Луиджи Манджоне — не первый и не последний: почему общество склонно романтизировать убийц
Фотогеничность против преступного умысла
Исследуя реакцию соцсетей на расстрел генерального директора страховой компании UnitedHealthcare Брайана Томпсона, профессор криминологии и английской литературы Западного университета, США, Майкл Арнтфилд не удивляется. Он говорит, нет ничего неожиданного в том, что внимание сместилось с жертвы на симпатичного обвиняемого в убийстве 26-летнего Луиджи Манджоне. Очарованная публика превратила его в современного народного героя-мстителя и не видит ничего плохого в преступлении.
Предполагаемые цели и мотивы Манджони затронули вполне реальную ярость, которую испытывают многие американцы по отношению к индустрии медицинского страхования. Отчасти именно это спровоцировало общественную поддержку мужчины. Интересно то, что происходящее совпадает с предыдущими охотами на людей и судебными спектаклями.
По словам Арнтфилда, соцсети и СМИ играют в этом важнейшую роль, так как даже авторитетные новостные агентства начинают свои заметки с заявлений о том, что по этому поводу думает интернет и фотогеничности Манджони. Однако в остальном все не ново.
Враги народа, ставшие знаменитостями
Чтобы проиллюстрировать свои слова, профессор взял три самых очевидных примера за последние сто лет. Эти люди были оправданы обществом заранее.
Джон Диллинджер
Этот бандит времен Великой депрессии был одновременно врагом общества и любимчиком газет. В традициях Древнего Египта даже была изготовлена посмертная маска Диллинджера, чтобы увековечить его после убийства агентами ФБР в 1934 году. В то время СМИ восхваляли грабителя банков как американского Робин Гуда. Диллинджер имел армии поклонников и сочувствующих, хотя это был скорый на кровавую расправу человек.
«Красавчик Флойд»
После смерти Диллинджера врагом общества номер один стал Чарльз Мелвин Флойд, которого агенты застрелили всего несколько месяцев спустя. Прозвище «Красавчик» ему дали газеты после бойни в Канзас-Сити в 1933 году, которая стала одним из самых массовых убийств сотрудников правоохранительных органов в США. Добавьте к этому элегантную внешность Флойда, и образ, в честь которого слагают песни, готов.
О. Джей Симпсон
Одним из самых ярких событий в истории американской преступности стала знаменитая автопогоня за О. Джеем Симпсоном в 1994 году. В течение двух часов телевидение в прямом эфире транслировало происходящее на шоссе, пока полицейские пытались задержать подозреваемого в ножевом убийстве бывшей жены и ее друга.
Многие зрители даже собирались вдоль трассы, пока шла погоня, будто это был велопробег, а они — болельщики. В порыве поддержать Симпсона некоторые изготовили плакаты и другие самодельные знаки, желающие подозреваемому уйти от полиции. За этим последовал «процесс века» – восьмимесячная телевизионная судебная сага, глубоко расколовшая общество.
Эротические привязанности к насилию
Иногда фандом преступников имеет сложное происхождение и сопровождается публичной эротизацией обвиняемых или осужденных. Специалист по наркозависимости, доктор Дрю Пински отмечает, что большая часть обожания Манджоне менее идеологична, чем, например, в случае с Диллинджером, и больше обусловлена «импульсом», известным как гибристофилия.
Это парафилия, характеризующаяся влечением к человеку, совершившему насильственное преступление. Эксперт подчеркивает, что ряд парафилий смешивают секс с крайним насилием или требуют несогласия партнеров для реализации фантазии. Поэтому такое поведение по праву является незаконными: педофилия, некрофилия и так далее. Это предмет клинических и судебно-медицинских исследований.
Извращенная форма близости
Не каждый парафилический интерес перерастает в парафилическое расстройство, когда эротическая фантазия мешает нормальному социальному и профессиональному функционированию и может быть причиной рискованных и незаконных действий. Однако гибристофилия, классифицируемая как непропорциональное влечение к людям (обычно мужчинам), которые убивают, в конечном итоге приводит к серьезным проблемам.
Как и все парафилии, гибристофилия существует в широком спектре. На одном его конце женщины, которые тянутся к опасным, часто склонным к убийствам мужчинам, и помогают им совершать преступления. Яркий пример — Карла Хомолка. Они делают это в качестве формы близости, рискуя своей жизнью и часто лишая жизни других.
На другом конце спектра группа внешне уравновешенных женщин и в редких случаях мужчин. Часто они имеют здоровые интимные отношения, но бросают семьи и работу, переворачивая свою жизнь под влиянием новообретенной одержимости другом по переписке из тюрьмы или злобным и жестоким человеком, с которым знакомятся через другие каналы.
Описанные Майклом Арнтфилдом примеры отчасти отражают романтизацию людей, выступающих против того, что общество склонно воспринимать как морально коррумпированные системы. Это относится и к банкам 1930-х годов, которые разоряли и без того нищих людей, и к системному расизму в полиции, как это было в ситуации с О. Джеем Симпсоном. В случае Манджоне в центре внимания находится система медицинского страхования, которую многие американцы считают циничной и бессердечной.