Идеальный шторм: бизнес-консультант рассказал, как провести компанию через кризисное время

Выстраивать отношения, вести бизнес и думать о завтрашнем дне становится очень сложно в условиях кризиса. Но способы преодолеть «идеальный шторм» все равно существуют. И чтобы о них узнать Men Today и студия подкастов «Трёшка» поговорили с бизнес-консультантом Михаилом Стависским.
Идеальный шторм: бизнес-консультант рассказал, как провести компанию через кризисное время
Unsplash

Кризис — непростое время для бизнеса. Привычные модели поведения перестают работать, проверенные инструменты раз за разом дают осечку, а добиться результатов не получается, даже приложив сверхусилия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В такие времена накатывает апатия и депрессия, опускаются руки, а желание работать сходит на нет. Но, к счастью, любой, даже самый страшный шторм можно пережить. Нужно лишь ни паниковать, ни падать духом и продолжать работать. А чтобы узнать, как это сделать эффективнее всего, мы поговорили с бизнес-консультантом Михаилом Стависским.

МихаилСтависский
Ментор первых лиц, супервизор, аналитический психотерапевт, групповой коуч

Стратегии не работают?

Успешный бизнес строится на определенной стратегии. Стратегия необходима для достижения успеха в любой стабильный среде, потому что позволяет выстраивать долгосрочные модели развития и добиваться результата на долгой дистанции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но есть ли смысл в стратегии, когда речь идет о бизнесе? Плотность событий в мире в последние четыре года такова, что знать, что произойдёт завтра/через месяц/год решительно невозможно. Так зачем планировать?

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Старые принципы разработки стратегий действительно перестали работать, но это не значит, что от долгосрочного планирования нужно отказываться. В разработке стратегии всё равно есть смысл, но теперь горизонт планирования сжимается до нескольких месяцев.

Я думаю, что первое, что сегодня требуется для составления стратегии — это понимание, что длинных стратегий больше нет.
Михаил Стависский
Михаил Стависский Ментор первых лиц, супервизор, аналитический психотерапевт, групповой коуч

Да, с таким подходом сложнее достигать масштабных результатов, да и трудиться приходится много больше, однако когда дело доходит до кризиса, на первое место выходит фактор выживания, а не достижения невероятных результатов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К тому же, стратегия нужна не только для достижения определённых целей. У нее есть и другое предназначение — инструмент мотивации. Когда человек (или компания) движется по инерции, без плана, то действия начинают терять смысл, а значит мотивация сходит на нет.

Ваши сотрудники чувствуют кризис не хуже вас. И, увы, но с внешними потрясениями и ощущением уходящей из-под ног почвы ничего не сделать. Однако если сотрудник будет чувствовать, что у него остался островок стабильности на работе, мотивации трудиться усерднее у него будет куда больше.

Как взаимодействовать с сотрудниками?

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы пройти шторм, нужно действовать в команде. Каким бы большим и непотопляемым казалось бы судно, без членов экипажа, действия которых идеально слажены, он потонет, столкнувшись с первым айсбергом на пути.

Поэтому эмоциональному и душевному состоянию сотрудников следует уделять наибольшее внимание во время кризисов. Набирать новую команду в бурю — удовольствие не из дешевых и простых, поэтому позаботьтесь, чтобы ваша команда чувствовала свою принадлежность к компании.

Тем более сделать это не так уж и сложно. Мы уже разобрались, что стратегия и цели — это один из шагов, помогающих объединению группы людей в единый механизм. Но есть и другие методы. Они строятся на базовых человеческих потребностях. В первую очередь, безопасности.

Люди хотят творчества, проявления себя, люди хотят свободы, насколько это возможно, автономности. Люди хотят чувствовать, что они оцениваются по заслугам.
Михаил Стависский
Михаил Стависский Ментор первых лиц, супервизор, аналитический психотерапевт, групповой коуч

К слову, чтобы понять, почему безопасность настолько важна, следует посмотреть на опыт зарубежных команд. Недавно Microsoft приобрела Activision за ошеломительные миллиарды долларов, а после сразу же начала жёсткие чистки среди сотрудников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Смена собственника — стресс для сотрудника, а последующие массовые сокращения — еще больший стресс. И, как поговаривают инсайдеры, в Activision сейчас царят упаднические настроения, и те сотрудники, что остались, думают не о работе, а о сохранности своего места. Едва ли такой удар поможет им эффективно работать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каким должен быть руководитель?

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Руководитель в стабильное время и кризисное — два абсолютно разных человека. Чтобы провести корабль сквозь шторм недостаточно жесткости и hard skills. Решают и другие человеческие качества.

Прежде всего чуткость. Удивительно, что качество, которое долгое время считалось лишним и даже вредным для руководителя, в новых условиях оказывается внезапно полезным и жизненно необходимым.

У чутких людей отлично развита эмпатия, поэтому они тоньше и раньше чувствуют потребности сотрудников, могут лучше находить слова, чтобы поддержать их в трудную минуту.

Руководитель должен быть чутким. Он первый реагирует на изменения, первый совершает действия к решению проблемы.
Михаил Стависский
Михаил Стависский Ментор первых лиц, супервизор, аналитический психотерапевт, групповой коуч

Еще распространено мнение, что через кризис лучше проходят люди, которые прожили в 90-х. Опыт действительно пропить сложно, да и в 90-е ситуации были похожие на то, что происходит сейчас. Однако человек, который прожил ту эпоху уже на 30 лет старше. Вряд ли у него хватит сил и энергии, чтобы повторить этот путь.

А вот у молодого поколения, которое выросло на байках о 90-х есть все шансы. Родители таких детей через свой личный опыт и особенности воспитания передали детям много полезной информации.

Тема кризиса сложна и многогранна. О ней не расскажешь в одной статье, но вы всегда можете послушать наш подкаст и узнать об идеальном шторме чуть больше.