«Почему мы должны выбрать именно вас?»: что ответить на этот вопрос на собеседовании, чтобы вас точно взяли на работу

Рынок труда изменился за последние годы до неузнаваемости. Были и массовые увольнения и новые модели управления, и изменение функций HR внутри бизнеса, но одно остается неизменным — человек нанимает человека и это всегда должно быть по любви.
«Почему мы должны выбрать именно вас?»: что ответить на этот вопрос на собеседовании, чтобы вас точно взяли на работу
Getty Images
О том, как правильно себя вести и что говорить на собеседовании, рассказывает Григорий Бахин – карьерный тренер, психолог, маркетолог автор и основатель проекта «Убунту».
Содержание статьи

Психология собеседований

За последние 1-1,5 года я побывал на более 50 собеседований в различных компаниях, в основном это были позиции в сфере маркетинга и рекламы. Мне был интересен сам процесс с психологической точки зрения: как же вести себя так, чтобы работодатель отвечал взаимностью, сказал заветное: «Да!» и выкатил оффер? Причем желательно сразу же. Друзья шутили, что только я услышал про потенциальное собеседование, как уже сижу в рубашке, готовый к переговорам — только хардкор, только настоящая ментальная тренировка. Какая-то часть собеседований, конечно же, закончилась положительно и у меня был оффер на руках, какие-то нет, какие-то ушли в бесконечность.

Для меня собеседования — это нетворкинг, это возможность отрепетировать самопрезентацию, свой спич и довести его до идеала, чтобы когда случатся главные переговоры по работе в моей жизни — я был к ним готов на 1000%. Представьте, сколько репетиций проходит актер перед выходом на сцену перед публикой? Но почему-то к собеседованиям многие люди продолжают относиться халатно: обновили резюме на сайте один раз — и сидят ждут потока предложений. Такого не будет, и надо признать эту реальность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поиск работы — это тоже работа

Ко мне на консультацию все чаще приходят люди, заявляющие: «Я никогда не искал работу, она сама меня находила». Добрый вечер, все изменилось. Сейчас рынок работодателя, он диктует свои условия, и надо постоянно его чем-то удивлять. Чем вы отличаетесь от другого кандидата? Почему должны взять именно вас? В чем уникальность вашего опыта? Просто задумайтесь: в среднем на позицию претендует 5-10 человек, а на некоторые и больше, я уже не говорю про отклики на вакансии от 200 до 500 и более. При этом еще сами HR продолжают искать кандидатов, вне рамок сайтов с вакансиями. И сильных кандидатов очень много. Выбор сложный.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Задайте себе эти вопросы, честно ответьте на них, можно даже записать ответ, а теперь поставьте себя на место работодателя, место HR и потенциального руководителя: вы наняли бы себя? В психологии есть много таких техник, когда клиенту предлагается поменяться местами с тем человеком, с кем есть определенные трудности в коммуникациях, чтобы понять контекст, интерес другого и посмотреть на ситуацию его глазами. Попробуйте сделать это упражнение.

Теперь давайте отойдем от рефлексии и приступим к главным практичным вещам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

Ответ №1. «Потому что мой опыт релевантен вашей вакансии»

Каждый работодатель перед тем, как отдать в работу вакансию и опубликовать ее на сайте, заводит профиль сотрудника в специальные программы и определяет портрет идеального кандидата, того, кто ему максимально подходит на должность. Конечно, он может меняться в рамках поиска или изменяться из-за ситуации внутри компании, или на внешнем рынке, но вы, как потенциальный соискатель, никогда не узнаете, подходите ли вы на 100% или нет. Потому что иногда важны такие незначительные вещи, например, как год и месяц рождения кандидата или его знак зодиака. Поэтому я рекомендую плясать от обратного.

Есть две стратегии самопрезентации: вас просят в свободной форме рассказать о себе или вам подробно рассказывают про функциональные задачи и обязанности, а потом спрашивают про опыт. Я советую придерживаться второй линии, потому что так вы сможете максимально точно доставать кейсы из своей практики и складывать их в пазл в голове у HR.

Например, вам говорят, что на позицию важен опыт работы с брендбуком. Ваш ответ может звучать так: «В прошлой компании я запускал бренд с нуля, занимался бренд-платформой и с дизайнерами готовил брендбук компании». Иначе можно долго рассказывать про опыт, который не подходит на эту позицию. Нужно говорить максимально кратко и конкретно, потому что помните, что собеседований и кандидатов много, но чем быстрее вы поймете, что с работодателем подходите друг другу, тем быстрее трудоустроитесь и сэкономите время, и свои эмоциональные ресурсы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

Ответ №2. «Мне нравится ваша компания, ваш продукт и сегмент, в котором вы работаете»

Ключевой фактор при найме — опыт. Чем больше вы работаете в конкретном сегменте рынка, тем лучше понимаете специфику бизнеса. Например, если вы 10 лет работали менеджером по продажам в автомобильной компании, а хотите перейти в продажи ИТ-продуктов, то шансов найти быстро работу, без переквалификации не так много. Релевантный опыт — залог успеха движения вверх по карьерной лестнице. Либо понятное обоснование, почему вы хотите поменять компанию и рынок — например, вы в свободное время занимаетесь программированием и давно изучаете различные сервисы и программы, которые есть в данном сегменте. Тогда ваш переход выглядит вполне логичным.

