Помощники или вредители? Отбирают ли роботы рабочие места
Современные роботы трудятся на предприятиях, обрабатывают обращения клиентов в розничном бизнесе, помогают бизнесу строить точные прогнозы и обходить конкурентов. Они умеют так много, что, кажется, в ближайшем будущем могут превратиться из помощников в полноценных сотрудников.
Где используют роботов
Современные роботы встроены в процессы большинства компаний из разных сфер бизнеса. Они берут на себя до 80% рутинных задач: подбирают соискателей, контролируют документооборот, ведут клиентские базы, помогают менеджерам приоритизировать задачи и готовиться к переговорам. А на крупных предприятиях — следят за безопасностью и обслуживают оборудование.
Роботы «Газпрома», например, в режиме реального времени фиксируют все изменения на производстве, помогают предотвращать аварийные ситуации и планировать ремонты и реконструкции.
Новые возможности для роботов открывает ИИ. Технологии на базе искусственного интеллекта уже используют 35% мировых компаний, еще 50% планируют интеграции в 2024 году. Наиболее широко ИИ применяется в клиентском сервисе, кибербезопасности, логистике, бухучете, рекрутинге. Как и любой робот, ИИ успешно справляется с рутиной, повышает эффективность ключевых процессов и при этом экономит ресурсы компании.
Роботы с ИИ успешно работают в самых разных сферах во всем мире. Сервис Netflix, например, с помощью таких технологий собирает персональные подборки фильмов и сериалов. И в результате экономит $1 млрд в год.
Технологии на базе ИИ быстро развиваются и в России. 68% предприятий, которые внедрили ИИ за последний год, увеличили объем прибыли до вычета налогов и процентов. Независимо от сектора, в котором работает компания, показатель вырос примерно на 5%.
Роботизация и рабочие места
Сегодня в публичном поле можно встретить разные мнения о влиянии роботов на рынок труда. Оптимисты указывают на создание новых рабочих мест, кейсы успешного сотрудничества роботов и людей и ценность мягких навыков, которыми не обладает ни одна программа. Пессимисты говорят о конкуренции между людьми и программами.
Так, исследование Citigroup показывает: развитие ИИ ставит под угрозу 54% рабочих мест в банковской сфере. А в креативных индустриях с профильными специалистами ожидаемо «соперничает» ChatGPT: с 2022 года потребность бизнеса во фрилансерах-копирайтерах снизилась на 30%.
При этом современные технологии не только «забирают» рабочие места, но и создают новые.
С одной стороны, бизнес заинтересован в использовании роботов — они помогают производить и продавать товары и услуги быстрее, проще и дешевле. Менеджеры по продажам, например, благодаря роботам могут сэкономить 2 часа 15 минут в день.
Роботы ведут заметки, заполняют календарь встреч, вводят данные клиентов в базу. В результате сотрудники посвящают больше времени ключевым задачам — общаются с клиентами и закрывают больше сделок.