Бизнес-тренер, коуч или инфоцыган: как отличить мошенника от профессионала?
В чем принципиальная разница между инфоцыганством и услугами коучей-профессионалов?
Настоящий профессионал продает не продукт, а свои услуги: это очень важно понимать и уметь различать. Инфоцыгане, как правило, не эксперты, а авторы контента в социальных сетях. Часто они продают в качестве «обучающих материалов» компиляцию чужих мыслей. Перед покупкой таких инфопродуктов важно оценить, стоят ли они своих денег
Рассказывает Питер Джансен, основатель компании по сопровождению лидеров LeaderMakers.
Для начала определимся, чем отличаются менторы,бизнес-тренеры, коучи и инфоцыгане.
- Бизнес-тренер, как правило, приходит в компанию и проводит обучение для сотрудников. Его основная задача — донести информацию. Тренер играет роль фасилитатора: например, проводит стратегические сессии, OKR-сессии, тренинговые сессии.
- Менторы чаще всего занимаются своим бизнесом или карьерой. Их выбор — посвятить свободное время менторству. Мне повезло — я работал с несколькими замечательными менторами: колумбийский писатель-прозаик, лауреат Нобелевской премии Габриэль Гарсиа Маркес по литературе, мексиканский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Октавио Пас, американский предприниматель, мотивационный оратор, бизнес-тренер Джим Рон, американский бизнес-консультант, профессиональный оратор, писатель Стивен Кови старший. Ни один из них не выставлял мне счет за сотрудничество. Взаимодействие у нас строилось по моей инициативе: я просил человека быть моим ментором, и он имел полное право отказаться или согласиться. Я задавал ментору вопросы, получал от него фидбэк. При этом мои результаты полностью зависели только от меня. Я тоже являюсь ментором и никогда не беру за это оплату. Менторинг не является коучингом: он происходит на моих условиях в мое свободное время.
- Коучи сопровождают своих клиентов в течение всего периода совместной работы, они вовлечены в личностный и профессиональный рост клиента. Коучу можно задавать прямые вопросы о его опыте: о том, где он обучался и сколько часов практической работы накопил. Хотите ли вы обучаться у кого-то, кто не реализовался в сфере сам?
Как коучи позиционируют свою работу?
Хорошие коучи, как правило, не ведут популярный блог в социальных сетях. Контент — это трудоемкая работа, которая отнимает много времени, а коучинг предполагает, что специалист постоянно занимается самообразованием в свободное от сессий время. У меня, например, есть правило: учись минимум столько же часов, сколько проводишь за практической работой. Только так в этой сфере можно развиваться. Если есть потребность в продвижении своих услуг, я бы порекомендовал коучу делать это не через блог, а при помощи качественной PR-кампании, написания книг и статей, которые отражали бы его экспертность.
Как работают инфоцыгане?
Инфоцыгане, как правило, образовательной и научной базы не имеют: они что-то от кого-то слышали и пытаются продать воздух. Еще один важный индикатор, который свидетельствует о том, что перед вами шарлатан, — обещания невероятных результатов за короткий промежуток времени. К сожалению или к счастью, обходных путей к успеху не существует: это кропотливая и долгая работа над собой и своими компетенциями.
Инструменты инфоцыган в социальных сетях
Я могу отметить два инструмента: слишком активный SMM и маркетинговые прогревы в соцсетях. Инфоцыгане идут к единственной цели: к продаже. Часто их продукт не просто пустой, иногда «знания», полученные от таких специалистов, могут и навредить.
На что важно обращать внимание при выборе коуча?
Лучший вариант найти хорошего коуча — запросить контакты у ваших знакомых, имеющих опыт успешного сотрудничества с таким специалистом. Даже если у вас есть хорошие рекомендации, не начинайте работать сразу: побеседуйте с потенциальным коучем, не стесняйтесь задавать ему неудобные вопросы. Узнайте, какое образование он получил, почему пришел в коучинг, как справлялся с неудачами в жизни и в карьере.
Важно также обратить внимание на стоимость сессий. Коуч среднего уровня будет стоить вам от 5 до 10 тысяч рублей за сессию, опытный профессионал — более 50 тысяч. В идеале у вашего коуча будет более 300 часов практики и более девяти месяцев специальной образовательной подготовки.
Вот еще несколько критериев, по которым можно отличить коуча от инфоцыган:
- Доступность. Хорошие коучи всегда оставляют свои контакты и по мере возможности отвечают на электронную почту. Инфоцыгане не будут заниматься такими вещами, для них это неважно.
- Научная база. Коуч будет цитировать не инфлюенсеров, а академические работы.
Важно запомнить: успех нужно заслужить. Его цена — саморазвитие, обучение, упорная работа, рефлексия и работа над развитием своего характера. Если коуч предлагает вам именно это, станет легче отличить зерна от плевел.
Над материалом работали Алена Романченко и Елизавета Сидоренко.