Слушают Эминема и не думают о Римской империи: учителя-блогеры о преподавании в современных школах и любви к профессии

Мужчина, учитель, блогер — редкое сочетание? Наши герои уверенно опровергают этот стереотип. Блогеры и авторы коротких видео в VK Клипах Андрей Федотов и Александр Оджо рассказали Men Today, как пришли в профессию, как справляются с хейтом в интернете, черпают вдохновение в альбомах Дуа Липы и коллекционировании исторических костюмов.
Андрей Федотов. Учитель английского языка, победитель Всероссийского конкурса «ПРО Образование – 2019». Ведет блог «Учитель от блОГА» (71,8 тыс. подписчиков).
Личный архив Андрея Федотова
Александр Оджо. Учитель истории, лектор Российского Общества «Знание», амбассадор Цифрового Образования, член Совета Учителей-Блогеров при Министерстве Просвещения РФ. Ведет блог «Учитель истории в школе» (27,7 тыс, подписчиков).
Личный архив Александра Оджо
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мое ремесло

Расскажите, почему выбрали профессию учителя?

Андрей: Как и многие мои коллеги, я попал в профессию случайно. С детства мечтал быть переводчиком и ездить по всему миру, но после университета пришел на пару месяцев на замену в школу. И, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное, — вот уже двенадцатый год провожу в школьных стенах. Не скажу, что работа мне понравилась с первого взгляда. Но уже со второго года я начал ходить туда с удовольствием.

Александр: В 11 классе один священник сказал мне, что профессия должна помогать людям. Я сменил детскую мечту быть журналистом на педагогическое поприще — и не прогадал.

Кстати, недавно на своей страничке ВКонтакте поделился архивной анкетой, которую заполнял ещё в 11 классе. Честно говоря, опросник не видел с тех пор, как его заполнил, и даже не вспоминал, — бабушка напомнила. Оказалось, что я сделал все, как в ней было описано! Поэтому все совпадения признаются случайными.

С какими сложностями сталкиваются учителя-мужчины в образовательной среде, в женском коллективе?

Андрей: Приходится учить себя находить подходы ко всем участникам образовательного процесса. По своей природе мы, мужчины, менее коммуникабельны и открыты, чем женщины, поэтому когда на тебя сразу сваливается такой объем общения и налаживания социальных связей, на первых порах приходится очень сложно. Главное — расслабиться, найти источники получения дофамина на рабочем месте и получать удовольствие от своей деятельности.

Нажми и смотри

Александр: Да с какими сложностями могут сталкиваться учителя-мужчины в таком коллективе (смеется)?! Первое время я все перетаскивал, чинил и убирал в школе. Но это, наверное, не только из-за пола, но и из-за желания помочь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К сожалению, есть общая проблема для всех — в большинстве регионов зарплаты учителей оставляют желать лучшего. Знаю по опыту коллег, что часто мужчины встают перед выбором: идти в школу и заниматься педагогикой или кормить семью.

Каким самым запоминающимся моментом в карьере вы гордитесь?

Андрей: До своей работы в школе я был уверен, что учителя, отвечая на вопросы про успехи своих учеников, лукавят. Сейчас искренне могу ответить, что самые знаковые моменты — встречи с благодарными учениками, которые нашли свое место в жизни. Например, в этом году на День учителя написала бывшая ученица с поздравлениями и сказала, что в сентябре она вышла в школу, в которой я начинал свою педагогическую деятельность. Вот такой закон Сансары получается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Личный архив Андрея Федотова

Александр: Таких моментов очень много. Могу рассказывать часами об этом. Выделю сегодня один: первая сдача ЕГЭ моими учениками. Были и 100 баллов, и неудовлетворительные результаты. Так что и радовались, и расстраивались вместе. Даже сейчас мы с ребятами поддерживаем связь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Сан Саныч, а давайте за 60 секунд?»

Что вас вдохновило на ведение блога и съемку VK Клипов?

