Обыкновенные герои: как Константин Лукьянов спас пассажиров автобуса от грузовика
Константин Лукьянов, 34 года водитель службы спасения Саратовской области
Сделал: закрыл своим КАМАЗом толпу от летящего в нее грузовика
Где и когда: 24.06.2013, город Саратов
Награда: медаль «За заслуги перед Отечеством» II cтепени
«У меня была минута на раздумья»
Несколько дней в Саратове шли проливные дожди, и к вечеру улицу Танкистов затопило. Многие машины почти по крышу скрылись в воде, дорожное движение замерло. «Я ехал домой на автобусе и задремал. А когда проснулся, то увидел, что вокруг автобуса плещется море, в воде мечутся люди, что-то кричат», — вспоминает очевидец Андрей Титов. В этот момент на вызов сюда уже спешила бригада №2 Саратовской службы спасения.
«Мы приехали, эвакуировали людей из автобуса, помогли им перебраться на сушу», — рассказывает МН водитель КАМАЗа спасателей Константин Лукьянов. Он сидел в кабине, когда услышал крики: с горы вниз по дороге неслась фура, груженная щебнем. «Я знаю такие грузовики, это китайский Howo, он вмещает 20 тонн груза плюс еще вес машины — это настоящий убийца», — поясняет Лукьянов. Фура сшибала на своем пути автомобили (позже посчитали — пострадало 17 человек и 33 автомобиля), она направлялась прямо к толпе на автобусной остановке. Лукьянов вспоминает: «У меня была минута, и я сделал вот что: подогнал КАМАЗ, подставил заднюю часть под место вероятного удара, поставил машину на ручник да еще и на тормоз со всех сил надавил. Фура не заставила себя ждать — ударила, протащила КАМАЗ метров на восемь, но все же остановилась — до людей и машин, которые стояли дальше, не добралась».
Совет от Константина Лукьянова, водителя службы спасения:
«Останавливать грузовик имеет смысл только на равноценной машине, она должна быть столь же массивной. Легковую можно попытаться остановить такой же легковой. Подставлять следует заднюю часть, поскольку спереди двигатель, и он может вспыхнуть. Ставь на ручник, дави на тормоз. Ну и пристегнуться следует обязательно».
Откуда берутся герои
Эксперт: Марина Берковская, психолог
Работала в горячих точках: захват заложников на мюзикле «Норд-Ост» (2002), в Беслане (2004), после взрывов в столичном метро (2010).
«После теракта 2010 года в репортажах по телевидению показывали людей из пострадавшего поезда, которые не пострадали, но и не побежали спасаться, помогали раненым в том тоннеле метро. Это очень правильно! Мы все должны понимать: если что-то случится, ты не одинок, есть кто-то, кто поможет. Ну и еще важно, чтобы люди знали: можно и нужно учиться помогать, так ты спасешь и себя, и других. Кстати, что касается стресса, то героям в кризисных ситуациях проще, чем жертвам. Самое страшное — чувство беспомощности, которое охватывает тебя и остается потом очень надолго, от него сложно отделаться. И если человек даже ранен, но ползет к спасению и толкает других, то ему психологически намного проще будет оправиться, чем тому, кто застыл в панике. Возможно, в этом чувстве — "мне проще что-то сделать, чем бояться" — и есть одна из причин героизма, который проявляют обычные люди».
Эксперт: Анатолий Вахонин, психолог
Работал с ветеранами и жертвами Второй чеченской войны
«Есть разные причины героизма: ну, например, когда человек совершает что-то просто потому, что недооценивает масштабы опасности. Хотя в целом это абсолютно не важно, это уже тонкости, в которые вдаваться не обязательно. Потому что кто-то — ну он вообще ничего не сделает. По моему опыту, больше всего способны к решительным действиям люди подготовленные: военные, спортсмены, врачи. То есть те, кто уже побывал в стрессовых ситуациях и адаптирован к ним. Но это не значит, что геройские поступки совершают только они. В моей практике было много случаев, когда хрупкие девушки реагировали так резко, словно они ветераны спецназа. В целом, по моему опыту, на то, поможешь ты другим или нет, влияет твое внутреннее чувство порядочности, которое возникает в том числе благодаря воспитанию, каким-то традициям. Причем речь не об образовании и культуре — это абсолютно не важно, профессор философии ничуть не скорее поможет кому-то, чем человек, едва закончивший школу».