Как пережить кризисные времена: советы для руководителей
Как же помочь своей компании максимально эффективно, а главное спокойно пережить кризисные времена? На что сделать упор, чтобы остаться на плаву и даже вырасти, рассказал Андрей Тараненко, снователь и генеральный директор мультишеринговой компании Pauri.
Решение проблемы начинается с ее осознания. Поэтому в первые дни наступающего кризиса любому руководителю компании или владельцу бизнеса важно успокоиться, взять себя в руки и буквально ничего не делать. Да-да, вы не ослышались, именно так – ничего не делать!
Просто застыть и наблюдать. Уже через несколько дней вы увидите первые тенденции на рынке, начнете понимать, куда и к чему приведет сложившаяся ситуация. Именно благодаря этой паузе у вас появится небольшая фора для осмысления дальнейшей стратегии по оптимизации компании. А возможно, вы успеете подготовить целый антикризисный план.
Скорее всего, вы принципиально пересмотрите всю структуру, на которой построен ваш бизнес. И это хорошо, нужно идти в ногу со временем и не бояться меняться. Главное – не делать резких движений и не ввязываться в сомнительные авантюры из серии «бесплатный сыр».
Так, в кризисные периоды многие вводят новые услуги, в том числе и бесплатные, чтобы обеспечить себя заказами. Кстати, это правильное решение. Не бойтесь подобных идей, пробуйте, запускайте, а через месяц соберитесь со своей командой и проанализируйте эффективность и рентабельность введенных услуг.
Поэтому многие наши предприниматели и руководители компаний выработали отличный иммунитет к преодолению кризисов. Каждый предыдущий опыт помогает им все легче справляться со последующими трудностями.
Например, за шесть лет существования нашего сервиса мы столкнулись уже с тремя кризисами. Главное, на чем стоит наш бизнес, и благодаря чему мы смогли устоять с гордо поднятой головой в трудные времена – это сотрудники.
Во время пандемии мы старались удержать все штатные позиции, продолжая выплачивать зарплату работникам. И такой подход к делу принес свои плоды: наши отношения внутри коллектива окрепли, и в такое непростое время все сотрудники остались с нами. После первых трех месяцев мы начали менять структуру компании: увеличили поток доставок, сделав их бесплатными, и наняли больше курьеров. Менеджеров, напротив, стало меньше.
В текущей ситуации мы тоже ощущаем изменения: стало сложнее закупать товар, но мы стараемся и находим все новинки в день выхода техники. Можно пережить любые проблемы, если вынести из них полезные жизненные уроки. И этот кризис − не исключение.
Как поддержать и мотивировать сотрудников
В кризисные времена главное − не демотивировать сотрудников. Всем работникам компании важно знать, что руководство совершает обдуманные действия, направленные на стабилизацию ситуации. Поэтому, чтобы сотрудники чувствовали себя спокойно и защищено, не стоит скрывать даже от рядового персонала, какой антикризисный план выбран и чего всем ждать в дальнейшем. Поэтому своевременная коммуникация с начальством – залог успеха любой компании.
Убежден, что мотивация сотрудников происходит только через личное общение. Из разговоров можно многое узнать как о самом сотруднике, так и о его настрое и планах. Лично я всегда нахожу время пообщаться и со своей топ-командой руководителей, а также с сотрудниками из отдела доставки. Более того, я прошу своих подчиненных делать также, так как считаю это важным.
И, конечно, мы не обходимся без совместных мероприятий: корпоративов в офисе или на природе. Подобные командные встречи благотворно влияют на атмосферу внутри коллектива, что в конечном итоге сказывается на работе в целом.
Рекомендации владельцам бизнеса и руководителям компаний
Читайте больше книг. Чтение бизнес-литературы и книг по саморазвитию дает очевидные результаты в выстраивании и ведении любого дела.
Будьте честными и открытыми с клиентами. Говорите с пользователем, как со своим добрым другом, ведь открытость и прозрачность всегда помогали привлечь постоянных клиентов.
Заводите новые профессиональные знакомства. Чаще ходите на деловые форумы и выставки, которые вам интересны, и знакомьтесь с интересными людьми. Иногда в тяжелую минуту на хорошую мысль или идею вас может натолкнуть человек из совершенно другой сферы.
Старайтесь везде говорить о своем проекте. При любой встрече, хоть у стоматолога, не стесняйтесь, а наоборот с гордостью рассказывайте, какой интересный и важный проект вы сейчас реализуете. Никогда не знаешь, кто подаст руку помощи в трудный момент и где можно встретить своего нового клиента.
Кризис – это не только изменение привычных условий и маршрутов работы, но и поиск новых решений и возможностей. В конечном счете, важно помнить, что трудные времена рано или поздно пройдут. Поэтому в условиях кризиса главная задача любого руководителя сохранить свою команду, сделать акцент на корпоративной культуре и сохранять позитивный настрой.
Российские бизнесмены имеют богатый опыт преодоления трудных жизненных ситуаций.