Андрей: Около 8 лет назад ко мне подошли ученики и попросили помочь снять ролик ко Дню матери. Чтобы быть хорошим классным руководителем, пришлось согласиться. И я ни разу не пожалел! Целую неделю после уроков мы вместе осваивали функции различных монтажных программ. В результате очень сплотились! С самого начала было непривычно сжимать информацию для короткого вертикального контента. Ведь нам, учителям, только дай возможность поговорить — мы будем вещать бесконечно! Как раз мои ученики и научили меня выделять важное и опускать ненужное. Сто процентов, залог успеха нашего контента в том, что мы с ребятами изначально не гнались за лайками и просмотрами, а снимали для себя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Нажми и смотри
Нажми и смотри

Александр: Снимать короткие ролики меня вдохновили ученики, а идея формата «История за 60 секунд» появилась в школе. Я хотел рассказывать об истории емко и интересно. Мои, на тот момент, пятиклашки (сейчас они уже крепкие выпускники) предложили снимать в одной сети видеоролики на максимальные по тем временам 60 секунд. Традиция прижилась. И бывает, когда остаётся мало времени до конца урока, кто-нибудь из класса говорит: «Сан Саныч; а давайте за 60 секунд?».

Нажми и смотри
Отличается ли ваш блогерский образ в коротких роликах от образа в обычной жизни, на уроках?

Андрей: Блог определенно повлиял на меня, на преподавание. Сейчас есть возможность быть спикером федеральных педагогических мероприятий. Еще меня часто приглашают на съемки, в которых принимают участие и любимые блогеры школьников. Прошу передавать им приветы и наставления! Дети от этого в восторге.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Благодаря блогу я дважды встречался с президентом страны — рассказывал про взаимодействие с детьми в рамках блога. Это была возможность поделиться опытом на всю Россию. На тот момент это было очень важно, во многих школах довольно негативно относятся к учителям в медиапространстве.

Мы пошли дальше — сейчас ведем переговоры о съемке фильма «Учителя от б(л)ога», в котором хотим раскрыть деятельность учителей, которые совмещают школу и блоги.

Личный архив Андрея Федотова
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр: Мой блогерский образ бесспорно отличается от стиля преподавания на уроках: в классе я более собранный, серьезный, но и пошутить очень люблю. При этом блогерство мне помогло более понятно и четко выражать свои мысли и объяснения и сохранять темп повествования. Я думаю на два слова вперед, подбираю выражения.

На уроках мы пашем. Строчим в тетрадях, читаем, смотрим видеоролики, разделяемся на группы, ищем материалы, копаемся в источниках. Иной раз у доски стоят по трое человек, еще несколько человек работают в группах, и еще пару человек стоят в углах (шутит). Я считаю, что учитель и класс должны на уроке работать на полную катушку!

Личный архив Александра Оджо
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как ученики влияют на ваши клипы и как реагируют на контент?

Андрей: Ученики — движущая сила продвижения моего блога. Они отслеживают любые изменения, цифры, охваты, рассказывают про тренды.

Я начал получать удовольствие от работы после того, как время от времени стал меняться с учениками ролями: то есть иногда они меня обучают, рассказывая о монтаже, технических новинках или актуальных блогерах. Ребята принимают участие в съемках с огромным желанием. Зачастую даже они сами выступают в роли сценаристов, режиссеров и операторов, а я только направляю. Иногда идея ролика может возникнуть прямо на уроке, главное — успеть записать ее куда-нибудь, чтобы не забыть. Зачастую бывает и наоборот: во время съемок или мероприятий приходят идеи интересных приемов для уроков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр: Мои ученики заходят, оставляют лайки и комментарии, пишут в личные сообщения. У нас появляются новые темы для общения. Их больше интересует не само видео, а моя жизнь: путешествия, книги, спорт, церковь. Было интересно, когда мы проходили тему религии в 8 классе, и, зная из блога, что я — верующий, ребята завязали очень интересную дискуссию.

Что бы вы посоветовали другим учителям, которые хотят начать вести блог?

