватит. Старик, у меня рост 172 см, и при весе 91 кг я выглядел, как тумбочка. Занялся собой, и вот сейчас я в 36 лет как будто бы в лучшей форме в своей жизни. Я вешу 74 кг и получаю удовольствие от этого. Я больше не задыхаюсь, поднимаюсь по лестнице. Потому что у меня не болят ни спина, ни колени. И при этом силовые показатели у меня не сильно упали.
Сколько раз в неделю ты ходишь в зал?
Каждый день в обязательном порядке. Сегодня я делаю силовую тренировку на какую-либо группу мышц, послезавтра – на другую. И между силовыми днями всегда день кардио. Всегда, всегда, всегда. Не ради сгонки веса – мне просто нравится, что я чувствую себя здоровее. Мне нравится, что проходимость сосудов стала получше, давление в долгосрочной перспективе чуть-чуть снижается. Короче, когда ты уже подходишь к 40, лучше поменьше весить и побольше бегать, чем наоборот.
Мне сейчас подумалось, что кантри-рэп «Заточки» мог бы стать эдаким идеальным шансоном – простой сюжет и понятная драма песен, но обставленная с известным изяществом и стилем, с изысканными рифмами и цепкими мелодиями.
Насчет шансона не уверен, все-таки это как будто бы очень серьезная музыка, без ... и .... (шуточек и прибауточек). Там всё максимально драматично, со слезой, трагическая пьеса в трех актах: преступление, наказание и (правда, не всегда) искупление. Такая простая драма. Это все не про нас – мы изначально ставили цель создавать очень легкую форму, чтобы она залетала слушателю без надрыва, чтобы ни у кого ком в горле не стоял от твоих песен. Это наше главное отличие.
А вы когда-нибудь ощущали на себе интерес криминального сообщества?
Ну как будто бы все наши песни написаны не для этих людей. Интереса особо не ощущается, но вопрос про него задают довольно часто, про блатную романтику и так далее. И в какой-то момент, услышав его в очередной раз, я задумался: «А откуда вообще у нас блатная романтика?» Мы не говорим ни о чем таком, и, во всяком случае, точно не ставили перед собой такой цели. Сюжеты наших треков – это реальные истории из жизни любого русского мужика условного 1985 года рождения, ну или жизни его знакомых, несмотря на то, что человек может не иметь никакого отношения к блатному миру.
Все так, лично я многие признаки времени в ваших треках признаю, несмотря на то, что вырос в Москве в относительно благополучном районе. Тем не менее, и у нас регулярно случались побоища в формате «улица на улицу» с самодельными свинчатками в кулаках.
Слушай, не мне тебе рассказывать, но Москве есть, что тебе предложить. Люди, которые считают, что в условном Челябинске или в моей Тюмени было жестче, чем в Москве, жестоко ошибаются. Вот конкретная история: в 2010 году мы сняли квартиру в районе метро «Преображенская площадь» – не какие-то там темные окраины, а почти респектабельный район.
И вот вечером мы приезжаем заселяться, с полной машиной наших вещей – а перед нашим подъездом огромная толпа людей, все кругом оцеплено. Подходят к нам полисмены: вы куда, братцы? Я говорю, что мы квартиру тут снимаем. Толпа расступается, и мы видим лежащего прямо у подъезда зарезанного мужика, и вода из водостока уносит его кровь в канализацию – как в кино. Просто ... (блин) лежит человек ... (совершенно) выпотрошенный, кругом Москва, пару километров до Красной площади, 2010 год. Я помню, что мы достали какие-то стулья офисные, сели на улице, взяли пиво и думаем: «Даааа, приехали пацаны в Москву. Что же дальше-то будет?»
Назови 3 материальные вещи, о которых ты мечтаешь.
Импульсивно мой внутренний человек из Тюмени говорит, что мне нужен Mercedes GLE. Тюменец твердит: «Старик, давай, пришло время». Но человек, который живет в Москве в двух станция от кольца, в доме, в котором 47 этажей, подземный паркинг на два этажа, четко понимает, мне вообще не нужна никакая машина, потому что она превратится в проблему. Может у меня мало проблем, я психологически пытаюсь подкинуть себе еще.
Вторая вещь – мне однозначно нужна хата побольше, потому что у меня разнополые дети. Чтобы они не поубивали друг друга в ближайшую перспективе, мне нужно с этим что-то решать. Как ты понял, это сильно конфликтует с GLE. Впрочем, я могу переехать в GLE – метраж будет не сильно меньше, чем моя нынешняя квартира.
Третье – это кроссовки. Я на них просто помешан, и на меня уже домашние косо смотрят, потому что моя коллекция никуда не вмещается уже сейчас, а я вот жду еще четыре пары и подозреваю, что и они не последние.
Ну а вообще у меня как будто бы все есть. И я люблю себя за то, что мне многого не надо.
Назови лучшее средство от похмелья?
Это свиной или говяжий «доширак», который ты пьешь с уголка и после каждого глотка отдуваешься: «Ой, .... (черт возьми)!» Мне кажется, это прям звездный способ снять похмелье. Напрасно маркетологи «дошика» не позиционируют его в этом разрезе.