SWOT-анализ: что это такое и как часто его нужно проводить
Что такое SWOT-анализ
SWOT-анализ — это метод оценки факторов, прямо и косвенно влияющих на бизнес. C его помощью можно увидеть реальное положение дел в компании. При анализе учитываются текущие угрозы и возможности, сильные и слабые стороны. Последний его пункт — составление плана развития компании. Аббревиатура «SWOT» расшифровывается так:
- Strengths – сильные стороны компании. К ним относят факторы, обеспечивающие устойчивое положение и конкурентные преимущества на рынке.
- Weakness – слабые стороны компании. Здесь перечисляют обстоятельства, которые могут привести к снижению прибыли и потере конкурентоспособности.
- Opportunities – возможности внешней среды. Это события в мире, государстве и на рынке, на которые бизнес не может влиять напрямую. Однако такие возможности могут положительно отразиться на развитии компании.
- Threats – угрозы внешней среды. К ним также относятся события, на которые компания не может повлиять. Однако они ведут к проблемам в развитии бизнеса.
SWOT-анализ — универсальный метод. Ведь с его помощью можно оценить эффективность деятельности разного масштаба: от государственной экономической политики до небольшого бизнеса по созданию свечей.
Когда нужно проводить SWOT-анализ
Специалисты рекомендуют проводить SWOT-анализ не реже одного раза в год. Можно прибегать к нему ситуативно: при планировании запуска нового продукта или услуги, ребрендинге, во время сильного кризиса и так далее. Словом, с помощью этого инструмента можно проанализировать, что компания лучше всего делает сейчас, выявить слабые стороны и разработать успешную стратегию на будущее.
Кроме того, повторный SWOT-анализ позволяет увидеть ситуацию в динамике. Например, после первого анализа вы внедрили какие-то изменения. Через некоторое время можно провести второй анализ, который покажет успешность выбранного решения. Таким образом, SWOT-анализ поможет:
- Сменить направление и адаптироваться к изменениям, трендам индустрии.
- Подвести итоги за выбранный период. Понять, что улучшилось за полгода, какие возможности появились и каких потерь удалось избежать.
- Оценить риски при запуске новых услуг и продуктов.
- Принять решение о смене направления развития компании или ребрендинге.
Стоит отметить, что SWOT-анализ лучше проводить относительно конкретной проблемы или задачи. В противном случае анализ получится слишком поверхностным, и на его основе невозможно будет составить эффективные стратегии.
Как провести SWOT-анализ
В первую очередь нужно определить цель SWOT- анализа. От нее будет зависеть глубина исследования, вид матрицы, и ее наполнение. Матрицей в этом случае называют таблицу с четырьмя делениями (S, W, O и T), в которых обозначают внутренние и внешних факторы, влияющие на развитие компании. Для проведения SWOT-анализа можно скачать шаблоны. Чтобы заполнить матрицу, нужно сопоставить разные группы факторов. В результате получится четыре варианта комбинаций:
Стратегия прорыва (S + O). Расскажет о том, какие сильные стороны помогут реализовать возможности.
- Стратегия переходного периода (W + O). Обозначит, как слабые стороны могут помешать воспользоваться возможностями. На этом пересечении нужно найти решения, которые уберут недостатки и позволят реализовать возможности.
- Стратегия переходного периода (S + T). Покажет,как сильные стороны помогут защититься от угроз.
- Стратегия выживания (W + T). Поможет выявить, какие слабые стороны повышают вероятность, что угрозы навредят бизнесу.
Внутренние факторы
К ним мы относим сильные (S) и слабые (W) стороны компании. Вот самые распространенные внутренние факторы: финансовые, физические и человеческие ресурсы. Чтобы составить индивидуальный список, нужно ответить на ряд вопросов. Начнем с сильных сторон. Подумайте:
- Какие конкурентные преимущества есть у компании?
- Какие уникальные методики, технологии, ресурсы компания использует в своей работе?
- Какие бизнес-процессы успешны?
- Как компания привлекает клиентов?
- Почему клиенты выбирают именно эту компанию или ее продукт?
- Какие ценности транслирует компания?
Запишите свои ответы в нужную часть матрицы. Однако результаты SWOT-анализа не будут полноценными без выявления недостатков компании. Поэтому постарайтесь честно ответить и на эти вопросы:
- В чем преимущество конкурентов?
- Что клиентам не нравится в продуктах или услугах компании?
- Какие процессы требуют улучшения?
- Теряет ли компания сотрудников?
- Каких дополнительных ресурсов не хватает компании?
- Что мешает развитию?
Внешние факторы
Теперь рассмотрим возможности (O) и угрозы (T) внешней среды. К таким факторам можно отнести развитие конкурентов, изменения законодательства и политической ситуации, экономического положения страны, технологий и экологической среды. Вот список вопросов, который поможет точнее определить возможности:
- Какие события могут повлиять на развитие компании?
- Какие тренды зарождаются в индустрии?
- Уходят ли с рынка крупные конкуренты?
- Растет ли спрос на услуги или продукты компании?
- Появились ли новые технологии в индустрии?
- Есть ли возможность получить государственную поддержку?
Обозначить внешние угрозы можно, ответив на эти вопросы:
- Наблюдаются ли значительные изменения в индустрии?
- Появились ли новые законы, которые могут отразиться на развитии компании?
- Есть ли потенциальные конкуренты, которые могут появиться на рынке?
- Наблюдается ли снижение интереса клиентов к продуктам компании?
- Намечаются ли экономические или политические изменения в стране?
SWOT-анализ: примеры
Итак, перейдем к SWOT-анализу на практике. Представим, что вы руководите крупной сетью магазинов косметики. Сейчас у вас есть проблемы с поставкой товаров из-за сложившейся экономической и политической ситуации. Для этого вы и задумали провести анализ. Давайте попробуем выявить внешние и внутренние факторы развития.
Рассмотрим и другой пример SWOT-анализа. На этот раз возьмем московскую танцевальную студию. Ее руководители задумались об открытии филиала в Санкт-Петербурге. Для того, чтобы выяснить, хороша ли эта идея, заполним матрицу.
Сильные стороны (S):
Преподаватели пользуются уважением в профессиональной среде, на их мастер-классы приезжают из других городов
Авторские курсы по развитию танцевальной пластики для любого уровня подготовки
Среди подписчиков в соцсетях много петербуржцев
Удалось найти помещение с хорошими условиями аренды
Слабые стороны (W):
Для открытия филиала нужно набрать новую команду
Недостаточно стабильная прибыль
Маленький рекламный бюджет на продвижение нового филиала
Возможности (O):
В этом году в Питере планируется множество мероприятий, посвященных танцам
Помещение, в котором будут проходить занятия, расположено в крупном жилом комплексе.
Угрозы (T):
Появление новых конкурентов
Сложности с поиском преподавателей: все хорошие и известные уже заняты
Снижение платежеспособности клиентов из-за экономической ситуации
Теперь, при сопоставлении внутренних и внешних факторов, владельцы и руководители бизнеса смогут определить, какие пути развития для них актуальны, а какие — нет.
Сильные стороны (S):
Уникальные товары, созданные совместно со звездами шоу-бизнеса.
Гибкая система скидок, предпраздничные акции.
Есть карты постоянного покупателя.
Эффективная рекламная стратегия с частым упоминанием бренда в медиа и в соцсетях звезд.
Есть подарочные сертификаты.
Слабые стороны (W):
Не все популярные товары всегда в наличии.
Качество продукции: во время транспортировки нередко портится упаковка.
Отсутствие ценового преимущества перед некоторыми конкурентами.
Разнообразие марок меньше, чем у основных конкурентов.
Возможности (O):
Разорение или уход с рынка конкурентов.
Совершенствование рекламных технологий: появление новой платформы, социальной сети.
Угрозы (T):
Сбои в поставках из-за политической ситуации.
Повышение пошлин на ввоз продукции из-за границы.
Снижение уровня доходов населения.
Расширение сети компаний-конкурентов.
Тренд на естественную красоту.