SWOT-анализ: что это такое и как часто его нужно проводить

Развитие бизнеса сегодня — задача не из легких. Нестабильная экономика то и дело преподносит сюрпризы, но также открывает новые возможности. Поэтому без SWOT-анализа не обойтись. Он поможет выстроить стратегию развития и грамотно оценить риски. Мы расскажем, как его провести и разберем несколько примеров.
SWOT-анализ: что это такое и как часто его нужно проводить
Freepik
SWOT-анализ помогает оценить текущее положение компании и грамотно выстроить план развития. Давайте разберемся, как провести SWOT-анализ правильно.
Содержание статьи

Что такое SWOT-анализ

SWOT-анализ — это метод оценки факторов, прямо и косвенно влияющих на бизнес. C его помощью можно увидеть реальное положение дел в компании. При анализе учитываются текущие угрозы и возможности, сильные и слабые стороны. Последний его пункт — составление плана развития компании. Аббревиатура «SWOT» расшифровывается так:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Strengths – сильные стороны компании. К ним относят факторы, обеспечивающие устойчивое положение и конкурентные преимущества на рынке.
  • Weakness – слабые стороны компании. Здесь перечисляют обстоятельства, которые могут привести к снижению прибыли и потере конкурентоспособности.
  • Opportunities – возможности внешней среды. Это события в мире, государстве и на рынке, на которые бизнес не может влиять напрямую. Однако такие возможности могут положительно отразиться на развитии компании.
  • Threats – угрозы внешней среды. К ним также относятся события, на которые компания не может повлиять. Однако они ведут к проблемам в развитии бизнеса.

SWOT-анализ — универсальный метод. Ведь с его помощью можно оценить эффективность деятельности разного масштаба: от государственной экономической политики до небольшого бизнеса по созданию свечей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Термин «SWOT» был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом. В 1965 году он и еще три профессора Гарвардского университета доработали концепцию и предложили использовать SWOT-анализ для разработки стратегии поведения компаний.
Термин «SWOT» был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом. В 1965 году он и еще три профессора Гарвардского университета доработали концепцию и предложили использовать SWOT-анализ для разработки стратегии поведения компаний.
Freepik

Когда нужно проводить SWOT-анализ

Специалисты рекомендуют проводить SWOT-анализ не реже одного раза в год. Можно прибегать к нему ситуативно: при планировании запуска нового продукта или услуги, ребрендинге, во время сильного кризиса и так далее. Словом, с помощью этого инструмента можно проанализировать, что компания лучше всего делает сейчас, выявить слабые стороны и разработать успешную стратегию на будущее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, повторный SWOT-анализ позволяет увидеть ситуацию в динамике. Например, после первого анализа вы внедрили какие-то изменения. Через некоторое время можно провести второй анализ, который покажет успешность выбранного решения. Таким образом, SWOT-анализ поможет:

  • Сменить направление и адаптироваться к изменениям, трендам индустрии.
  • Подвести итоги за выбранный период. Понять, что улучшилось за полгода, какие возможности появились и каких потерь удалось избежать.
  • Оценить риски при запуске новых услуг и продуктов.
  • Принять решение о смене направления развития компании или ребрендинге.

Стоит отметить, что SWOT-анализ лучше проводить относительно конкретной проблемы или задачи. В противном случае анализ получится слишком поверхностным, и на его основе невозможно будет составить эффективные стратегии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
SWOT-анализ необходим в кризисной ситуации или для корректировки намеченных планов.
SWOT-анализ необходим в кризисной ситуации или для корректировки намеченных планов.
Freepik

Как провести SWOT-анализ

В первую очередь нужно определить цель SWOT- анализа. От нее будет зависеть глубина исследования, вид матрицы, и ее наполнение. Матрицей в этом случае называют таблицу с четырьмя делениями (S, W, O и T), в которых обозначают внутренние и внешних факторы, влияющие на развитие компании. Для проведения SWOT-анализа можно скачать шаблоны. Чтобы заполнить матрицу, нужно сопоставить разные группы факторов. В результате получится четыре варианта комбинаций:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Стратегия прорыва (S + O). Расскажет о том, какие сильные стороны помогут реализовать возможности.

  2. Стратегия переходного периода (W + O). Обозначит, как слабые стороны могут помешать воспользоваться возможностями. На этом пересечении нужно найти решения, которые уберут недостатки и позволят реализовать возможности.
  3. Стратегия переходного периода (S + T). Покажет,как сильные стороны помогут защититься от угроз.
  4. Стратегия выживания (W + T). Поможет выявить, какие слабые стороны повышают вероятность, что угрозы навредят бизнесу.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В матрице SWOT-анализа ответы необходимо формулировать кратко. Так она будет менее громоздкой и более понятной.
В матрице SWOT-анализа ответы необходимо формулировать кратко. Так она будет менее громоздкой и более понятной.
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внутренние факторы

К ним мы относим сильные (S) и слабые (W) стороны компании. Вот самые распространенные внутренние факторы: финансовые, физические и человеческие ресурсы. Чтобы составить индивидуальный список, нужно ответить на ряд вопросов. Начнем с сильных сторон. Подумайте:

  • Какие конкурентные преимущества есть у компании?
  • Какие уникальные методики, технологии, ресурсы компания использует в своей работе?
  • Какие бизнес-процессы успешны?
  • Как компания привлекает клиентов?
  • Почему клиенты выбирают именно эту компанию или ее продукт?
  • Какие ценности транслирует компания?

