Уникальный случай в науке: женщина без части мозга овладела двумя языками

Американка свободно говорит на двух языках, несмотря на врожденное отсутствие у нее области мозга, ответственной за речь. Ученые в замешательстве.
Уникальный случай в науке: женщина без части мозга овладела двумя языками

В 2016 году в центре внимания нейробиологов из Массачусетского технологического института (MIT) оказался необычный пациент – американка в возрасте за пятьдесят, известная под инициалами EG. Женщина вызвалась принять участие в исследовании, рассказав ученым о необычной особенности своего мозга, о которой узнала совершенно случайно во время медицинского обследования в 1987 году.

Сканирование показало, что у EG полностью отсутствует левая височная доля мозга – область, критически важная для обработки и понимания речи у большинства людей. Уникальный случай описан в научном журнале Neuropsychologia.

Мужчины «тупеют» к вечеру? Ученые выяснили, что мозг мужчин уменьшается в течение дня

Ученые выяснили, что вредит мозгу сильнее: вейп или сигареты

Как работать максимально эффективно? Ученый рассказал о лайфхаке, который поможет взломать мозг​​​​​​​

Несмотря на отсутствие этой ключевой области, EG жила полноценной жизнью: получила хорошее образование, имела ученую степень и свободно говорила на двух языках — английском и русском. Этот факт поразил ученых, ведь до сих пор считалось, что левая височная доля незаменима для развития речевых навыков.

Чтобы раскрыть секрет EG, исследователи провели ряд экспериментов с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Во время сканирования EG выполняла различные задания, связанные с речью: слушала фразы на английском и русском языках, отвечала на вопросы, выполняла лингвистические тесты. Ученые тщательно анализировали активность разных областей ее мозга, чтобы понять, как он компенсирует отсутствие речевого центра.

Результаты исследования оказались поразительными. Оказалось, что функции отсутствующей левой височной доли полностью взяла на себя правая височная доля. В ней сформировалась уникальная сеть нейронных связей, которая обеспечивала нормальную обработку речи. Более того, эта область мозга оказалась настолько адаптивной, что позволила EG не только бегло говорить на двух языках, но и успешно осваивать новые лингвистические знания.

Случай EG стал еще одним доказательством невероятной пластичности человеческого мозга, его способности к реорганизации и компенсации даже при отсутствии ключевых областей. Ученые предполагают, что такая пластичность может быть обусловлена генетически.

Интересно, что у родной сестры EG также обнаружена анатомическая особенность мозга: у нее отсутствует правая височная доля. При этом, как и у EG, у нее нет никаких проблем с речью и когнитивными функциями. Этот факт подтверждает гипотезу о генетической предрасположенности к подобной нейропластичности.

По словам ученых, случай EG открывает новые горизонты в изучении работы мозга и его способности к адаптации. Дальнейшие исследования в этой области помогут лучше понять, как формируются речевые навыки, какие факторы влияют на пластичность мозга и как эти знания можно использовать для разработки новых методов лечения речевых нарушений.