Помните, работодатель не хочет гадать и брать кота в мешке, он хочет видеть максимально прозрачного и понятного кандидата, который закроет определенный объем работы и к нему не будет вопросов. Он не хочет рисковать. Поэтому, чем прозрачнее и понятнее вы будете, тем быстрее случится между вами химия.

Важно проговорить про компанию, ответив на вопрос: «Какая у вас мотивация работать в этой компании?». Не говорите банальные вещи: «Потому что вы лидер рынка, мне нравится ваш продукт». Здесь вообще лучше покритиковать и показать ваше видение, как бизнес должен развиваться. Таким образом, вы уже на собеседовании простраиваете стратегию и план своей работы. Если вы мыслите масштабно, экспертно и попадаете в точку, то работодатель уже в рамках собеседования поймет фронт вашей работы и соотнесет с тем, что у вас есть и то, что он ищет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ответ №3: «Мне близки ценности вашей компании»

Найм на работу — чисто психология и эмоции. Если вам удалось влюбить в себя работодателя, то оффер не заставит себя ждать. И, по сути, решение принимается в доли секунды, когда вы только начали самопрезентацию. Уже становится ясно, возьмут вас или нет.

Собеседование — это, как знакомство с девушкой или парнем. Если начнешь перегибать, то спугнешь, если не дожмешь, то второго свидания все равно не будет. Нужен баланс и поддержка взаимного интереса, тогда работа мечты непременно найдется.

Отнеситесь к себе, как к товару, который вы продаете. Собеседование — переговоры о продаже вас в компанию. Как выглядит упаковка? Набор навыков? Насколько навыки эти востребованы? В чем у вас самая глубокая экспертиза? Желательно определить ее в вакансии и сделать на нее упор в рамках переговоров. Например, вы видите, что в описании требуется «Умение работать с большими объемами данных», а вы со школы только этим и занимаетесь, вот расскажите об этом.

Помните, нет идеальных советов, по тому, как проходить собеседования, все это поле для экспериментов, поэтому не бойтесь где-то ошибиться, где-то проявить свое «Я», ведь нанимают не робота, а личность. Расскажите какую-то короткую историю, разрядите обстановку, не бойтесь быть собой. Ведь помимо конкретных практических навыков, важно совпадение по корпоративным ценностям. А тут надо себя проявить и показать их.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ответ №4. «Я умею решать задачи»

Порой на собеседованиях могут задавать странные и провокационные вопросы, не надо их пугаться. Если вам некомфортно, то можно об этом сказать. Если вы не знаете ответа или у вас не было опыта решения данного кейса, то просто представьте, исходя из своего опыта, как бы вы решали данную задачу и расскажите работодателю. Не критично чего-то не знать или не иметь где-то опыта, но важно дать понять, что вы справитесь с похожей проблемой, и объяснить примерный план действий.

На некоторые позиции есть распространенная практика давать тестовое задание. Тут советую делать его самостоятельно и не халтурить. Потому что халтура и ваша энергетика — всегда видны. Попробуйте подойти авторски к решению кейса, потому что часто такие задачи даются для того, чтобы понять, как вы мыслите, а не для того, чтобы вы выдали результат — порой тестовые не имеют правильного решения. Либо ваш ход мыслей подходит работодателю, либо нет. И тут нет смысла гадать, потому что, если даже как-то изловчиться, обмануть и попасть в ожидания, то вам все равно потом придется работать с этим, и если у вас изначально другое видение, другое ценности, то стоит ли мучиться?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ведь не стоит забывать, что выбор работы — это выбор обоих.

И работодатель вас выбирает, и вы выбираете работодателя. Для этого и существует испытательный срок.

gpointstudio / Freepik

Ответ №5. Включите режим Теда Лассо

Если вы не смотрели этот сериал, то обязательно посмотрите, если смотрели, то пересмотрите еще раз, желательно перед собеседованием. Живая энергия, харизма и поведенческая гибкость, и искренний интерес к другому человеку — вот ключевые факторы успеха главного героя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это называется soft skills (мягкие навыки) и они на 85% влияют на вашу карьеру и только 15% забирают себе hard skills (жесткие навыки).

Логика такая: начинают смотреть кандидатов и отбирают для собеседования по прошлому опыту, а принимают решение о найме — по общению и впечатлению, которое вы производите. Не стоит забывать, что резюме решает только одну прикладную задачу — открытие продажи и приглашение на переговоры, а уже собеседование — закрывает продажу вас, как уникального специалиста.

Я всегда обращаю внимание в резюме на то, какие интересы у человека, чем он живет, на его мотивацию и стремление в жизни. Например, если человек занимается бегом, как и я, то мне понятны его ментальность и образ мышления. На переговорах не стоит говорить про какие-то негативные аспекты, рассказывать гадости про прошлого или текущего работодателя, потому что всегда в первом впечатлении запоминается негатив. Будьте профессионалом: даже если в вашей карьере и были какие-то неприятные события, то расскажите их в позитивном ключе, сделайте акцент на том опыте, который вы вынесли из кейса.

Несколько раз на собеседованиях я слышал такой вопрос: «Если бы мы сейчас спросили ваших коллег, с которыми вы работали, то чтобы они о вас сказали?». Это хороший вопрос на адекватную самооценку себя и своего рабочего профиля. Оставлю вас с ним. Пусть каждый сам найдет ответ на него.