Запишите свои ответы в нужную часть матрицы. Однако результаты SWOT-анализа не будут полноценными без выявления недостатков компании. Поэтому постарайтесь честно ответить и на эти вопросы:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • В чем преимущество конкурентов?
  • Что клиентам не нравится в продуктах или услугах компании?
  • Какие процессы требуют улучшения?
  • Теряет ли компания сотрудников?
  • Каких дополнительных ресурсов не хватает компании?
  • Что мешает развитию?
SWOT-анализ не покажет конкретные цифры, ведь его результаты представляют в виде качественного описания без каких-либо количественных показателей. Однако с его помощью можно найти новые идеи и возможные пути развития компании.
SWOT-анализ не покажет конкретные цифры, ведь его результаты представляют в виде качественного описания без каких-либо количественных показателей. Однако с его помощью можно найти новые идеи и возможные пути развития компании.
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внешние факторы

Теперь рассмотрим возможности (O) и угрозы (T) внешней среды. К таким факторам можно отнести развитие конкурентов, изменения законодательства и политической ситуации, экономического положения страны, технологий и экологической среды. Вот список вопросов, который поможет точнее определить возможности:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Какие события могут повлиять на развитие компании?
  • Какие тренды зарождаются в индустрии?
  • Уходят ли с рынка крупные конкуренты?
  • Растет ли спрос на услуги или продукты компании?
  • Появились ли новые технологии в индустрии?
  • Есть ли возможность получить государственную поддержку?

Обозначить внешние угрозы можно, ответив на эти вопросы:

  • Наблюдаются ли значительные изменения в индустрии?
  • Появились ли новые законы, которые могут отразиться на развитии компании?
  • Есть ли потенциальные конкуренты, которые могут появиться на рынке?
  • Наблюдается ли снижение интереса клиентов к продуктам компании?
  • Намечаются ли экономические или политические изменения в стране?
SWOT-анализ составляется в ходе мозгового штурма, но каждый выдвинутый тезис должен подтверждаться реальными данными.
SWOT-анализ составляется в ходе мозгового штурма, но каждый выдвинутый тезис должен подтверждаться реальными данными.
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

SWOT-анализ: примеры

Итак, перейдем к SWOT-анализу на практике. Представим, что вы руководите крупной сетью магазинов косметики. Сейчас у вас есть проблемы с поставкой товаров из-за сложившейся экономической и политической ситуации. Для этого вы и задумали провести анализ. Давайте попробуем выявить внешние и внутренние факторы развития.

Сильные стороны (S):

Уникальные товары, созданные совместно со звездами шоу-бизнеса.

Гибкая система скидок, предпраздничные акции.

Есть карты постоянного покупателя.

Эффективная рекламная стратегия с частым упоминанием бренда в медиа и в соцсетях звезд.

Есть подарочные сертификаты.

Слабые стороны (W):

Не все популярные товары всегда в наличии.

Качество продукции: во время транспортировки нередко портится упаковка.

Отсутствие ценового преимущества перед некоторыми конкурентами.

Разнообразие марок меньше, чем у основных конкурентов.

Возможности (O):

Разорение или уход с рынка конкурентов.

Совершенствование рекламных технологий: появление новой платформы, социальной сети.

Угрозы (T):

Сбои в поставках из-за политической ситуации.

Повышение пошлин на ввоз продукции из-за границы.

Снижение уровня доходов населения.

Расширение сети компаний-конкурентов.

Тренд на естественную красоту.

Рассмотрим и другой пример SWOT-анализа. На этот раз возьмем московскую танцевальную студию. Ее руководители задумались об открытии филиала в Санкт-Петербурге. Для того, чтобы выяснить, хороша ли эта идея, заполним матрицу.

Сильные стороны (S):

Преподаватели пользуются уважением в профессиональной среде, на их мастер-классы приезжают из других городов

Авторские курсы по развитию танцевальной пластики для любого уровня подготовки

Среди подписчиков в соцсетях много петербуржцев

Удалось найти помещение с хорошими условиями аренды

Слабые стороны (W):

Для открытия филиала нужно набрать новую команду

Недостаточно стабильная прибыль

Маленький рекламный бюджет на продвижение нового филиала

Возможности (O):

В этом году в Питере планируется множество мероприятий, посвященных танцам

Помещение, в котором будут проходить занятия, расположено в крупном жилом комплексе.

Угрозы (T):

Появление новых конкурентов

Сложности с поиском преподавателей: все хорошие и известные уже заняты

Снижение платежеспособности клиентов из-за экономической ситуации

Теперь, при сопоставлении внутренних и внешних факторов, владельцы и руководители бизнеса смогут определить, какие пути развития для них актуальны, а какие — нет.