Иллюзия инноваций: какие компании действительно могут создавать инновационный продукт и почему их так мало?

Каждый бизнес мечтает быть инновационным, но как обстоят дела в реальности? Men Today и студия подкастов «Трёшка» поговорили с предпринимателем Ладо Шерозия, чтобы разобраться в этом вопросе.
Иллюзия инноваций: какие компании действительно могут создавать инновационный продукт и почему их так мало?
Unsplash

Инновации — это двигатель прогресса и развития. Каждый бизнес мечтает быть инновационным. Создавать ниши, быть королями и первопроходцами в своей стезе. Плавать в голубом, а не алом океане и радоваться успехам, пока другие сражаются за уже поделенные ниши.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но на практике дела обстоят совершенно иначе. Об инновациях много говорят, но ими мало кто занимается. Поэтому мы решили поговорить с Ладо Шерозией, чтобы разобраться, как определить инноваторов и как бизнесу стать инновационным.

ЛадоШерозия
бизнесмен

Почему все говорят об инновациях?

Об инновациях так часто говорят, что слово совершенно затерлось и превратилось в штамп, который воспринимается разве что с усмешкой. На презентации каждая крупная компания обязательно вставит пару слов об инновациях, а многие руководители даже вшивают этот термин в корпоративную культуру бизнеса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но если очистить шелуху и взглянуть правде в глаза, выяснится, что многим эти инновации совершенно ни к чему, да и создавать нечто уникальное могут только единицы, тогда как большинство компаний просто повторяют за первопроходцами. Но зачем вообще нужны инновации?

Все очень просто: они открывают новые ниши, которые в перспективе могут принести миллиарды. Не только этой компании, но и тем, кто запрыгнул на поезд хайпа раньше всех.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возьмем тот же Uber. Абсолютно инновационная компания, предлагающая уникальную бизнес-модель. Всего за несколько лет она уничтожила привычный рынок такси, но вот так новость: стала зарабатывать деньги только в прошлом году. К слову, аналоги из России уже давно стали прибыльными и успешными. Речь о том, почему иногда полезно быть не инноватором и первопроходцем, а человеком, который лишь использует чужие идеи.

«Мы — технологически инновационные компании, мы создаем инновационные продукты», — это иллюзия, которая с каждым годом становится все опаснее и опаснее, потому что люди перестают верить в такой маркетинг.
Ладо ШерозиЯ предприниматель

Как стать инноватором?

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У нас плохие новости: никак. Лишь единицы в состоянии создать продукт, который не только опередит время, но и станет необходимым для людей. Суперспособность инноватора — не только изобретать новое, но и появляться в нужное время в нужном месте. Поэтому им абсолютно невозможно стать.

Возьмем популярный пример: Стив Джобс изменил рынок телефонов, представив iPhone. Пусть история разработки смартфона не так красива, как ее рисуют маркетологи, но отрицать реальности не стоит: он был инноватором и под его началом появился продукт, который изменил мир.

Вот только Джобс не был первым. За годы до него появился IBM Simon — инновационный смартфон, который умел абсолютно то же, что и iPhone. Единственная причина, почему он не выстрелил — мир не был готов к этой инновации.

Инновационные продукты могут создавать только новаторы. Новатором может быть компания, которая создает прорывные вещи. Рынок должен понимать, что эта компания ассоциируется у населения как компания-новатор. Даже если собственник позиционирует и не пиарит себя как новатор.
Ладо Шерозия предприниматель

Бизнесу нужны только инновации?

Считается, что бизнесу нужны новаторы. Если вы не можете предложить людям чего-то нового, то зачем вы вообще существуете? Просто тратите время на бесполезные вещи? К слову, это еще одна причина, почему многие компании «выпрыгивают из штанов», чтобы казаться инновационными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Людям не нужны инновации. Им нужен хороший и классный продукт, ни больше, ни меньше. Вернемся к той же теме такси. Uber создали крутой сервис, но разве те компании, что делали то же самое, были лишними? Вовсе нет: они предлагали тот же сервис, куда Uber дотянуться не мог, стимулировали людей пользоваться новыми способами совершать поездки, создавали индустрию вместе с первопроходцем и часто оказывались в этом деле успешнее своего конкурента.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если бы не было этих компаний, старые таксопарки просто поглотили бы Uber. Компания утонула бы в долгах, а мир вернулся к старой схеме поездок. Но этого не произошло, потому что рынком заинтересовались десятки игроков по всему миру.

Более того, инновации очень часто вредят. Теперь к смартфонам. Есть такой человек — Энди Рубин. Он создал Android, однако несколько лет спустя ушел из компании, чтобы создавать свои инновационные смартфоны. И ведь создал Essential Phone. Это был первый безрамочный смартфон с магнитными креплениями для установки дополнительных модулей. Проект не взлетел, а компанию продали спустя несколько лет. Потому что инновации появились не в то время и не в том месте, да и сам продукт вышел на редкость сырым и глючным. Поэтому важно создавать не инновации, а хорошие и привлекательные продукты. Это и есть путь к успеху.

Не надо быть новатором. Особенно в России, мне кажется, у нас огромное количество ниш, которые просто нужно сделать достаточно качественными.
Ладо Шерозия предприниматель

А вот что вам действительно нужно, так это послушать наш подкаст. Потому что помимо инноваций и бизнеса там очень много интересных тем. Поэтому кликайте по ссылке и наслаждайтесь!