Биография Мартина Лютера Кинга: как самый молодой лауреат Нобелевской премии мира изменил нашу жизнь
Детство и юность Мартина Лютера Кинга
Майкл Лютер Кинг родился в Атланте, штат Джорджия, 15 января 1929 года. Он был одним из троих детей Мартина Лютера Кинга-старшего, пастора баптистской церкви, и Альберты Кинг, бывшей школьной учительницы. Когда мальчику было шесть лет, ему изменили имя, и впоследствии он стал знаменит как Мартин. Его дед и отец были активными участниками Атлантского отделения Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения.
Очереди за хлебом в эпоху Великой депрессии дали понять Мартину, что в мире существует экономическое неравенство. Пример отца, который руководил кампаниями против расовой дискриминации на выборах и низких зарплат учителей, послужил моделью для будущей политической активности Кинга.
В 1941 году, когда Кингу было 12 лет, от сердечного приступа умерла его любимая бабушка Дженни. Это травмировало мальчика настолько, что он выпрыгнул из окна второго этажа, пытаясь покончить жизнь самоубийством.
По окончании обучения в местной гимназии и средней школе Кинг в 1944 году поступил в Колледж Морхауз. В это время он сопротивлялся религии и подвергал сомнению некоторые аспекты баптистской доктрины. Парень не планировал связывать жизнь с богослужением, однако изменил свои взгляды после встречи с доктором Бенджамином Мейсом. Пример этого ученого убедил Мартина в том, что религиозная карьера может сочетаться с интеллектуальной деятельностью.
Получив степень бакалавра, в 1948 году Кинг поступил в теологическую семинарию Крозера в Честере, штат Пенсильвания. Здесь он показал отличные результаты и был отмечен премией Плафкера как выдающийся студент выпускного курса. Кроме того, он получил стипендию Дж. Льюиса Крозера, которая позволила продолжить образование. В 1953 году Мартин Лютер Кинг получил докторскую степень.
Пастор Кинг и бойкот автобусных линий
Летом 1953 года Мартин Кинг женился на Коретте Скотт, впоследствии у супругов родились четверо детей: дочь Иоланда Дениз (1955), сыновья Мартин Лютер Кинг III (1957) и Декстер (1961), а также дочь Бернис Альбертина (1963).
В 1954 году семья переехала в Монтгомери, штат Алабама, где Кинг проповедовал в баптистской церкви. В декабре 1955 года, после ареста афроамериканки Розы Паркс за отказ уступить место в автобусе белому человеку, в городе начался знаменитый бойкот автобусных линий. Мартин Кинг стал одним из главных вдохновителей 382-дневного протеста.
Во это время Кинга арестовали за езду со скоростью 30 миль в час в зоне с ограничением до 25 миль в час, а в начале 1957 года его дом взорвали неизвестные. Однако он сам и протестующие не отступили от своей борьбы, и в итоге Верховный суд США признал расовую сегрегацию в автобусах неконституционной.
В 1957 году Мартин Лютер Кинг и ряд лидеров чернокожего населения собрались, чтобы основать организацию, которая сегодня известна как Конференция христианских лидеров Юга. Кинг был избран ее президентом и вскоре начал помогать другим общинам устраивать протесты против расовой дискриминации. В этом году пастор посетил множество городов, преодолев 780 000 миль и произнеся 208 речей.
Главными результатами его деятельности стало смягчение расовых ограничений в сфере образования. В 1957 году средняя школа Гарфилда стала первой в Сиэтле, где более 50% учащихся стало составлять небелое население. В этом же году чернокожие ученики появились в Центральной школе Литл-Рока, Арканзас, хотя ранее здесь обучались только белые.
Первое покушение и знакомство с Ганди
Основываясь на этом опыте, в 1958 году Мартин Лютер Кинг опубликовал первую книгу «Шаг к свободе». В ней он изложил свои взгляды и воспоминания об автобусном бойкоте в Монтгомери. На презентации книги Кинг стал жертвой первого серьезного покушения: афроамериканка Изола Уэр Карри ударила его ножом для вскрытия конвертов. После атаки Мартин перенес операцию и несколько месяцев восстанавливался, полностью отказавшись от протестной активности.
В следующем году, будучи большим поклонником Мохандаса Карамчанда Ганди, он посетил Индию, чтобы лично познакомиться с идеологом освободительного движения и его методами пассивного сопротивления. По итогам месячной поездки Кинг записал: «Я покинул Индию более убежденным, чем когда-либо прежде, в том, что ненасильственное сопротивление является самым мощным оружием, доступным угнетенным людям в их борьбе за свободу».
Студенческие протесты и поддержка Кеннеди
В 1960 году семья Кинга переехала в Атланту, где он стал сопастором Баптистской церкви Эбенезер, в которой проповедовал его отец. Вскоре движение за гражданские права на юге получило новый импульс: студенческая закусочная Woolworth's стала местом начала массовой сидячей забастовки, которая распространилась по всему региону. Благодаря этой активности был создан Студенческий координационный комитет ненасильственных действий.
В октябре 1960 года Мартина Лютера Кинга арестовали во время студенческого протеста в Атланте, который мог помешать национальной президентской кампании. Однако усилия кандидата от Демократической партии Джона Ф. Кеннеди и его сторонников по освобождению лидера протестующих увенчались успехом. Это прибавило очков Кеннеди и помогло ему победить республиканца Ричарда Никсона.
Марш на Нобелевскую премию миру
По мере расширения протестного движения на юге в начале 1960-х годах Кингу часто приходилось лавировать между все более воинственными студенческими активистами и более осторожными лидерами. Мартина критиковали участники «Поездок свободы» — многочисленных акций, во время которых чернокожие выступали против сегрегации в общественном транспорте. Эта активность жестоко подавлялась властями и не имела большого успеха.
В 1963 году в Бирмингеме, Алабама, Мартин Лютер Кинг возглавил протесты против сегрегации при найме на работу в универмагах. Полиция жестоко подавила демонстрацию, направив против протестантов пожарные шланги и служебных собак. Поведение властей увидела вся страна, что на многих оказало драматический эффект и заставило присоединиться к борьбе. Арестованный Кинг написал красноречивое «Письмо из тюрьмы Бирмингема», которое получило широкое распространение и стало классикой движения за гражданские права.
В августе этого же года 250 000 демонстрантов, выступающих за расширение гражданских прав, приняли участие в Марше на Вашингтон. На Мемориале Линкольна Мартин Лютер Кинг произнес свою знаменитую речь «У меня есть мечта».
В 1963 году журнал Time поместил портрет Кинга и обложку и назвал его «Человеком года». Через несколько месяцев, уже в 1964 году, 35-летний Мартин Лютер был награжден Нобелевской премией мира.
Протест против войны привлек новых сторонников
Статус нобелевского лауреата добавляет Кингу уверенности в своих действиях, и он возглавил кампанию по защите прав чернокожих избирателей, завершившуюся Маршем свободы от Сельмы до Монтгомери. Затем его активность помогла запустить в Чикаго программы помощи жителям трущоб и обеспечению их жильем.
В середине 1960-х Кинг обнаружил, что на севере страны разгневанная молодежь мало интересуется его проповедями и призывами к мирному протесту. Это заставило его обратить внимание на борьбу против войны во Вьетнаме. Однако попытка создать новую коалицию, которая сочетала бы равную поддержку расширению гражданских прав и установлению мира, вызвала раскол. Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения сочла смену акцентов Мартина Лютера Кинга «серьезной тактической ошибкой», посчитав, что «ограниченные ресурсы» движения за гражданские права будут распылены.
Как показало время, Мартин Лютер Кинг выбрал удачное время для расширения своей деятельности. По всей стране его сторонниками становились студенты, профессора университетов, интеллектуалы и священнослужители. Это позволило усилить акцент на одной из главных внутренних проблем — бедности. Кинг призвал обеспечить население социальными гарантиями, в том числе вернувшихся с войны, угрожая общенациональными бойкотами по всем Штатам. В итоге Конгрессу пришлось признать, что в стране проживает огромное количество отчаявшихся и угнетенных граждан.
Убийство и наследие Мартина Лютера Кинга
За 13 лет протестной деятельности Мартина Лютера Кинга многие его соратники и сторонники были убиты. Смерть пришла к нему самому 4 апреля 1968 года в виде выстрела из винтовки, когда он находился на балконе отеля в Мемфисе. Пуля, выпущенная Джеймсом Эрлом Рэем, попала в шею и унесла жизнь человека, вдохновляющего миллионы людей на стремление к свободе. Смерть Кинга вызвала волну насилия и массовых протестов в более чем ста городах по всей стране.
Убийцу Кинга задержали через два месяца. В 1969 году Джеймс Эрл Рэй признал себя виновным и был приговорен к 99 годам тюремного заключения. Однако впоследствии он отказался от признания, а в 1997 году после встречи с ним Декстер, сын Кинга, публично выступил в защиту Рэя. В 2000 году Министерство юстиции США опубликовало отчет, в котором отвергались альтернативные теории смерти Кинга.
В 1969 году вдова Коретта Скотт Кинг основала Центр ненасильственных социальных изменений Мартина Лютера Кинга-младшего. С 1986 года день рождения Кинга, 15 января, является в США национальным праздником, который отмечается проведением образовательных и других мероприятий. Отель «Лотарингия», на балконе которого Мартин был убит, превращен в Национальный музей гражданских прав.
Хотя на момент смерти Кингу было всего 39 лет, его жизнь стала отражением и источником вдохновения многих важных интеллектуальных, культурных и политических событий XX века.
До самой смерти Мартин Лютер Кинг был непоколебим в приверженности преобразованию американского общества посредством ненасильственного активизма. В своем посмертно опубликованном эссе «Завещание надежды» он призвал афроамериканцев воздерживаться от насилия и предупредил: «Белая Америка должна признать, что справедливости для чернокожих людей невозможно добиться без радикальных изменений в структуре нашего общества». Он также настаивал, что «черная революция» — это нечто большее, чем просто движение за гражданские права: «Это заставляет Америку столкнуться со всеми ее взаимосвязанными недостатками: расизмом, бедностью, милитаризмом и материализмом».
Философия ненасилия Мартина Лютера Кинга
Столкнувшись с концепцией ненасильственного сопротивления во время чтения книги Генри Дэвида Торо «О гражданском неповиновении», Кинг позднее увидел пример этого метода в жизни Махатмы Ганди. Позднее он писал: «Любовь к Ганди была мощным инструментом социальных и коллективных преобразований [в Индии]. Именно в этом гандианском акценте на любви и ненасилии я открыл метод социальных реформ, который искал».
Со временем Кинг сформировал шесть принципов ненасилия:
- Ненасилие — это образ жизни смелых людей.
- Ненасилие стремится завоевать дружбу и понимание.
- Ненасилие стремится победить несправедливость, а не людей.
- Сторонники ненасилия утверждают, что страдания во имя справедливого дела могут воспитывать и преобразовывать.
- Ненасилие выбирает любовь вместо ненависти.
- Ненасилие верит, что Вселенная на стороне справедливости.