Автоподборщик о своей работе: «Из-за нас перекупщикам с каждым днем все сложнее продавать автохлам»
Вы работаете как частный специалист или в штате компании?
Я работаю на себя, но при этом получаю сторонние заказы от нескольких компаний. Можно считать, что я фрилансер. Учитывая то, что я этим занимаюсь уже более 4 лет, у меня есть своя база клиентов, очень много рекомендаций, и заказы ко мне приходят, в основном, напрямую.
Расскажите о вашем первом опыте подбора автомобиля для заказчика.
Это был просто осмотр Hyndai Getz. Я приехал с товарищем, который меня привел в эту профессию, мы вместе посмотрели эту машину. Он показал мне основные моменты, которые надо фиксировать. Потом был первый подбор «под ключ», когда я самостоятельно искал автомобиль: это был Ford Focus 2 в бюджете до 350 тыс. руб. Я тогда осмотрел более 20 автомобилей. Без опыта довольно сложно начать работу на рынке подержанных автомобилей, потому что это занимает очень много времени. Нужна наработка опыта.
Чем обусловлено существование такой профессии в нашей стране?
В первую очередь, рынком, который довольно сложный. Очень много мошеннических схем, очень много перекупщиков. Есть потребность в этой услуге, и с годами она только растет. Я думаю, что еще долго будет расти.
Портрет среднестатистического заказчика описать невозможно, потому что ко мне обращаются совершенно разные люди с индивидуальными запросами. Это и молодые парни, и мужчины в возрасте, и девушки. Эта услуга интересна всем.
Причины, по которым люди обращаются к автоподборщикам, различны. Например, человек может и сам хорошо разбираться в автомобилях, но у него нет времени на поиск автомобиля. Поэтому заказчику проще заплатить гонорар за подбор машины специалисту, который будет вместо него искать и ездить на осмотр. Есть среди клиентов девушки, которые могут вообще ничего не понимать в автомобилях, и боятся нарваться на автомобильный хлам.
Во всех развитых странах такая профессия есть, она пришла к нам как раз с Запада. Раньше в нашей стране такой профессии не было. В Америке такого нет, как у нас, там другой рынок машин, там другая экономика. И профессия подборщика машин не развита. Там есть помощник в покупке автомобиля, но специалистов по автоподбору как таковых там нет. А вот в Европе есть, это типично европейское явление.
С какими проблемами в своей работе вы регулярно сталкиваетесь?
На этом рынке приходится противостоять нечестным продавцам, которые могут ставить завышенную цену на автомобиль, который на самом деле этих денег не стоит. Например, так происходит с машинами, работавшими в такси и в каршеринге. Рынок не любит эти машины, они оцениваются ниже, чем машины от частных владельцев. Ресурс агрегатов у этих машин либо полностью исчерпан, либо находится на грани, при этом такие машины могут иметь очень приличный внешний вид. Но их реальная стоимость зачастую ниже, чем просят продавцы. И они склонны умалчивать о том, что у машины огромный пробег и она уже вся «ушатана». Я считаю, что это и есть обман покупателя, который я призван распознать и уберечь заказчика от покупки такой машины.
Также есть на рынке перекупщики, основная цель которых — продать ушатанную тачку по высокой цене. Часть людей сразу отказывается показывать автомобиль, когда они в телефонном разговоре узнают, что я являюсь специалистом по автоподбору. Я им сразу об этом говорю, чтобы сэкономить время. Но даже в этом случае некоторые наглые перекупщики готовы показать автомобиль, и когда я при осмотре указываю им на несоответствие между описанием в объявлении и реальностью, а иногда и откровенный хлам, то они говорят, не смущаясь, что сегодня есть много неопытных автоподборщиков, которых все еще можно обмануть. Лазеек и уловок очень много. Я человек неконфликтный, и когда раскрываю подобный обман, то со спокойной душой и сердцем ухожу, и все.
Насколько важно разбираться в психологии в вашей работе?
Я хорошо разбираюсь в психологии и продавцов, и покупателей. У каждого заказчика есть свои критерии при заказе машины. Кому-то важно найти красненькую и красивенькую, а кому-то важны технические моменты. И эти моменты еще на стадии первичного общения надо уловить и понять.
При общении с продавцами психология нужна в меньшей мере, но там нужно именно умение общаться. Это рынок, тут товарно-денежные отношения. Продавцами руководит жажда наживы, им важна только финансовая сторона.
Когда я только начинал работать, то встреча с перекупщиками уже означала, что машина имеет какие-нибудь нюансы, то есть проблемы по технической части или с документами, имела серьезные кузовные ремонты. Сейчас ситуация изменилась, перекупщики стали уходить в медийную сферу, они теперь ведут соцсети, заводят сайты в Интернете. Еще встречаются эти ребята старой волны, которые немного подкрасили, добавили к цене 100 тыс руб. и запустили объявление. Но в основном многие перекупщики переходят в формат продажи хороших автомобилей. Они хорошо подготавливают машины, они заботятся о том, чтобы статус машины был максимально прозрачным, для этого выбирают машины с нормальной историей. То есть они покупают хорошие машины, делают их лучше, и продают. Сейчас это чаще встречается.
Откровенный автохлам сегодня стало продать сложнее, потому что появляется больше специалистов по подбору машин, и становится больше баз, по которым можно узнать историю автомобиля. Но надо хорошо разбираться в схемах, в оформлении автомобиля.
Как вы проверяете автомобиль на месте?
Толщиномером и компьютерной диагностикой. Есть максимально простые приборы для диагностики, ими не все можно увидеть. Некоторые машины достаточно сложны в техническом плане, и непрофессиональным прибором не удастся ее продиагностировать полностью. Побочные инструменты – это фонарик, зеркала и другие аксессуары для визуального осмотра. Но основные – это толщиномер и диагностика, причем на этом нельзя экономить. Это должна быть качественная техника, от которой зависит качество всей работы.
Очень важна практика и теория, они должны совмещаться. Поскольку у меня есть опыт, то я подхожу к автомобилю и целенаправленно изучаю те места, которые могут вызывать вопросы. Например, мне встречался автомобиль, сваренный из двух машин разных цветов. Сверху машина была перекрашена в красный цвет вместе с проемами, хотя моторный отсек остался белым. На переднюю часть машины были документы, а задняя часть под обшивкой была черной и имела непонятное происхождение. Продавец сделал вид, что он об этом ничего не знает. Я рекомендовал заказчику отказаться от покупки такой машины, потому что нормально на учет такой автомобиль поставить невозможно, ведь первый же эксперт-криминалист отправит ее на стоянку.
Как вы поступаете, если замечаете, что потенциальный продавец пытается вас обмануть?
Я стараюсь не раздувать конфликт. Но иногда прямо бесит, когда откровенно и нагло врут. Недавно я ездил смотреть Range Rover Evoque 2017 года выпуска, который 2 месяца назад привезли из Италии. Оформлена машина на девушку, она и показывала автомобиль. Вроде с машиной все хорошо, пробег у нее 70 тыс. км. Но я понимаю, что если машина ввезена из Европы, то у нее, скорее всего, настоящий пробег гораздо больше. При компьютерной диагностике я увидел в блоке, что у автомобиля реальный пробег 194 тыс. км. Я этой девушке ничего не стал говорить. Возможно, что она меня обманывает, а возможно, что ее ранее обманули. Причем при проверке по базам оказалось, что машина абсолютно чистая. Я попрощался и уехал.
Чувство неловкости никогда не испытываю, а эмоции приходится переживать постоянно. От разочарования до великой радости, эмоций всегда много. Жесткое негодование приходится испытывать, если вскрывается обман, а ты уже потратил много времени, сил и денег, чтобы приехать на осмотр, а на месте ты понимаешь, что тебя обманывают. Бывает иногда и злость. Вообще конфликты бывали, чаще всего это происходило при общении с ребятами из сомнительных автосалонов. Но я стараюсь в такие автосалоны вообще не ездить, потому что для них скрутить на машине порядка 200 тыс. км пробега – это нормальная практика. Что касается страха, то обычно это чувство я испытываю при поездке на мощной быстрой машине, когда владельцы устраивают тест-драйв. В этот момент начинаю бояться. Но это позитивный страх, адреналин.
Как вы узнаете полную информацию о машине? О каких базах вы говорите?
Сейчас в Интернете очень много сайтов с базами данных о машинах, не будем говорить названия, чтобы не было рекламы. Я пользуюсь в основном одной базой, у которой есть наиболее полная информацияв отчетах, и они стоят не очень дорого. В любом случае все отчеты из баз данных об автомобилях являются платными, я покупаю их пачками по 20-30 штук. Когда я выбираю машину «под ключ», то сначала делаю полный визуальный осмотр по объявлению, изучаю состояние салона и смотрю зазоры между кузовными элементами. Когда находится интересный вариант, то далее я проверяю машину по таким платным базам.
