Бизнес с проблемами: почему российские бизнесмены часто терпят крах за рубежом и в чем проблема бизнеса «по-русски»?
Наверняка каждый крупный предприниматель, завоевавший родной рынок, грезит мыслями покорить другие страны. Но сделать это получается у единиц. Часто предприниматели терпят крах, даже покупая готовую компанию с богатой историей. Все идет не по плану.
Но почему так происходит? Дело в ограниченности российских бизнесменов? Плохом образовании? Как показывает опыт и история, проблемы есть даже у западных компаний, которые выходят на иностранные рынки. А если взглянуть на японский опыт, ситуация так и вовсе выглядит плачевно. Так в чем же дело? Чтобы это выяснить мы решили поговорить с предпринимателем Ладо Шерозия.
Непонимание специфики региона
Успешные предприниматели часто не видят трудностей с выходом своего продукта в других регионах: популярен у нас, значит будет популярен везде. Это популярное заблуждение.
У людей из других стран совершенно иной менталитет и часто продукт, который отлично заходит в одной стране, остается совершенно невостребованным в другой.
На ум приходит кейс Gillette с выходом на рынок арабских стран. Привычные механизмы просто не работали, потому что арабы не считали бритье необходимостью и относились к этому негативно. И любой другой игрок помельче просто ушел бы с рынка, где нет перспектив. Однако у Gillette проблем с финансами не было, поэтому они дали маркетологам большие бюджеты и свободу действий, чтобы те решили проблему низких продаж.
У них получилось. Для этого пришлось потратить немало времени на доскональное изучение Корана и создание релевантных рекламных креативов, но результат не заставил себя ждать: продажи подскочили в несколько раз. А все благодаря тому, что в Gillette существовала эффективная модель корпоративного управления, которая позволяла легко адаптироваться к новым условиям.
Непонимание специфики управления компании
В России, на Западе, в Азии компании управляются по-разному. Это связано и с менталитетом местных жителей, и с особенностями местного законодательства, и сформировавшимися за десятилетия управленческими практиками.
И если вы не планируете перевозить в Европу (или Азию) весь коллектив, что может быть ошибкой, придется учиться бизнесу заново, а также быть гибким, осознавать, что ваш опыт здесь не имеет никакого значения.
Как показывает практика азиатских компаний, лучшим вариантом будет приглашение на должность зарубежных управленцев, которые хорошо понимают местный рынок, на котором вы работаете. Так, например, поступила компания Dendi в конце 80-х годов, когда пыталась захватить Американский рынок. Благодаря талантливому управленцу компании удалось всего за несколько лет потеснить всех конкурентов, заняв доминирующее положение на рынке видеоигр.
Неэффективный труд
Эта проблема может сгубить не только во время выхода на другой рынок, но и во время работы на местном.
У каждой компании наступает момент, когда небольшой стартап превращается в крупный бизнес. И в этот момент очень легко утонуть, потому что прежние управленческие практики перестают работать и приходится разрабатывать новые, что далеко не всегда получается у начинающих предпринимателей.
И выход тут только один: учиться и объяснять своим подчиненным, зачем они делают свою работу. Если человек не видит смысла в своей деятельности, то ожидать от него крупных успехов ждать не стоит.
Каждая шестеренка компании должна работать, а не имитировать бурную деятельность перед сдачей отчетов. Только так можно добиться реального успеха и прогресса на любом рынке.
А еще рекомендуем послушать наш подкаст. Там очень много интересного про бизнес и не только, поэтому не ленитесь кликать по ссылке.