Заглянуть за горизонт
Этой истории многие и многие годы, но по-новому она началась в 1991-м, когда в Нидерландах вышла пластинка ансамбля «Тыва» «The Tuva Ensemble — Voices From The Land Of The Eagles». Европейские гастроли коллектива прошли с шумным успехом и дали первый импульс мировой известности горлового пения и обертоновой музыки Тувы.
Эпоха великих открытий
Индустрия открыла для себя хоомей (один из основных стилей тувинского горлового пения, но слово используется и как общеупотребительное по отношению ко всей технике. — MT) благодаря влиянию извне. В конце восьмидесятых американский этномузыковед Теодор Левин и его советская коллега Зоя Кыргыс, при участии которой создавался ансамбль «Тыва», провели полевые записи тувинского фольклора. Пластинка «Tuva: Voices from the Center of Asia» стала первой серьезной работой в этом направлении и важным событием для республики.
К середине 1990-х интерес к аутентичному народному творчеству со стороны рынка поутих, в конце концов, истинный фольклор неотделим от образа жизни и ландшафта. Некоторые местные мастера исполнения хоомея не стали звездами международной сцены и перешли к воспитанию молодежи, что, вероятно, является более важной миссией.
Сегодня музыкальная сцена Тувы представлена очень разными коллективами, работающими во всех жанрах — от фольклора и рока до авангарда и попа. Стремление к самоопределению делает многих из них истин ными пуристами, предпочитающими традиционный стиль исполнения. В беседе с MT Шолбан Монгуш, участник легендарного тувинского коллектива «Ят-ха», отмечает, что фольклорный репертуар ближе к тем слушателям или исполнителям, кто рос на музыке предыдущих поколений или учился у них.
— Можно, например, на улице спросить молодых людей, знают ли они, допустим, «Ят-ха», многие могут сказать, что впервые слышат. У группы все-таки свой слушатель. Но благодаря айфону (в 2023 году песня «Karangailyg Kara Hovaa (Dyngyldai)» прозвучала в рекламной кампании iPhone 15 Pro. — MT) название стало широко известно в Туве, да и в мире. У нас в республике очень популярна поп-эстрада, но не меньше народная музыка, также смешанная с джазом, роком, электронной музыкой. Само горловое пение хоомей конечно очень любят, каждый слушает в деревне, в городе — не важно, дома, в машине.
Традиции и глобализация
В начале девяностых тувинская музыка ворвалась в мировое сознание, будто монгольское нашествие, и имела большой успех, хотя и на нишевом музыкальном рынке. Предпринимались попытки продвинутых мэтров представить хоомей более широкой аудитории. Питер Гэбриэл выпустил диск группы «Шу-де» на своем лейбле Real World, группа Massive Attack вместе с Трики использовали фрагмент записи каргыраа (один из стилей горлового пения, считается, что этот низкий гортанно-горловой звук напоминает звук перекатывающихся в горах валунов. — MT) в песне «Karmacoma», «Хуун-Хуур-Ту» работали с Фрэнком Заппой, американским композитором Карменом Риццо, Kronos Quartet, Радик Тюлюш участвовал в звуковой дорожке сериала «Фарго».
Звучание горлового пения очаровывало и более тонкую публику, интересующуюся не просто музыкой, а древней культурой, мифологией, этническими знаниями, шаманизмом, отношениями человека с природой.Какое-то время тувинская музыка ассоциировалась на Западе с духовным развитием и рассматривалась как инструмент мировосприятия. Однако на глобальном рынке процесс нормализации неизбежен, и таинственность и загадочность сибирского народа уступила стандартизации. Вероятно, современный слушатель слышит в хоомее гораздо меньше природы, но традиционная сдержанность и интровертность тувинских исполнителей все еще покоряет тысячи людей.
Глубина горлового пения
Еще недавно тувинское горловое пение было известно лишь дотошным искателям музыкальной экзотики, а сегодня это востребованный вид искусства. Многочисленные коллаборации и развитие интернета сделали известными во всем мире такие коллективы, как «Тыва», «Хуун-Хуур-Ту», «Алаш», «Чиргилчин» и «Ят-ха», а также исполнителя Конгар-оол Ондара. Манера исполнения и аранжировки создали яркое представление о тувинской музыке и культуре.
Это же произошло и в Туве, где престиж групп, добившихся успеха за пределами республики, сыграл решающую роль в выборе образцов для подражания. Тот факт, что естественный способ обучения хоомею — звукоподражание, а не посещение музыкальной школы, еще больше сыграл на руку этому процессу. Это же подтверждает Шолбан Монгуш:
— Конечно, каждый может научиться горловому пению, физиологически это возможно. Но, видите, это само звучание можно быстро освоить, если важен сам звук, а не смысл, слова и мелодия. Я думаю, сейчас есть много людей интересующихся, которые сами практикуются. Но чтобы исполнить именно народную, исконную музыку, нужно, конечно, углубиться, — там есть текст, лирика, мелодии. Фольклор нужно понять. Допустим, в текстах горлового пения детально описывается жизнь кочевника скотовода, который всегда на природе, красоты тайги, кони, табуны. Чтобы все это с душой спеть, конечно, нужно быть знакомым с этой исконной кочевой средой и культурой. Городской человек может научиться горловому пению, но с душой спеть о том, как сидеть в седле, мчаться по степи — не каждый.
Интернет стирает границы не только пространства, но и времени. В Cети можно найти обширные архивы записей и оказаться в самых дальних точках истории и культуры. Кажущаяся простой техника хоомея привлекает внимание тысяч людей, которые стремятся научиться этому искусству. Кто-то приезжает в Туву, чтобы получить уроки у местных хоомейжи.
— Народной музыке у нас обучают в музыкальных школах, в колледже, конкурсы проводят. Оркестры играют произведения, сочетая горловое пение. Музыкальная грамота, конечно, важна, но считаю гораздо важнее уметь извлекать эти звуки, чтобы они были гармоничны, красивы, приятны для ушей. Можно просто рычать, кричать, но это уже совсем другое.
Воодушевленная успехом некоторых исполнителей, тувинская молодежь подражает стилю кумиров. Интуитивно разработанные Александром Бапа и Альбертом Кувезиным, форматы местных групп и типы аранжировки стали стандартом и подверглись массовому копированию.
Переизобретение тувинской музыки
За долгие годы профессионализм музыкантов значительно вырос. Если в начале девяностых групповое исполнение часто было нестройным, то сегодня оно на высоком уровне. При этом музыка и аранжировки более теплые и демократичные в сравнении с советскими оркестрами, где использовался трансформированный инструментарий.
Одним из пионеров стал коллектив «Хуун-Хуур-Ту». Однако музыканты ориентировались все-таки на экспорт творчества на западный рынок, так как на родине не было средств, чтобы поддержать группу такого уровня. Невольно став в 1990–2000-е послами тувинской культуры, они создали новый формат тувинской музыки, соответствующий мировым стан дартам, хотя и не обязательно достоверно отражающий все национальные особенности.
«Хуун-Хуур-Ту» творчески использовали звуковые эффекты, гармонично интегрировали шумовые инструменты и тувинские звукоидеалы. Чередуя ансамблевые аранжировки с традиционными соло, музыканты создали программу, которая была насыщена этнографической экзотикой, но не зацикливалась на ней. Затем гитарист и певец Альберт Кувезин создал коллектив «Ят-ха» и работал с известным музыкантом-электронщиком Иваном Соколовским. Эти эксперименты особенно охотно приняли поклонники рока и даже панка. Покинув «Хуун-Хуур-Ту», продюсер Александр Бапа создал группу «Чиргилчин», в которую входили такие талантливые музыканты, как Игорь Кошкендей и Монгун-оол Ондар.
Развитие технологий и распространение звуконосителей позволило тувинским музыкантам заново открыть забытые жанры собственной традиции и активнее с ними работать. Время научно обоснованного подхода к репертуару закончилось в середине девяностых, и сегодня речь идет о яркости индивидуальных исполнителей, сценических аранжировок, костюмов... Все это позволяет музыкантам покорять сердца слушателей и, в конце концов, конкурировать друг с другом.
И сцена действительно стала разнообразной. На вопрос о том, кого из современных артистов он может особенно отметить, Шолбан Монгуш может отвечать очень долго:
— Наши легенды — это Саинхо, «Хуун-Хуур-Ту», Альберт Кувезин. Из фольклорных групп «Чиргилчин» и «Алаш», которые много гастролируют. Очень своеобразны группа «Хоомей бит», молодой дуэт «Одучу», который как раз представляет новое поколение. У них получается смешивать фольклорную музыку с электронной. Еще я должен назвать группу «Хартыга», которая играет психоделический рок. Это те группы, которые уже выпустили альбомы, ездят с концертами по России и за рубежом. Есть и большие коллективы, национальный оркестр, джаз-бэнд. Есть отдельные исполнители: Андрей Монгуш, Сайлык Оммун, Алексей Ховалыг со своими музыкальными проектами. Сегодня многие тувинские исполнители создают свою музыку, вдохновляясь традициями и опираясь на них в той или иной степени. Хоомей гармонично вошел в самые разные жанры — от эзотерического пения до попа и неоклассики. В XX веке он сотворил миф о Туве на мировой сцене и продолжает его развивать, позволяя слушателям и исполнителям заглянуть за горизонт, скрытый горными хребтами Саянских гор.