Ford против Ferrari: главные герои легендарной гонки «24 часа Ле-Мана» в 1966 году

1966 год был знаменательным для Ford Motor Company. Разработанный ей спорткар Ford GT впервые выиграл гонку «24 часа Ле-Мана» и обогнал Ferrari, которые бессменно лидировали предыдущие шесть лет. Эта победа была результатом бессонных ночей американских инженеров и неограниченных вливаний бюджета со стороны Генри Форда II.
Ford против Ferrari: главные герои легендарной гонки «24 часа Ле-Мана» в 1966 году
(фото предоставлено издательством)
В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга американского журналиста Эйя Джейя Бейма «Ford против Ferrari» о противостоянии двух легендарных компаний и о людях, которые посвятили свою жизнь гонкам. В этой статье мы расскажем о пяти личностях, сыгравших ключевую роль в борьбе за скорость.
Содержание статьи

Генри Форд II (1917–1987)

В три года маленький Генри Форд II впервые зажег доменную печь, сидя на руках у своего знаменитого деда. Спустя 25 лет он стал президентом компании Ford, которая к тому времени значительно ослабла и ежемесячно теряла миллионы долларов. У Генри II не было реального опыта ведения бизнеса, но была решимость восстановить империю и сохранить славу семьи. Он нанял талантливых менеджеров, лучших выпускников инженерных факультетов, в том числе Ли Якокку и Роберта Макнамара, будущего министра обороны США. Генри II удалось реабилитировать компанию и завоевать обратно часть американского рынка, на котором в 1950-е годы лидировала Chevrolet.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1963 году Генри Форд II принял решение купить итальянскую компанию Ferrari. Для американцев это был самый быстрый способ завоевать первенство на гонках, которые стали лучшим маркетинговым инструментом для автоконцернов. Но сделка сорвалась, и Форд решил вступить в битву на трассе: он поручил своим инженерам обогнать машины Феррари в «Ле-Мане». Генри II готов был вкладывать любые суммы, чтобы доказать всему миру превосходство своих автомобилей, и в конце концов добился желаемого.

Энцо Феррари (1898–1988)

Фото предоставлено издательством
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Молодой Энцо Феррари (1920-е гг.)

Фамилия Феррари происходит от итальянского слова ferro — «железо». Альфредо Феррари был слесарем, а его сын Энцо мечтал о карьере гонщика еще с 11 лет, когда он впервые увидел соревнования машин на окраинах родного городка Модены. В 23 года Энцо присоединился к команде Alfa Romeo в качестве механика и гонщика, но после рождения сына Дино решил сосредоточиться на разработке автомобилей. Машины Феррари были произведением искусства: каждая деталь, от шестеренок до руля, изготавливалась вручную итальянскими мастерами. На фабрике Энцо производили всего несколько машин в неделю. Только настоящие ценители могли позволить себе такой автомобиль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но к концу 1950-х отношение к Феррари изменилось: его спорткары стали настолько мощными, что гонщики с трудом справлялись с управлением. Резко возросла смертность водителей на гоночных треках. Энцо Феррари, бывшего «волшебника из Маранелло», обвиняли в непредумышленных убийствах. В 1963 году компания Ferrari была выставлена на продажу. Энцо долго заигрывал с представителями Ford, но в итоге не отдал им свою фабрику, а заключил договор с итальянским производителем Fiat. Это позволило ему заниматься исключительно гонками, оставив производство гражданских автомобилей другим.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ли Якокка (1924–2019)

Фото предоставлено издательством

Ли Якокка незадолго до того, как возглавил дивизион Ford Motor Company

Ли Якокка был сыном итальянских иммигрантов и привык добиваться всего самостоятельно. Он мечтал работать в Ford еще будучи школьником, пришел туда в качестве стажера, а спустя 14 лет работы стал вице-президентом и генеральным директором компании. Ли хорошо владел статистикой и был отличным маркетологом: именно он продвигал идею о том, что автомобильному бизнесу нужно ориентироваться на молодежный рынок. «Любой 16-летний юнец мечтает обзавестись тачкой», — говорил Якокка, взявшись за разработку стильного и мощного автомобиля нового поколения. Под его руководством был создан легендарный Ford Mustang.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда в начале 1970-х Генри Форд II стал вкладываться в репутацию своих автомобилей на гоночных трассах, Якокка делал все, чтобы каждая победа на гонках приносила автоконцерну прибыль. Он же инвестировал в разработки Кэрола Шелби, благодаря которому об автомобилях Ford заговорили любители спорткаров. Его стратегия оправдала себя: к 1965 году Америка была охвачена жаждой скорости, и новые разрекламированные модели Ford продавались как горячие пирожки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кэрол Шелби (1923–2012)

Фото предоставлено издательством
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кэрол Шелби во время гонки за рулем Aston Martin. «Ле-Ман — 1959»

К 29 годам Кэрол Шелби принимал участие во всех гонках, которые проводились в Техасе и Оклахоме. В 1955 году он побывал на фабрике Ferrari, помогая предпринимателю и спонсору Тони Парравано приобрести лучшие итальянские машины. Энцо Феррари узнал о талантах американского гостя и предложил ему стать гонщиком в его команде, но Шелби отказался. Спустя несколько лет он выиграл «24 часа Ле-Мана» за рулем Aston Martin, а затем был вынужден закончить карьеру гонщика по состоянию здоровья.

Но конец одного увлечения стал для него началом нового: Шелби решил собирать автомобили. Его первая Cobra с двигателем от Ford обошла легендарный спорткар Сorvette Stingray на гонке в 1963 году. Он стал выигрывать одну гонку за другой и вскоре завоевал славу лучшего конструктора гоночных машин в Америке. На его фабрике Shelby American работало около 200 человек, а объемы продаж достигали 10 миллионов долларов в год. Шелби согласился возглавить разработку гоночного автомобиля Ford, который должен был покорить Европу, — благодаря финансированию Генри II и талантливой команде ему это удалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кен Майлз (1918–1966)

Фото предоставлено издательством
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После церемонии награждения. Кен Майлз поздравляет с победой Брюса Макларена. «Ле-Ман — 1966»

Кен Майлз бросил школу в 15 лет, чтобы заняться автомобилями и гонками. Во время Второй мировой он был на передовой: управлял танком, участвовал в разведывательных и спасательных операциях. Это оставило отпечаток на его характере и привычках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Майлз был талантлив: он превращал обычные спорткары в настоящие гоночные автомобили. Кэрол Шелби искренне считал его гением. Именно ему доверили доработать модель Ford GT до идеала и обойти Энцо Феррари в «Ле-Мане». До этого Майлз участвовал только в любительских гонках, но мастерство, молниеносная реакция и умение тонко чувствовать машину помогали ему выигрывать почти все соревнования. Однако финал «Ле-Мана» в 1966 году был неоднозначным: Кена Майлза всего на 18 метров обогнал Брюс Макларен, который и стал лидером гонки. В газетах опубликовали красивую фотографию с тремя автомобилями Ford, одновременно пересекающими финишную черту, — это была окончательная победа Форда над Феррари.

Нажми и смотри

Еще по теме: