Идеальный шторм: бизнес-консультант рассказал, как провести компанию через кризисное время
Кризис — непростое время для бизнеса. Привычные модели поведения перестают работать, проверенные инструменты раз за разом дают осечку, а добиться результатов не получается, даже приложив сверхусилия.
В такие времена накатывает апатия и депрессия, опускаются руки, а желание работать сходит на нет. Но, к счастью, любой, даже самый страшный шторм можно пережить. Нужно лишь ни паниковать, ни падать духом и продолжать работать. А чтобы узнать, как это сделать эффективнее всего, мы поговорили с бизнес-консультантом Михаилом Стависским.
Стратегии не работают?
Успешный бизнес строится на определенной стратегии. Стратегия необходима для достижения успеха в любой стабильный среде, потому что позволяет выстраивать долгосрочные модели развития и добиваться результата на долгой дистанции.
Но есть ли смысл в стратегии, когда речь идет о бизнесе? Плотность событий в мире в последние четыре года такова, что знать, что произойдёт завтра/через месяц/год решительно невозможно. Так зачем планировать?
Старые принципы разработки стратегий действительно перестали работать, но это не значит, что от долгосрочного планирования нужно отказываться. В разработке стратегии всё равно есть смысл, но теперь горизонт планирования сжимается до нескольких месяцев.
Да, с таким подходом сложнее достигать масштабных результатов, да и трудиться приходится много больше, однако когда дело доходит до кризиса, на первое место выходит фактор выживания, а не достижения невероятных результатов.
К тому же, стратегия нужна не только для достижения определённых целей. У нее есть и другое предназначение — инструмент мотивации. Когда человек (или компания) движется по инерции, без плана, то действия начинают терять смысл, а значит мотивация сходит на нет.
Ваши сотрудники чувствуют кризис не хуже вас. И, увы, но с внешними потрясениями и ощущением уходящей из-под ног почвы ничего не сделать. Однако если сотрудник будет чувствовать, что у него остался островок стабильности на работе, мотивации трудиться усерднее у него будет куда больше.
Как взаимодействовать с сотрудниками?
Чтобы пройти шторм, нужно действовать в команде. Каким бы большим и непотопляемым казалось бы судно, без членов экипажа, действия которых идеально слажены, он потонет, столкнувшись с первым айсбергом на пути.
Поэтому эмоциональному и душевному состоянию сотрудников следует уделять наибольшее внимание во время кризисов. Набирать новую команду в бурю — удовольствие не из дешевых и простых, поэтому позаботьтесь, чтобы ваша команда чувствовала свою принадлежность к компании.
Тем более сделать это не так уж и сложно. Мы уже разобрались, что стратегия и цели — это один из шагов, помогающих объединению группы людей в единый механизм. Но есть и другие методы. Они строятся на базовых человеческих потребностях. В первую очередь, безопасности.
К слову, чтобы понять, почему безопасность настолько важна, следует посмотреть на опыт зарубежных команд. Недавно Microsoft приобрела Activision за ошеломительные миллиарды долларов, а после сразу же начала жёсткие чистки среди сотрудников.
Смена собственника — стресс для сотрудника, а последующие массовые сокращения — еще больший стресс. И, как поговаривают инсайдеры, в Activision сейчас царят упаднические настроения, и те сотрудники, что остались, думают не о работе, а о сохранности своего места. Едва ли такой удар поможет им эффективно работать.
Каким должен быть руководитель?
Руководитель в стабильное время и кризисное — два абсолютно разных человека. Чтобы провести корабль сквозь шторм недостаточно жесткости и hard skills. Решают и другие человеческие качества.
Прежде всего чуткость. Удивительно, что качество, которое долгое время считалось лишним и даже вредным для руководителя, в новых условиях оказывается внезапно полезным и жизненно необходимым.
У чутких людей отлично развита эмпатия, поэтому они тоньше и раньше чувствуют потребности сотрудников, могут лучше находить слова, чтобы поддержать их в трудную минуту.
Еще распространено мнение, что через кризис лучше проходят люди, которые прожили в 90-х. Опыт действительно пропить сложно, да и в 90-е ситуации были похожие на то, что происходит сейчас. Однако человек, который прожил ту эпоху уже на 30 лет старше. Вряд ли у него хватит сил и энергии, чтобы повторить этот путь.
А вот у молодого поколения, которое выросло на байках о 90-х есть все шансы. Родители таких детей через свой личный опыт и особенности воспитания передали детям много полезной информации.
Тема кризиса сложна и многогранна. О ней не расскажешь в одной статье, но вы всегда можете послушать наш подкаст и узнать об идеальном шторме чуть больше.