Гении клинка: секреты лучших фехтовальщиков прошлого
Жан-Луи Мишель
Нет, это не три человека, а один, но в искусстве фехтования он, пожалуй, стоил троих. Жан-Луи родился на Гаити примерно в 1785 году и переехал во Францию в возрасте одиннадцати лет уже после Великой Французской Революции. В нетолерантном XIX веке чернокожего паренька в Европе не ожидало ничего хорошего, но он все же поступил на военную службу. С юности Жан-Луи отличался субтильным телосложением, но при этом ловко двигался. Сам он это объяснял любовью к танцам, особенно гаитянским.
В молодости Жан-Луи был вспыльчив и нередко дрался на дуэлях и всегда успешно. Его особенный стиль фехтования предполагал отказ от ритуальных жестов (вроде приветствия противника) и красивых стоек. Широкую известность Мишель получил в 1814 году, когда состоялась знаменитая массовая дуэль между солдатами 1-го итальянского полка и 32-го французского (где и служил наш герой). Победитель первой схватки должен был продолжать бой со следующим противником до гибели, либо до тяжелого ранения. 14 солдат из французского полка так и не вынули клинки из ножен. Жан-Луи по одному справился с 13 противниками подряд, трое из которых скончались. Лишь после этого командиры полков опомнились и прекратили избиение итальянцев. На то, чтобы справиться с 13 противниками у Жана-Луи ушло всего 27 ударов. За свое достижение он даже получил орден Почетного легиона.
Стиль Мишеля, построенный на экономичности движений, оказал большое влияние на французскую школу фехтования. Жан-Луи всегда начинал поединок неспешно определяя слабые стороны оппонента. Он дожидался атаки соперника и молниеносным движением клинка наносил опережающий удар.
После выхода в отставку в 1830 году Мишель открыл в Монпелье школу фехтования, где и преподавал до самой смерти. Считается, что именно ему принадлежат известные среди любителей фехтования фразы: «Рапира держится в руке как маленькая птичка: не так сильно, чтобы ее не раздавить, но и не так слабо, чтобы она не улетела из руки» и «Фехтование – это искусство примирения». Как видно, с годами Жан-Луи стал менее суровым: в пожилом возрасте он яростно отвергал дуэли со смертельным исходом, называя их аморальными.
Миямото Мусаси
Страна Восходящего Солнца знает толк в красоте и в смертоубийствах. Знаменитых мастеров катаны там бесчисленное множество, но среди них одно имя стоит особняком. Если Жан-Луи Мишель был противником эффектных жестов и всего лишнего, то Мусаси обожал театральность. Его поединки всегда отличались причудливостью. Он часто провоцировал соперников странными фразами и неуместной одеждой.
Напыщенного самурая по имени Сасаки Гэнрю, сражавшегося очень длинным мечом одати, Мусаси победил при помощи обычного весла. Наш герой опоздал на поединок, отлично зная вспыльчивость противника. Лишь через два часа после назначенного времени Мусаси неспешно приплыл на лодке к месту боя. Выведенный из себя Гэнрю попытался проучить грубияна, но ярость не лучший помощник в поединке против мастера. Мусаси хватило двух ударов, чтобы убить прославленного самурая. Да-да, убить веслом
За свою жизнь Миямото не проиграл ни одного поединка. К каждому бою он тщательно готовился, но в отличие от других самураев, которые рассчитывали на мастерство владения оружием, он всегда делал ставку на неожиданность и умение поставить соперника в неудобное, непривычное положение. Против него просто невозможно было подготовить тактику, ведь никто не знал, что он придумает в следующий раз.
Техника Мусаси была безукоризненной. Все современники отмечают его удивительную универсальность. Он мог сражаться от обороны, яростно атаковать, сближаться и разрывать дистанцию. А лучше всего на свете он умел играть на нервах противников, что не раз помогало ему получить психологическое преимущество. Каждый из нас может прикоснуться к мудрости великого Миямото, если прочтет его знаменитую «Книгу пяти колец».
Шарль д’Эон де Бомон
Вот мы и дошли до самого загадочного мастера клинка. В чем его необычность? Дело в том, что до сих пор никто не знает точно, был ли шевалье д’Эон мужчиной, женщиной или гермафродитом (была и такая версия). Будем называть его «он», чтоб не путаться, хотя шевалье и провел вторую половину жизни под именем мадемуазель де Бомон.
Всю свою жизнь Шарль посвятил путешествиям по Европе. Он был дипломатом, шпионом и заядлым дуэлянтом. Несмотря на субтильное телосложение и малый рост, шевалье считался лучшим фехтовальщиком своего времени, а ведь в галантном XVIII столетии у него было множество конкурентов за это почетное звание. По его собственным признаниям лишить жизни его хотели не менее десяти раз, но д’Эон легко справлялся с убийцами при помощи шпаги.
Впервые «примерил» женскую личность легендарный шевалье в Санкт-Петербурге. Не известно, чем город на Неве так вдохновил знаменитого разведчика, но в его мемуарах указано, что именно в столице Российской империи он служил чтицей у княгини Воронцовой. Вообще, в России д’Эон занимался тем, что пытался расстроить русско-австрийский союз в Семилетней войне.
При малом росте и худобе Шарль обладал необычайно подвижными запястьями и удивительным проворством. В женской ипостаси немолодой шевалье (тогда он уже объявил себя женщиной) сражался 9 апреля 1787 года с шевалье де Сен-Жоржем. Сражался, разумеется, в женском платье, а ведь в платьях того времени даже ходить было затруднительно.