Иллюзия инноваций: какие компании действительно могут создавать инновационный продукт и почему их так мало?
Инновации — это двигатель прогресса и развития. Каждый бизнес мечтает быть инновационным. Создавать ниши, быть королями и первопроходцами в своей стезе. Плавать в голубом, а не алом океане и радоваться успехам, пока другие сражаются за уже поделенные ниши.
Но на практике дела обстоят совершенно иначе. Об инновациях много говорят, но ими мало кто занимается. Поэтому мы решили поговорить с Ладо Шерозией, чтобы разобраться, как определить инноваторов и как бизнесу стать инновационным.
Почему все говорят об инновациях?
Об инновациях так часто говорят, что слово совершенно затерлось и превратилось в штамп, который воспринимается разве что с усмешкой. На презентации каждая крупная компания обязательно вставит пару слов об инновациях, а многие руководители даже вшивают этот термин в корпоративную культуру бизнеса.
Но если очистить шелуху и взглянуть правде в глаза, выяснится, что многим эти инновации совершенно ни к чему, да и создавать нечто уникальное могут только единицы, тогда как большинство компаний просто повторяют за первопроходцами. Но зачем вообще нужны инновации?
Все очень просто: они открывают новые ниши, которые в перспективе могут принести миллиарды. Не только этой компании, но и тем, кто запрыгнул на поезд хайпа раньше всех.
Возьмем тот же Uber. Абсолютно инновационная компания, предлагающая уникальную бизнес-модель. Всего за несколько лет она уничтожила привычный рынок такси, но вот так новость: стала зарабатывать деньги только в прошлом году. К слову, аналоги из России уже давно стали прибыльными и успешными. Речь о том, почему иногда полезно быть не инноватором и первопроходцем, а человеком, который лишь использует чужие идеи.
Как стать инноватором?
У нас плохие новости: никак. Лишь единицы в состоянии создать продукт, который не только опередит время, но и станет необходимым для людей. Суперспособность инноватора — не только изобретать новое, но и появляться в нужное время в нужном месте. Поэтому им абсолютно невозможно стать.
Возьмем популярный пример: Стив Джобс изменил рынок телефонов, представив iPhone. Пусть история разработки смартфона не так красива, как ее рисуют маркетологи, но отрицать реальности не стоит: он был инноватором и под его началом появился продукт, который изменил мир.
Вот только Джобс не был первым. За годы до него появился IBM Simon — инновационный смартфон, который умел абсолютно то же, что и iPhone. Единственная причина, почему он не выстрелил — мир не был готов к этой инновации.
Бизнесу нужны только инновации?
Считается, что бизнесу нужны новаторы. Если вы не можете предложить людям чего-то нового, то зачем вы вообще существуете? Просто тратите время на бесполезные вещи? К слову, это еще одна причина, почему многие компании «выпрыгивают из штанов», чтобы казаться инновационными.
Людям не нужны инновации. Им нужен хороший и классный продукт, ни больше, ни меньше. Вернемся к той же теме такси. Uber создали крутой сервис, но разве те компании, что делали то же самое, были лишними? Вовсе нет: они предлагали тот же сервис, куда Uber дотянуться не мог, стимулировали людей пользоваться новыми способами совершать поездки, создавали индустрию вместе с первопроходцем и часто оказывались в этом деле успешнее своего конкурента.
Если бы не было этих компаний, старые таксопарки просто поглотили бы Uber. Компания утонула бы в долгах, а мир вернулся к старой схеме поездок. Но этого не произошло, потому что рынком заинтересовались десятки игроков по всему миру.
Более того, инновации очень часто вредят. Теперь к смартфонам. Есть такой человек — Энди Рубин. Он создал Android, однако несколько лет спустя ушел из компании, чтобы создавать свои инновационные смартфоны. И ведь создал Essential Phone. Это был первый безрамочный смартфон с магнитными креплениями для установки дополнительных модулей. Проект не взлетел, а компанию продали спустя несколько лет. Потому что инновации появились не в то время и не в том месте, да и сам продукт вышел на редкость сырым и глючным. Поэтому важно создавать не инновации, а хорошие и привлекательные продукты. Это и есть путь к успеху.
А вот что вам действительно нужно, так это послушать наш подкаст. Потому что помимо инноваций и бизнеса там очень много интересных тем. Поэтому кликайте по ссылке и наслаждайтесь!