Как русские гонщики на «Волгах» покоряли гоночные трассы в Монако
1912
Ралли Монте-Карло проводилось лишь во второй раз, но на старт уже отправился первый российский экипаж. Андрей Нагель и Вадим Михайлов, пробивая дорогу сквозь январские снега, добрались на своем Russo-Balt из Петербурга в столицу Монако. За рекордный по продолжительности автопробег они получили специальный приз, а в абсолютном зачете гонки вошли в десятку лучших.
1964
По регламенту гонку предварял сбор экипажей в одном из европейских городов, откуда они совершали пробег до старта ралли в Монте-Карло. Так как в 1964 году выбор пал на Минск, центральный совет ДОСААФ принял решение отправить на соревнование и советскую команду. Вслед за экипажами на Porsche 911, Renault Alpine и Lotus Stratos с центральной площади города под строгим взглядом каменного Ленина в гости к князю Монако отправились и «Волги» ГАЗ-21. Путь оказался непростым.
После того как в первые же дни в аварии попали обе технички, гононым машинам пришлось принять на борт запчасти, сменную резину, провиант и остальные вещи. Ехали советские гонщики по военным картам и практически в армейских условиях — без денег на рестораны, но с примусом для обедов на обочине.
Боевое крещение в самой гонке команда под руководством многократного чемпиона СССР Вячеслава Мосолова прошла с честью — до финиша добралась в полном составе, пусть и с заметным отставанием от триумфаторов того года — юрких Mini, гораздо более эффективных на извилистых серпантинах.
А вот попасть на венчавший соревнование прием у князя советским спортсменам не удалось — выданные для официальных мероприятий костюмы фабрики «Большевичка» не соответствовали дресскоду black tie. В качестве компенсации нашу делегацию отвели в казино на стриптиз. Так «Большевичка» невольно показала «руссо туристо» весь «облико аморале» западного мира: игры на деньги и выступления обнаженных танцовщиц.
2019, 2020
Появление советской команды на гонке в 60-е открыло современным гонщикам путь на ее историческую версию — Rallye Monte Carlo Historique, — к участию в которой допускаются модели 1955–1980 годов, если те когда-то стартовали в реальной гонке. Чудом в России сохранилась именно та машина, на которой лидер команды СССР более полувека назад проделал путь от минского Ленина до княжеского стриптиза.
«Просматривая объявления о продаже 21-х "Волг", я увидел необычный экземпляр, — вспоминает менеджер возрожденной команды Иван Падерин. — У него на торпедо было три специфических отверстия, очень похожих на след от штурманской подсветки, освещавшей карту во время ночных этапов ралли. Я позвонил продавцу и попросил прочитать в документах фамилию первого владельца. В ответ я услышал: "Мосолов". С этой покупки и началось возвращение "Волг" в Монако.
Исторический автомобиль Мосолова как музейную реликвию Падерин на гонку везти не стал. Вместо этого с многократным участником «24 часов Ле-Мана», ралли-рейда «Париж — Дакар» и других культовых гонок Алексеем Васильевым они купили еще два ГАЗ-21, которые перестроили под требования ралли: например, заменили 2,5-литровый двигатель «Волги» на 5-литровый от «Чайки».
«Волги» с «чайковскими» моторами выпускались для КГБ и назывались ГАЗ-23, — говорит Падерин. — В шестидесятые гонщики поднимали вопрос об участии в ралли «Монте-Карло» именно на них, но автомобиль запретили рассекречивать».
В 2020 году экипажу Васильева удалось выиграть один из спецучастков Rallye Monte Carlo Historique. Достойно выступил и женский экипаж Илоны Накутис и Татьяны Елисеевой на второй машине. Увы, в 2021 году из-за пандемии гонка не состоялась, но российская команда уже готовит автомобили к старту в 2022-м. Если зима снова выдастся затяжной, у «Волг» с их высоким клиренсом на снегу будут хорошие шансы вернуть должок своим обидчикам из 60-х — Mini.
Еще по теме: