Как отвечать кадровику на каверзные вопросы: проходим собеседование при приеме на работу
Мы попросили шестерых специалистов по рекрутингу, работающих на компании из разных отраслей, выдать свои самые подлые, самые острые вопросы и самим дать на них те ответы, которые они хотят услышать.
«Если бы вы были динозавром, то каким именно?»
Роб МакИннес, Essential Recruitment
«Этот вопрос отсеивает кандидатов, которые не умеют думать вне рамок», — говорит МакИннес. Ключ в образном мышлении. Перед собеседованием продумайте, какие качества должен продемонстрировать идеальный претендент на эту должность. «Запомните пять главных черт и применяйте их в ответах на вопросы». Вас могут спросить, каким бы вы были автомобилем, политиком, мировой знаменитостью или вымершей рептилией, рассчитывая, что в ответе вы выдадите свою сущность.
Если ответ слишком прост, это говорит о том, что вы, похоже, не можете работать в стрессовых условиях: «Выберете тиранозавра — скорее всего, вы просто сказали первое, что пришло вам в голову, потому что замкнулись и потеряли способность свободно мыслить. Бронтозавр укажет на пассивность, что не годится для должностей, где нужно уметь быстро принимать решения. Лучший выбор — велоцираптор: они были стратегами и командными игроками с эффективной коммуникацией (не забудьте пояснить это). Такие качества нужны на любой работе». Главное, не перемудрите: рекрут может и не знать, что сисязавр — редкий вид пернатых динозавров, а не ваше прозвище в соцсетях.
«Как бы вы описали себя?»
Рикки Иноуэ, Morgan McKinley
«Фактически — это свободная тема, где каждый сам может выбрать, куда повернуть рассказ. Как раз это мне и нужно — я смотрю, как соискатель чувствует себя в ситуации, где все зависит от него», — говорит Иноуэ. Избегайте банальностей вроде «Я считаю, что важную роль на работе играет коммуникация», лучше используйте факты — например, расскажите, как однажды в ходе встречи вы заставили человека полностью изменить его точку зрения. Если же вы описываете себя как того, кто все доводит до конца, вспомните, сколько успешных сделок ты закрыл.
Не вдавайтесь в слишком подробное и путанное повествование о своей жизни: «Мой прадед по отцовской линии происходит из донских казаков, но когда ему было тридцать лет, его чуб затянуло в прялку...». «Если вы говорите дольше двух минут, то наскучите рекрутеру», — говорит Иноуэ. Попробуйте дома написать на бумаге свои преимущества и слабости, а дальше вам останется только выстроить на их основе связный рассказ. Не бойтесь признать некоторые свои минусы. Умение трезво оценивать себя со стороны всегда приветствуется.
«Как вы будете выживать, если окажетесь на необитаемом острове?»
Ричи Нанда, Shield Guarding Company
В ответе ключевой является способность к стратегическому мышлению. Главное, знать, какие качества самые важные для выживания. «Вы должны четко представлять, что будете делать с любой угрозой, которая может ждать вас на этом острове», — говорит Нанда. Вспомните книги и фильмы на эту тему («Робинзон Крузо», «Изгой»), передачи Беара Гриллса с Discovery.
Но не надо слишком усложнять ответ. Специалист по выживанию Джон «Лофти» Уайзмен, 26 лет прослуживший в Специальной авиадесантной службе Великобритании, считает, что для спасения хватит всего четырех вещей: воды, убежища, еды и огня (да и тот же Гриллс подтверждает это в своих передачах). Спросите о климате и местности, где расположен остров, прежде чем отвечать, и получите дополнительный плюсик.
«Если вы выиграете в лотерею, то будете продолжать работать?»
Саймон Долан, SJD Accountancy
Это тест на амбиции, который покажет, что вы хотите от жизни — только денег или денег и чего-то еще. «Самый распространенный ответ: "Я буду чем-то заниматься, но, скорее всего, работать, как раньше, уже не буду", — рассказывает Долан. — Это говорит мне, что работа не слишком-то вас интересует. Не ограничивайтесь этим ответом, попробуйте лучше показать, что у вас есть страсть».
Это может быть работа в благотворительной организации или, наоборот, что-то исключительно эгоистическое. Если вы любите поесть, расскажите, что откроете ресторан. Если любите спорт, скажите, что хотели бы спонсировать местную команду и помочь ей выбиться в лидеры. «Связав свои деловые планы с этой гипотетической кучей денег, покажете, что вы не просто мечтатель, а человек, у которого есть идея, как развиваться». Любимый ответ Долана: «Вообще-то, я бы предпочел заработать деньги сам».
«Как вы действуете в конфликтной ситуации?»
Норман Берден, True North
Это вопрос с подвохом — есть большая разница между разрешением конфликта и управлением конфликтом. «С помощью последнего можно добиться куда большего», — говорит Берден. Сделайте упор на это. Так и скажите: иногда конфликт просто необходим. Опишите, как вы сами инициировали соревнование внутри отдела, чтобы повысить продажи, или намеренно столкнули разные стили, чтобы выиграть тендер. Можете вспомнить классических «плохого и хорошего полицейских», конфликт которых часто помогает расколоть преступника в кино.
«Хорошее собеседование — это диалог, беседа», — говорит Берден, так что будьте готовы приводить примеры из своей жизни. Припомните, как вам приходилось разруливать споры между друзьями, когда вы решали, как провести досуг. И вовсе не обязательно говорить, что шли вы при этом в пивнушку.
«Я задам вам шесть вопросов. Ответьте на них в любом порядке в соответствии с важностью».
Нил Оуэн, Robert Half Financial Services
«Эта дьявольская техника является проверкой, и не только вашей памяти, но и того, насколько ваши приоритеты соответствуют ценностям компании», — говорит Оуэн. Перед собеседованием подумайте, какие основные проблемы есть у вашего потенциального работодателя (не самый лучший имидж, сильные конкуренты и т.д.). «Отвечая на вопросы, поясняйте, почему вы посчитали тот или иной из них более важным для компании, — говорит Оуэн. — Постарайтесь подкрепить свои ответы фактами, в том числе о том, как конкретно вы могли бы помочь решить (или уже решали в прошлом) ту или иную проблему».
Что ж, а теперь перечитайте эти советы еще раз и — вперед на собеседование. С таким арсеналом вы уже одной ногой стоите на следующей ступени карьерной лестницы.
Ушли в отказ
Специалисты портала Superjob.ru опросили 1000 рекрутеров из разных регионов России, чтобы узнать, почему те отказывали соискателям в работе. Вот главные причины:
- 31% некомпетентность, недостаток знаний и опыта, низкая квалификация, непрофессионализм;
- 9% низкая мотивация;
- 6% ненадлежащий или неопрятный внешний вид, ложь и приукрашивание своих достоинств, завышенные зарплатные ожидания;
- 4% некоммуникабельность, завышенная самооценка и вопиющая безграмотность;
- 3% необоснованные амбиции или, напротив, отсутствие целеустремленности, а также общая неадекватность и неуверенность в себе;
- 2% низкий уровень интеллекта, частая смена мест работы, несоответствие корпоративной культуре, неубедительность и неумение преподнести себя, а также вредные привычки и алкоголизм.
Читайте также: