Теория поколений X, Y, Z: значение, история и возможности для бизнеса
Суть теории поколений
Суть теории, разработанной американскими социологами, заключается в суждении о разделении людей по поколениям. Люди, рожденные в определенный временной промежуток, который сменяется примерно каждые 20 лет, обладают схожей характеристикой мышления и общими ценностями.
Согласно теории, люди одного поколения объединены:
- Влиянием одних культурных источников и исторических событий, которые происходят на одном жизненном этапе.
Например, в настоящее время идет влияние таких трендов, как: экономика совместного использования, развитие нативной рекламы, внедрение принципов тайм-менеджмента.
- Обладают общими теориями и придерживаются единой поведенческой модели.
Например, нынешнее поколение активно поддерживает концепцию равноправия полов, хотя еще несколько десятилетий назад стандартной моделью семьи был признан патриархат.
- Совместно прожитый опыт объединяет представителей одного поколения.
Например, люди, жившие в эпоху технологического прогресса, вместе привыкали к новому рубежу, в котором огромную роль играют цифровые технологии.
Конечно, каждый человек обладает уникальными характеристиками и собственным, непохожим на других мышлением, поэтому не стоит оценивать всех только при помощи теории поколения.
Кто придумал теорию поколений
Теория поколений была разработана американскими исследователями Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом в 90-х годах. Ученые утверждали, что поколения — это группы людей, рожденные в одном временном промежутке: от 20 до 25 лет. Их объединяют особенности определенного периода, совместные теории и чувство принадлежности.
Теория Хоува и Штрауса часто пересматривалась и видоизменялась, поэтому кроме официальной версии, были созданы десятки вариантов временных отрезков поколений. Общепринятые временные отрезки выглядят так:
- Х — люди, родившиеся между 1964-м и 1980 годом.
- Y (миллениалы) — родились в период с 1981-го по 1996;
- Z (зуммеры) рожденные с 1997-го по 2012 год.
Рассмотрим внимательнее каждое поколение.
Поколение Х
Ключевая характеристика людей этого поколения — стремление к стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Отличительные особенности поколения X:
- Уверенно чувствуют себя на рынке труда, полностью самостоятельны, работают над созданием и развитием карьеры, оплачивают счета и налоги;
- Разделяют работу и личную жизнь. Представители поколения стараются найти баланс между двумя важнейшими аспектами жизни. Они также отдают предпочтение духовным ценностям, а не материальным;
- Стремятся к развитию не только в карьере, но и в личной жизни;
- Поколение стало свидетелем технологического прогресса;
- Люди, рожденные в этот период, устойчивы к современным тенденциям, но побудительной целью для них станет альтруизм.
Поколение Х на работе
Большинство иксов сейчас уже находится на руководящих должностях или на среднем уровне с перспективой скорейшего повышения. Они отлично справляются с наставнической работой и предпринимательской деятельностью.
Для представителей поколения Х важно ощущать единство с коллективом и следовать ценностям компании. Они обладают организаторскими способностями и могут справляться с высокой нагрузкой. Люди этого поколения являются независимыми и автономными, но в то же время они хорошо адаптируются к любым условиям.
Поколении X в России
Родители поколения Х оказались свидетелями ВОВ или появились после ее завершения, в трудное время для страны. 60-е и 80-е годы стали относительно спокойными, но детство иксов нельзя назвать беззаботным. Главное стремление их родителей — заработать деньги и обеспечить семью. Поэтому дети поколения Х рано стали самостоятельными, не получив должного родительского внимания. Зато, повзрослев, многие иксы стремятся максимально сблизиться со своими детьми.
Следующим испытанием для поколения Х стал распад Советского Союза. Последующий кризис и перестройка выработали в представителях поколения стойкость, силу духа и умение приспосабливаться к любым ситуациям.
Следующим испытанием для иксов стало внедрение в жизнь современных технологий. Для некоторых представителей поколения это оказалось сложно, но необходимо.
Поколение Y
Представители этого поколения — современные молодые и взрослые люди, которые сильно отличаются от своих предшественников. Миллениалы высоко образованы, обучаемы и технически подкованы. Они не бояться менять работу и стремятся как можно быстрее достичь успеха. Игреки отстаивают личную свободу и не бояться высказывать свое мнение.