Насколько вообще законны эти платные базы?
Они вполне легальны, например, базы страховых компаний с информациями о ДТП или базы с запретами на регистрационные действия. Но в некоторых базах данных может встречаться вместе с информацией о машинах также и информация о паспортных данных владельцев, что находится на границе легального и нелегального. Иногда для того, чтобы получить такую информацию, достаточно знать госномер автомобиля. В редких случаях для этого нужно знать еще и VIN. В основном мне для работы достаточно минимального набора данных об автомобиле, чтобы принято решение о выезде на осмотр. Но, как в случае с пресловутым Range Rover Evoque, во всех базах данных было никаких противопоказаний, а на месте выяснилось, что пробег был скручен.
Еще в базах могут отсутствовать данные о ДТП с машинами, в которых не было других участников. То есть, к примеру, если машина без полиса КАСКО съехала в кювет и получила повреждения, то вдалелец будет ремонтировать за свой счет, и машина официально будет считаться не битой. Только при осмотре на месте может выясниться, что ранее автомобиль был в серьезной аварии. Такие машины встречаются часто.
Вообще базы – это лишь один из инструментов работы. Их использовать надо. Сейчас базы данных очень сильно влияют на ликвидность автомобиля. Бывает так, что у машины было ДТП, после которого ее отремонтировали, и с машиной теперь все хорошо. Но сам факт существования записи о ДТП может заставить потенциального покупателя отказаться даже от осмотра такой машины, хотя это может быть достойный автомобиль. Причина лишь в том, что покупатель рассчитывать через какое-то время сам продать эту машиной, и при имеющейся в базе данных информации о ДТП, которая снижает привлекательность машины на рынке, сделать это будет ему сложнее.
Каким образом вы гарантируете качество своей работы по подбору машины?
Я всегда заключаю с заказчиком письменный договор. Это дисциплинирует заказчика, поскольку это уже документ, а не просто устная договоренность об усгуле. Это также и гарантия, что я выполню работу в полном объеме. При даче рекомендации для покупки автомобиля я даю гарантию на двигатель и коробку передач сроком на 2 месяца.
В моей работе риски есть, и риски большие. Именно поэтому мои услуги стоят тех денег, которые я запрашиваю. Бывает, что приходится подбирать машину, которая стоит 5-6 млн. руб. И если заказчик купит машину, которая окажется плохой с технической точки зрения, или с документами возникнут проблемы, то у покупателя вопросы будут не к продавцу, а к подборщику.
У меня был случай, когда по моему недосмотру не была выявлена истинная причина того, почему горела лампочка Check Engine на Chevrolet Captiva. Я эту ошибку увидел, почитал форумы по этим машинам, и мы поняли, что устранение этой неисправности будет стоить примерно 3 тыс. руб. Когда заказчик благополучно на этой купленной машине приехал из Москвы в свой родной город Ярославль, то при детальном обследовании этого автомобиля в автосервисе выяснилось, что дело было в другом. Был обломан болт крепления натяжителя цепи ГРМ, отчего и горела ошибка из-за сбившихся фаз газораспределения.
Я взял на себя ответственность, оплатил заказчику приобретение новых деталей и работу по их установке, мне это обошлось в примерно в 50 тыс. руб. Также я потратил еще и время, поскольку мы подбирали и заказывали запчасти вместе. Но в итоге мы сохранили с ним дружеские отношения, и потом по его рекомендации ко мне пришли еще два заказчика. Я считаю, что такой подход является правильным, и мне в работе репутация важнее денег.
Бывает еще и такое, что заказчик обращается ко мне за услугой, оплачивает аванс, а потом пропадает. Я в это время веду поиск и трачу время, но любые попытки связаться с заказчиком ни к чему не приводят. Пребывая в недоумении, я не знаю, что мне делать. Такое случалось, и вот что происходит. Оказывается, что заказчик сам успел найти машину своими силами, и теперь не берет трубку и не отвечает на сообщении, ошибочно полагая, что я буду требовать оплатить и остальную часть гонорара. Конечно же, я больше ничего не требую, и мне остается только аванс, который не всегда покрывает мое затраченное время и усилия. Но это уже издержки моей работы.
Полную версию этого интервью вы можете посмотреть здесь: