Все о дрифте

О финальном этапе Russian Drift Series GP, о горящих сердцах, дымящихся покрышках и том, как стать пилотом.
Все о дрифте

Дрифт – это автоспорт, не имеющий аналогов по зрелищности и впечатлениям. Это запах резины. Дым. Гул. Крошки шин на стенах автодрома, бешеные эмоции зрителей и непередаваемый экстрим. Дрифт – это идея, комьюнити, где каждый участник – зритель, пилот, судья и журналист и болеет за красивый спорт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Олицетворение этого красивого спорта – RDS GP (Гран При Российской Дрифт Серии).15 и 16 октября в Сочи прошел заключительный, седьмой этап чемпионата, который РДС проводит ежегодно, начиная с 2011 года. Этап был напряженный, эмоциональный и очень зрелищный: заполненные трибуны до последнего не знали, кто станет победителем. Но вам мы расскажем сразу.

Выиграл седьмой этап RDS GP в Сочи Аркадий «Царь» Цареградцев, представляющий команду «FailCrew Дарксайд». Второе место на пьедестале в личном зачете занял Чарльз НГ из STAR PЁR STARS AIMOL. Третье – Евгений Лосев, SINTEC FRESH AUTO DRIFT.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Финал сочинского этапа простым не был ни для кого: зрители наблюдали драматичные вылеты в бетонные стены и битвы топовых спортсменов вплоть до захода солнца. Дуэль «Царя» с Сергеем Саком из BY Motorsport в ТОП-8 закончилась для Nissan FireLady Z Цареградцева вылетом в стену. Судьи сочли виновником аварии пилота BY Motorsport, и Аркадий вышел в полуфинал, но машина очень пострадала: пришлось экстренно ремонтировать подвеску, тормоза и кузов. Для пилота из Гонконга Чарльза НГ и его команды второе место на этапе – важная победа, легионер принес российскому гиперкару Сергея Кабаргина Flanker F первый подиум в RDS GP. Евгений Лосев сражался за «бронзу» с Андреем Астаповым из LUKOIL Racing Drift Team, честно забрав свою победу. Третье место в Сочи стало для Евгения вторым подряд подиумом в RDS GP-2022 и первым финишем в ТОП-3 за рулем новой для него Toyota Supra.

При поджигании покрышек идет черный дым, а в дрифте он белый. Потому что температура горения шины во время заноса поднимается до 300-400°С, и дым от такого контакта не содержит недоокислившихся компонентов.

По итогам сезона-2022 чемпионом стал Аркадий Цареградцев, набравший 1251 балл. Второе место занял Георгий Чивчян (1157 баллов), а третье – с совсем небольшим отрывом Дамир Идиятуллин (1148). В командном же зачете сезона ситуация такая: первое место принадлежит ФОРВАРД АВТО (2389 баллов), второе – SINTEC FRESH AUTO DRIFT (2166), третье – FailCrew Дарксайд (1853).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дрифт – относительно молодой автоспорт с большими перспективами и амбициями. Чтобы узнать о нем из первых рук, мы поговорили с организатором RDS GP Дмитрием Добровольским и с одним из лидеров чемпионата, командой SINTEC FRESH AUTO DRIFT.

«Мы стараемся создать автоспорт, в котором как можно меньше требований. Современный мировой автоспорт весь создан из ограничений, он дорогой как раз потому, что их слишком много. И чтобы это контролировать, нужно много людей, а чтобы ограничения преодолевать – куча денег и инвестиций в инженерию. Сейчас наш чемпионат в тройке мировых лидеров после американской Formula Drift и японской D1GP», – поделился Дмитрий Добровольский, руководитель Российской Дрифт Серии, мастер спорта и действующий пилот.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В России дрифт официально признали спортивной дисциплиной только в 2020 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У дрифта есть перспектива сменить Формулу 1 на троне королевы автоспорта?