Характерные особенности миллениалов:
- Представители поколения выросли в эпоху новых быстроразвивающихся технологий;
- Многие представители уже работают, но некоторые еще не закончили обучение;
- Для них важна онлайн-связь с миром;
- Оптимистично настроены на свою карьеру;
- Миллениалы уделяют время своему здоровью и постоянно ищут способы его улучшить;
- Игреки отличаются трудолюбием, амбициозностью и стремлением развивать свои профессиональные навыки.
Поколение Y на работе
Для поколения Y важно видеть на работе конечную цель, которую необходимо достичь лично или всей командой. Высокие амбиции представителей поколения позволяют им с легкостью достигать задуманного и постоянно расти.
При приеме на работу миллениала руководитель должен отбросить стереотипы и освободить разум, чтобы понять внутренние мотивы и профессиональные качества, которыми обладают игреки.
Миллениалы склонны работать в команде. Все их детство и юношество проходило с повышенным акцентом на командную работу. Поэтому в этой среде сотрудники Y смогут раскрыть весь свой потенциал.
Миллениалы в России
Поколение Y в России старается максимально дальше отойти от классического сценария жизни их родителей. Для них важно работать на себя, не рассчитывая на помощь государства. Многие миллениалы не пытаются как можно быстрее съехать от родителей, а наоборот задерживаются в семейном гнезде. Это позволяет им тратить время и средства только на свои потребности, а также осознанно подойти к выбору работы.
Миллениалы стремятся к постоянному саморазвитию и готовы учиться на протяжении всей жизни. Они с легкостью могут поменять сферу деятельности, если старое занятие больше не приносит им радость.
Зачастую детство миллениалов не отличалось изобилием игрушек и товаров в силу дефицита. Поэтому подросшие игреки с удовольствием тратят деньги на себя и совершают покупки под влиянием эмоций.
О создании семьи игреки начинают думать намного позже своих предшественников, рассматривая брак не как обязательство, а как один из возможных вариантов.
Поколение Z
Особенности представителей поколения Z:
- Представители пропагандируют равенство и толерантность в обществе;
- Поколение зет оптимистично смотрит на мир и амбициозно настроено на будущее;
- Выявление личных возможностей для них имеет важное значение, наряду с работой и комфортной рабочей атмосферой;
- Представители поколения Z постоянно онлайн;
- Их главное жизненное утверждение — нет ничего невозможного.
Поколение Z на работе
Представители поколения могут многое дать работодателям и компаниям, ведь они выросли в условиях активного внедрения новейших технологий. Зет следят за глобальными тенденциями и постоянно стремятся к саморазвитию.
Поколение Z ориентируется на комфортные условия, ощущение свободы и вдохновения. Представители не готовы к пятидневной монотонной работе и не готовы проводить весь день в офисе. Самый лучший формат работы для них — удаленно.
Поколение активно использует соцсети и любит оставаться на связи. Потенциальным руководителям стоит интегрировать соцсети в рабочий процесс, если они хотят привлечь молодых сотрудников.
Для Z важна корпоративная культура и возможность выделяться.
Зуммеры в России
Ученые считают, что зуммеры самое толерантное и оптимистичное поколение, так как выросли в наиболее благоприятных и стабильных условиях.
Представители поколения отличаются бережливостью и рационально относятся к потреблению. Они ответственно подходят к тратам и осознанно покупают товары.
Современное поколение постоянно стремится выделяться, пробовать новое и уникальное. Эмоции зуммеры ставят выше материальных ценностей. Стремятся, чтобы окружающие постоянно реагировали на них, и всеми силами привлекают внимание к собственной персоне. Но это не делает их зависимыми от чужого мнения, представители Z стремятся к всеобщей толерантности и равноправию.
Почему в разных источниках отличаются годы
Годы поколенческих периодов варьируются в зависимости от демографии и исторических событий. Крупные мировые происшествия по-разному могут отражаться на населении Земли. От этого меняются даты разделения поколений.
Например, в одной стране с высоким уровнем безработицы и низким уровнем экономики поколение миллениалов будет отличаться от того же поколения развитой страны с высокими жизненными показателями.
Применение теории в бизнесе
Если вы стремитесь создать идеальную рабочую команду, ориентируясь на теорию поколений, необходимо привлекать сотрудников разных поколений. Зная особые характеристики и навыки каждого поколения, вы сможете создать команду мечты. Так как у каждого поколения свой способ решения проблем, микс нескольких поколений в одной команде станет полезным, когда необходимо внедрить новые принципы работы или инновационные расширения.
Помните о различиях поколений. Например, представители Х не любят постоянный контроль и комментарии о своей работе, а зуммеры хотят получить моментальную обратную связь.