Андрей: Главное — найти свой формат. Их много, что-то можно миксовать, чтобы создать свой. Делайте и транслируйте то, что вам близко и приятно. Например, в самом начале я делал контент о своем предмете — английском языке. Выгорел я очень быстро, осознав, что не хватает сил говорить о предмете на работе и вне школьных стен, поэтому перешел на развлекательный школьный контент, который кого-то просто смешит, а кого-то мотивирует. Мне он точно помогает не выгорать и оставаться в профессии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Личный архив Андрея Федотова
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр: Посоветую подумать: а вам точно это нужно? И я даже не шучу. Времени это отнимает немало, нужно быть в определенном тонусе. Блог — это не панацея для преподавателей. Кому-то он нужен, а кому-то нет. Если вы решились, советую пробовать и ошибаться. Я делаю это каждый день, и мне это в блогерстве жутко нравится. Впрочем, как и в педагогике.

Нажми и смотри

Не вижу зла, не слышу зла, не говорю о зле

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сталкивались ли вы когда-нибудь с негативными комментариями или критикой? И как коллеги относятся к вашему хобби?

Андрей: Конечно. Когда контент набирает охваты, часть комментариев несет отрицательную окраску. Кого-то не устраивает цвет моего пиджака, кто-то возмущен, что я надеваю шорты в тренажерном зале. И, конечно, не все мои коллеги были в восторге от совместных с детьми хобби, но у меня есть интересная история на эту тему.

Несколько лет назад я был классным руководителем выпускного класса и на последний звонок решил сделать что-то оригинальное. Я предложил коллегам записать пародии на популярные песни. Сначала они были против, но за день до мероприятия согласились, так как у них не было других идей. Мы снимали ролик весь вечер, катались на тележках по ТЦ, в багажнике по парковке, придумывали креативы в фотостудии. Впервые я увидел, как мои коллеги, старожилы педагогики, расслабляются и улыбаются. В итоге ролик произвел фурор, дети увидели своих учителей с новой стороны, а сами учителя по-новому взглянули на совместное творчество.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Личный архив Андрея Федотова
Личный архив Андрея Федотова

Александр: Обратная связь появляется постоянно. Конечно, был и негатив: моменты с хейтом, негодованием, критикой. Далеко не все коллеги сразу поддерживали мои блогерские начинания, но сейчас мы вместе придумываем ролики и обсуждаем стратегию развития уже их блогов.

Личный архив Александра Оджо
Личный архив Александра Оджо
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
А как вы справлялись с негативом?

Андрей: Я уверен в правильности и непротиворечивости каждого своего отснятого кадра и любого сделанного снимка, поэтому не обращаю внимание на негатив в интернете. В целом, я всегда стараюсь транслировать позитивные аспекты учительской жизни. Мне очень важно, чтобы молодые специалисты после университета приходили в школу и задерживались тут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр: Меня поддерживает моя семья.

Тогда расскажите и о позитивных моментах или ваших любимых забавных случаях из практики.

Андрей: Приятны комментарии, когда коллеги пишут, что какой-то ролик помог им проработать проблемную ситуацию или обиду. Иногда в жизни или профессии мы раздуваем из мухи слона, очень важно в такой момент увидеть что-то смешное по теме, посмеяться и посмотреть на ситуацию под другим углом. Каждый учитель, родитель или ученик узнает себя в моих VK Клипах, поэтому самый популярный комментарий под нашими роликами — «жиза».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Личный архив Андрея Федотова

Александр: Был забавный случай, когда ученики требовали «додать» материал, потому что пару видео длились не 60, а 58 секунд.

Андрей, вы учитель английского... как часто вы начинаете урок с фразы «Зайкин, ду ю спик инглиш?», как в Ералаше?

Андрей: Я использую фразы на английском даже в общении с коллегами. Вот такая профессиональная деформация. Получается почти как в меме про «смотря какой фэбрик и сколько дитэйлз». Меня это и самого жутко бесит, но ничего поделать не могу. А вообще, я приверженец классики. Например, недавно принимал участие в съемке телепередачи «Кто хочет стать миллионером» и во время того, как зал смеялся, я грозно сказал: «Тишина в классе!». Было неловко.

Нажми и смотри
Александр, важный вопрос! Как часто вы думаете о Римской империи? И какой у вас любимый мем?

