Как начать мыслить, как предприниматель: почему поражения – это часть пути к успеху
«Наша самая большая слабость заключается в том, чтобы сдаться. Самый верный способ добиться успеха – это попробовать еще раз», – эта фраза принадлежит Томасу Эдисону, и легендарный изобретатель знал, о чем говорил. Прежде чем ему удалось разработать электрическую лампочку, которая смогла бы принести своему создателю финансовый успех, Эдисон предпринял несколько тысяч провальных попыток.
Той же позиции придерживается управляющий партнер по поддержке бизнеса Авито Сергей Пивень, который озвучил ее на встрече со школьниками и студентами в рамках молодежного дня ПМЭФ-2024: «Главное, чему вы должны научиться, как стартаперы, — это принимать поражение, как шаг к успеху. Не смотря ни на какие неудачи вы должны ложиться спать с мыслью: "Завтра я что-нибудь решу и переиграю эту ситуацию!"». Именно такой настрой, по словам Сергея, и помогает сформировать предпринимательское мышление.
Неудачи на начальном этапе преследовали множество предпринимателей, которые сейчас являются общепризнанными ориентирами и кумирами для большинства бизнесменов. Первая и вторая компании Генри Форда обанкротились, Илона Маска с треском увольняли за профнепригодность, Джеймс Дайсон потерял все свои сбережения на разработке нескольких тысяч неудачных прототипов, прежде чем создал знаменитый безмешковый пылесос.
Но все эти люди не опускали рук, философски относились к собственным провалам и ошибкам, что и позволило им в итоге окупить свои старания с лихвой.
Управляющий партнер по развитию бизнеса Авито Иван Гуз пришел в компанию на этапе стартапа. Основатели «схантили» его с хорошей позиции в крупном бизнесе, пообещав вместе менять мир: «Они продали мне историю: "Мы хотим менять мир и предлагаем тебе кардинально изменить свою судьбу. Я пошел тогда на меньшие деньги, чем имел на тот момент, зато получил полный карт-бланш на любые действия. Это мне очень понравилось. Компания росла вместе со мной", — рассказал он.
«Мыслите всегда в долгую, не бегите за краткосрочной выгодой. Старайтесь находить смысл в том, что вы делаете. Так, у Авито есть миссия – помогать людям улучшать свою жизнь и жизнь людей вокруг. Это реальный смысл, ради которого мы работаем», — дал Иван свой совет гостям встречи.
За 1,5 часа топ-менеджеры ответили на два десятка вопросов от собравшихся школьников, студентов и молодых предпринимателей. Они рассказали о своем карьерном пути и стратегии компании, а также поделились советами для запуска и развития новых бизнес-идей.
Чтобы задать вопрос, зрители пытались привлечь к себе внимание самыми разными способами: поднимали в воздух фонарики, экраны смартфонов с яркими анимациями, раскрытые зонты и даже кроссовок. Авторы лучших вопросов получили в подарок айфоны.
В числе гостей были ребята из Санкт-Петербурга, Москвы и других российских городов, а ещё — Испании и Эквадора. Студенты, многие из которых уже ведут собственные социальные или коммерческие проекты, интересовались стратегией Авито и ключевыми направлениями развития компании. Стартаперы смело критиковали, предлагали свои идеи по развитию сервисов платформы и пытались перенять секреты опытных менеджеров. А уже после сессии многие ребята подходили к спикерам, чтобы что-то обсудить, получить совет или обменяться контактами.
Один из самых волнующих вопросов — корпоративная культура в Авито.
По словам топов, Авито до сих пор сохраняет признаки стартапа: «У нас очень демократичная культура, которую мы внимательно поддерживаем и развиваем, – говорит Сергей Пивень. – Вместе с сотрудниками мы определили пять ценностей команды Авито. И одна из них — все начинается с потребностей пользователей. Это большая философская идея. Наш бизнес — это маховик добра, который поддерживается энергией и интересами наших покупателей и продавцов. По сути, они крутят наш бизнес, а чтобы поддерживать их энергию, мы улучшаем клиентский опыт и развиваем новые продукты».
Сам Сергей присоединился к компании два года назад — когда Авито уже был одной из самых посещаемых платформ в интернете. «У нас с Авито была сделка. Я обещал построить то, что умею — в части финансового планирования. А компания обещала научить меня магии онлайн рынка. И, собственно говоря, процесс обучения происходит до сих пор. И я счастлив каждый день, когда прихожу на работу в офис. Мне очень нравится наша компания. Я считаю, что это замечательная команда людей, которые делают замечательные дела», — признался он.
Один из вопросов касался работы Авито с молодыми талантами, а также программ стажировок. «Средний возраст сотрудников нашей компании – 26-28 лет. Мы активно набираем молодых специалистов. В Авито открыто много программ стажировок. У нас есть хорошая инфраструктура для разработки и запуска новых продуктов, выстроенная система менеджмента», – сказал Иван Гуз. Иван отметил, что сейчас в Авито компании работает около 8000 сотрудников и ежегодно их число растет на треть. А больше 80% стажеров остаются работать в Авито и после завершения программы.
Топ-менеджеры Авито рассказали, что карьерный рост стажера до позиций среднего звена занимает до двух лет, а вырасти до тимлида в Авито можно за 3-5 лет. Кроме того, компания поддерживает развитие управленческих компетенций менеджеров. «Мы сейчас строим программу, которая называется Talent Development Machine. Она подготовить из молодых тимлидов новое поколение менеджеров. И смысл этой программы в том, что человек, попав в нее, должен пройти определенное количество позиций к ответственной управленческой роли — например, руководителя кластера. К этому моменту он уже хорошо знает компанию, знает коллег, получил все необходимые навыки. И не просто компетентно может делать свою техническую работу, но может делать и работу управленческую», – сказал Сергей Пивень.
Говоря о миссии Авито, Иван Гуз поделился собственным опытом использования платформы. «Несколько лет назад я делал ремонт на даче и менял окна. Старые окна демонтировали, приехал прораб, мы стали обсуждать их утилизацию — тогда пришлось бы заплатить за вывоз. Мне показалось, что это дорого. И тогда прораб предложил продать их на Авито. Я подумал: кому могут понадобится старые окна? Они изготовлены под размер, нет домов с одинаковыми окнами. Опубликовал объявление, где эти окна стоят, прислоненные к забору, а через 30 минут меня завалили звонками. Приехал мужчина, забрал мои окна, заплатил за них больше, чем мне пришлось бы потратить за их вывоз. Я спросил покупателя, зачем ему старые окна, сделанные под индивидуальный размер. И он ответил, что дом еще не построен. А значит, можно замерить мои окна и вокруг них построить дом. Я ему предложил взять заодно старые ворота — он и их купил», — рассказал Иван.
По словам Ивана, эта история — квинтэссенция миссии компании, когда каждое взаимодействие пользователей друг с другом должно строиться по принципу win-win.