Дмитрий Добровольский:

Скажем так, была. Сейчас – не знаю. У американцев своя история, им это не особо нужно, у их аудитории возраста 17-25 лет Formula Drift – на первом месте в рейтинге интересов. А у меня, конечно, были планы, когда мы выиграли тендер на проведение кубка мира FIA Intercontinental Drifting Cup: делаем многоэтапный мировой чемпионат на базе RDS GP, потом кубок мира, и так обойдем через 5 лет Формулу 1. Конечно, меньше денег соберем – все-таки в Формуле миллиарды, мы их, конечно, не перебьем. Но то, что по популярности у активной молодой аудитории будем впереди – я не сомневался никогда. У нас уже были первые переговоры с потенциальными инвесторами и в России, и в мире. Сейчас это все, естественно, застопорилось. Но радует то, что люди из других видов спорта приходят в дрифт и остаются с нами навсегда, а вот чтобы кто-то из дрифта ушел в кольцевые гонки – такого я еще не видел.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Придут ли в дрифт электромобили?

Не хотелось бы. В Formula Drift ребята пытались ездить на них, но ничего не вышло. Электромобиль имеет одну конструктивную особенность, которая принципиально отличает его от бензинового автомобиля – отсутствие сцепления. Там не надо переключать передачи, соответственно, нет коробки, вкл-выкл и все. А в дрифте без сцепления невозможно, то есть, приходится в электромобиль пристраивать сцепление. Машина получается распиленная, не может нормально функционировать. К тому же, электродрифт точно не поедет красиво, потому что звука нормального не дает. Не надо нам этого, в общем.

На одну машину (один этап соревнований) у команды уходит примерно 40 покрышек.

Дрифт – это опасно?

Современные требования безопасности в наших, да и в кольцевых автомобилях спасли огромное количество жизней. Ехать по МКАДу сильно опаснее, чем здесь, на гоночном треке. Здесь ты заранее прогнозируешь столкновения, аварии и пожары, все зашито в программу. В самой машине каркас, пилот защищен двойным слоем: несгораемое белье, сверху костюм, ботинки и т.д., плюс балаклава и шлем. Вот, например, в этом сезоне была серьезная авария с Дамиром Идиятулиным в квалификации. Мы делали отчет: 20 секунд едет скорая, 21 секунда – спасатели, 30 секунд – эвакуатор, 2 минуты – и он уже в медцентре на осмотре. На МКАДе пришлось бы полежать еще часик... А еще в дрифте нет таких скоростей, как в кольце: на Формуле 1 машины едут около 300 км/ч, а у нас 120, максимум, 180.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Евгений Лосев, пилот команды SINTEC FRESH AUTO DRIFT, призер Кубка ВТБ – 7 этапа RDS GP в Сочи о том, как попасть в дрифт:

Чтобы стать пилотом, нужно зарабатывать деньги. Тебе нужно иметь возможность собрать автомобиль, купить колеса, содержать механиков. Должно быть много желания. Если хотите отдать в дрифт ребенка – я думаю, можно начинать лет с 12-13, потихоньку пробовать, опять же, за небольшие деньги, на «Жигулях».

В дрифте есть поговорка: 25 процентов успеха – техника, 25 команда, 25 пилот и 25 – удача.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Жигули» можно собрать примерно за 500 тысяч рублей, полная экипировка для начинающих не требуется: удобная обувь, удобное кресло – все по минимуму. Совет начинающим дрифтерам – участвуйте в чемпионатах по зимнему дрифту на «Жигулях»! Рекомендую Winter Drift Battle, потому что это дешево, а опыта получите – чемодан. Там топовые спортсмены, большая конкуренция. А зима, лед, «Жигули» – в комплексе это все развивает тонкое чувство автомобиля, которое и называется «профессиональный дрифт».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не существует универсального рецепта, чтобы быстро стать хорошим пилотом – у кого-то получается сразу, у кого-то нет. Чтобы быть толковым пилотом, нужно разбираться в технике, понимать, что такое кастер, развал, Аккерман, вхождение, амортизация и так далее. Как машина устроена в деталях, как она работает, какая мощность – этому за один день не научишься, уходят годы, и даже мы, несмотря на наш 10-летний опыт, все еще учимся. Советую посмотреть фильмы «Траектория Лосева», «Гоча/Япония», да и вообще – на канале нашей команды SINTEC FRESH AUTO DRIFT большой выбор видео про самый разный дрифт, есть, чему поучиться.