Александр: Вопрос действительно важный, но, я видно отличаюсь от большинства мужчин тем, что думаю больше про Российскую империю. Как-то Римская мне не по душе. Что касается мемов, ими меня снабжают мои ученики и одногруппники. Из последних любимых — анекдот про окулиста и Михаила Федоровича. Врач показывает даты 1598-1613 и спрашивает: «Как вы видите это время?», а тот отвечает: «Смутно».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Верность профессии и наставления коллегам

Нет ли желания уйти из преподавания и остаться только в блогерстве или вовсе заняться чем-то другим?

Андрей: Такого желания нет. Школа учит быть в постоянном тонусе, заставляет искать правильные решения в моменте. Я понимаю, что не смогу быть продуктивным вне системы.

Александр: Два года назад ощутил желание уйти из преподавания. Я мечтал снимать блог о путешествиях по России: рассказывать о городах и селах, областях и краях — о том, как история разворачивалась именно в этих местах. Но все-таки не ушел из школы и очень этому рад. В итоге я работаю и путешествую. Время от времени снимаю видеоролики. Сейчас посетил больше половины субъектов Российской Федерации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Что бы вы посоветовали другим учителям, которые хотят начать вести блог?

Андрей: Главное — найти свой формат. Их много, что-то можно миксовать, создав свой. Делайте и транслируйте то, что вам близко и приятно. Например, в самом начале я делал контент о своем предмете — английском языке. Выгорел я очень быстро, осознав, что не хватает сил говорить о предмете и на работе, и вне школьных стен. Поэтому я перешел на развлекательный школьный контент, который кого-то просто смешит, а кого-то мотивирует. Мне он точно помогает не выгорать и оставаться в профессии.

Александр: Сначала я посоветую подумать: а вам точно это нужно? И я даже не шучу. Времени это отнимает немало, нужно быть в определенном тонусе. Блог — это не панацея для преподавателей. Кому-то он нужен, а кому-то нет. Однако, если вы решились, советую вам пробовать и ошибаться. Я делаю это каждый день, и мне это в блогерстве жутко нравится. Впрочем, как и в педагогике.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дуа Липа, исторические костюмы и кино

Андрей, у вас в коллекции более 150 пластинок и даже альбом Дуа Липы. Расскажите о вашем хобби. И если бы вы могли создать свой собственный музыкальный альбом для обучения языку, какие темы или песни вы бы включили?

Андрей: Я обожаю музыку. Она со мной везде на разных носителях. Как раз несколько лет назад увлекся винилом, покупаю самые культовые пластинки, с них начинаю каждый день: подбираю под настроение, и это определяет настрой.

Что касается собственного альбома: я бы прокачал фонетику, лексику и артикуляцию максимально, поэтому взял бы цензурные версии песен Эминема. Вот бы пришлось тогда попотеть. Для одного ролика нам необходимо было выучить куплет его трека «Rap God». Мы потратили на это неделю, но фонетику отточили знатно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще я бы добавил песни о человеческих взаимоотношениях, где можно было бы не просто отрабатывать лексику и звуки, но и вникать в смысл и проводить полноценные воспитательные мероприятия. Например, туда точно вошли бы песни 3 Doors Down — «Here without you» и «Forever young» от Alphaville.

Нажми и смотри
Александр, вашей коллекции исторических костюмов может позавидовать даже музей, где вы их берете?

Александр: Костюмы в моей судьбе появлялись по-разному. Один я нашел дома — это простынь для Древней Греции. А так беру у друзей в музеях, в нашем школьном театре и музее. А однажды мне прислали рукодельный костюмы из Казахстана. Мама одной ученицы из местной школы делала его для своей семьи на праздник, а потом отправила мне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Личный архив Александра Оджо
Нажми и смотри
Если бы ваш блог был фильмом, как бы вы его назвали?

Андрей: «Особенности национальной педагогики».

Александр: Название оставил бы прежним — «Учитель истории в школе».

А какой жанр выбрали бы — комедия, драма или что-то другое?

Андрей: Однозначно это был бы ситком. Обожаю этот жанр.

Александр: Над жанром нужно подумать. Тут мог бы быть и детектив по разгадке тайн истории, а может быть и документальный — про путешествия во времени или даже фантастический фильм. А если есть какой нибудь жанр, связанный с кулинарией, то я только за!