RDS вместе с RUTUBE выпустили документальный сериал про дрифт, называется «RDS GP 21: Шинная Борьба».

Дрифт – это предельная концентрация: все решает один короткий заезд. Евгений Лосев в 2022 году поучаствовал в марафоне Дениса Мигаля «Ни дня без спорта», чтобы поддерживать хорошую физическую форму.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я посещаю спортзал 3 или 4 раза в неделю, это поддерживает мое тело, мой дух, мою способность водить. В дрифте без этого никак. Но главное в дрифте именно дух, ментальная составляющая успеха слишком велика. За 40-50 секунд заезда вся команда испытывает колоссальное напряжение, и справляться с ним – непростая наука. Поэтому мы уделяем особое внимание психологической подготовке пилотов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конкретных программ профессиональной психологической подготовки по дрифту сейчас не существует – лишь несколько психологов в целом по автоспорту. Причем психологическая подготовка под кольцевые гонки, под ралли и под дрифт абсолютно отличается. Есть какие-то базовые принципы, базовые занятия, но кольцевику нужно больше уделить внимания выносливости, а дрифтеру – концентрации. Как и все вокруг, это недешево, но свои определенные плоды дает, мы опытом довольны. Сейчас многие думают, что справятся и без этого, а через 5 лет скорее всего никто и не представит себе участие в гонках без психологов. Думаю, это сравнимо с ситуацией со споттерами (экспертами, которые смотрят тренировочные заезды с трибуны и объясняют пилотам по рации их ошибки – МТ). «Зачем нужен споттер? Я сам все знаю, сам все проеду», — раньше было так, а сейчас ни один пилот из топ-20 не может позволить себе выехать на трассу без споттера. Споттер – неотъемлемая часть гонок, потому что это друг, брат и сват.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы задали пару вопросов «другу, брату и свату», Максиму Гроссману – споттеру Евгения Лосева

Как вы чувствуете себя во время заездов?

В парном заезде я очень сосредоточен, так как от меня должна поступить правильно изложенная информация о первом боевом заезде. Переживаю ли я? Конечно, переживаю – болею за своего пилота больше, чем он сам. Пик эмоционального напряжения у споттера – когда два топовых пилота после равнозначного заезда едут перезаезд, так называемый «ОМТ» (one more time). В этот момент каждое правильно принятое решение – шанс пилота на победу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В чем основная сложность работы споттера?

Она заключается в том, что споттеру необходимо изучить всех потенциальных соперников, которые будут на пути у его пилота. Все их ошибки, подвисание в каких-либо опасных моментах, где может произойти авария, скоростной режим, перекладки, манеру езды и ещё огромное количество факторов.

Жизнь хорошего, качественного мотора в дрифте – один сезон (6 месяцев)

Как наладить хорошую связку пилот-споттер?

Споттер должен гореть своим делом, любить дрифт, ответственно подходить к своим обязанностям, разряжать атмосферу и эмоционально быть на одной волне с пилотом. Немаловажную роль играет доверие пилота к своему споттеру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как вы стали споттером? Хотели бы переместиться на место пилота в какой-то момент?

Я уже долго опытный пилот и в летних, и в зимних соревнованиях, наверное, поэтому однажды и поступило предложение провести пару уикендов в качестве споттера. Я, конечно, согласился, так как это развивает мышление и дает новый опыт видения гонки. И сейчас вот закончил третий сезон в роли споттера команды SINTEC FRESH AUTO DRIFT. Хотел бы я переместиться на место пилота? Конечно, хотел бы, ведь я и сам в первую очередь пилот.

Три призера финального этапа RDS GP 2022 в Сочи описали для читателей Men today прошедший чемпионат в трех словах:

  1. Аркадий Цареградцев, 1 место: «Победа в сезоне РДС!»
  2. Чарльз НГ, 2 место: Relieve. Adrenaline. Hard work – выдох, адреналин и тяжелая работа.
  3. Евгений Лосев, 3 место: «Сложный чемпионат и большой опыт».

Дрифт – это большая, живая, горящая история, которой невозможно не заразиться, один раз увидев своими глазами заезд. Желаем читателям прочувствовать атмосферу Российской Дрифт Серии вживую, а дрифту развиваться в таком же темпе и дальше.