Торговля предметами искусства: как преуспеть в этом сложном деле
Искусство покупали всегда, а вкладывать в него деньги стало занятием более прибыльным, чем торговать океанскими яхтами. Арт-инвестиции называют чуть ли не самым доходным финансовым инструментом, приносящим, говорят, до 1000% годовых. В отличие от яхт или даже обычных автомобилей, которые уже через год после покупки дешевеют почти на треть, художественные ценности с годами, наоборот, только дорожают.
Справедливости ради надо отметить, что обычный рост составляет процентов 10 в год. И только в случае какого-нибудь ажиотажа цены взлетают на 50-100, ну иногда 200%. Так случилось, к примеру, с Энди Уорхолом, питавшимся по бедности исключительно консервированным супом «Кэмпбелл». После этого, от нечего делать, Уорхол нарисовал банки из-под него. Потом вдруг поп-арт превратился в глобальное художественное направление, а сейчас это просто модно.
Высокие проценты обусловлены факторами конъюнктуры или раритетности. Например, внезапно появляется мода на авангард, и все срочно скупают Кандинского. Или, скажем, какой-нибудь величайший художник современности покидает этот мир. Тогда все бросаются на оставшееся после него художественное наследие, поскольку количество его работ уже никогда не увеличится.
Прежде всего не кидайтесь на первую попавшуюся картину и не старайтесь потом впарить ее втридорога. Надо уяснить, что арт-рынок имеет жесткую структуру и вливаться в него стоит, только четко понимая свое место.
Дилер
Стать арт-дилером — проще простого. Для этого не требуется никаких финансовых вложений. Зато роль дилера на рынке фактически самая главная. Даже великие императоры и президенты подчас были не в состоянии совершить ответственную покупку на аукционах и прибегали к услугам специалистов.
Арт-дилер — посредник между продавцами и покупателями на рынке художественных ценностей. Как правило, специализируется в какой-то определенной области искусства, обладает связями с клиентами, художниками и галеристами. Имеет от 7 до 20% от сделки. Главное — понимать конъюнктуру и динамику рынка и вовремя дать нужный совет нужному человеку. Со временем арт-дилеры и сами становятся коллекционерами, покупают для себя, впрок, открывают галереи и сами формируют рынок.
Почем дрова
Лучше всего иметь дело с работами признанных мастеров. Например, картины Ивана Константиновича Айвазовского, который так долго жил на море, что мог рисовать волны не выходя из спальни, являются одними из самых востребованных в мире. Впрочем, имейте в виду, что за 100 лет после его смерти подделок под Айвазовского создано в несколько раз больше, чем сам он успел написать за всю свою сознательную жизнь. Поэтому перед тем, как покупать шедевр, проверьте его подлинность.
Никто не смог превзойти Ивана Ивановича Шишкина (картины которого в среде арт-дилеров называют «дрова») в изображении русского леса. Хотя от опытного искусствоведа не ускользнет едва уловимое сходство его полотен с картинами швейцарского пейзажиста Калама, работы которого Шишкин копировал, будучи студентом Академии художеств.
Еще хорошо идет советская живопись 40-60-х годов прошлого века. Госструктуры, имеющие выход на внешний рынок, предпочитают современное искусство, крупные корпорации интересуются XVIII веком и абстракцией типа Поллока, а дочери банкиров и ветреные звезды Инстаграма (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) любят украшать свои спальни картинами Такаши Мураками. Еще есть множество государственных мужей, а также представителей деловых и политических кругов, которые не прочь увековечить себя в образе служителей Отечеству. Никас Сафронов как-то сказал, что чиновники — «самые капризные заказчики, но зато они очень любят позировать». И вы можете помочь обеим сторонам — во-первых, крупному политическому деятелю, который стесняется признать, что хочет заполучить собственный портрет. Во-вторых, талантливому художнику — найти выгодный заказ.
Настоящий арт-дилер не стоит с полотнами в торговых рядах на ярмарке в Измайлово. Его задача — войти в дверь к тому человеку, которого действительно интересует его предложение. Экспертизу картины можно сделать в Третьяковской галерее, Пушкинском музее, Всероссийском научно-реставрационном центре им. Грабаря, Институте реставрации, Эрмитаже и Русском музее.
Арт-проект
Первый шаг в налаживании контакта с будущим покупателем — экспозиция. Как известно, художники любят выставляться к месту и не к месту. Ваша задача — внести в этот процесс рациональное зерно: необходимо актуализировать концепцию будущей выставки, чтобы привлечь клиента. Этим на практике занимается куратор проекта. Куратор — главный инициатор, соавтор и организатор художественного проекта, который соединяет в одном месте художественные ценности, финансы и зрителей. Часть из этих самых зрителей становится потенциальными покупателями.
Но сначала вы должны отыскать дюжину картин, которые впоследствии станут шедеврами. Конечно, тут нужно проявить профессиональное чутье, но это не самое сложное. Во всяком случае, не сложнее, чем обеспечить последующее финансирование проекта. Кульминацией всего проекта должна стать даже не покупка какого-нибудь отдельного холста, а положительная реакция публики и прессы, а также заинтересованность в дальнейшем продвижении. Ваша задача — максимально раскрутить художников через выставки и международные ярмарки. Сначала художник работает на имя, потом имя работает на художника и его дилера.
Галерист
Галерист — владелец собственной галереи. Выставляет в ней художников по своему усмотрению. Как правило, заключает контракты с несколькими из них, обеспечивает им PR, позитивную критику и клиентов. Бизнес делает за счет разницы между стоимостью картины, так сказать, «со склада» и ее цены после соответствующего промоушена.
Ни один уважающий себя галерист никогда не признается, что бизнес его процветает. И это чистая правда, поскольку держать галерею в принципе занятие убыточное. Уйма денег уходит на аренду помещения, свет, охрану, зарплату персоналу. Сами картины продаются крайне медленно. Но раскрутиться можно, если не торговать картинами, а продавать себя.
Если уж открывать галерею, то лучше всего сразу покупать шоурум в центре, как Гари Татинцян, который открыл свое заведение через дорогу от Кремля. Потом, конечно, стоит заявить о себе в художественном мире — привезти, например, Карима Рашида или Нормана Фостера. Ну а затем уже заводить и двигать своих художников. В одной только Москве сотни галерей, но все они остаются в тени, а на самом деле известных выставочных площадок с мировым уровнем — не более 10-15. Картина, попавшая туда, гарантированно будет замечена художественной тусовкой.
И с этого момента начнется ее счастливое продвижение по экспозициям, странам и континентам до тех пор, пока путь не увенчается выгодной продажей на каком-нибудь аукционе. Знаменитый арт-дилер и галерист Лео Кастелли первым начал платить стипендии художникам за то, чтобы те не уходили к другим галеристам, открыл Энди Уорхола и Роберта Раушенберга и фактически стал одним из основателей поп-арта и концептуализма.
Арт-инвестиции
Модное направление в финансовой сфере. Вы можете неплохо заработать, скупая отдельные картины какого-либо художника, как если бы это были акции компаний. Чем больше у вас будет картин, тем больше ваш пакет акций, а цена на него значительно выше, чем сумма от продажи каждой работы по отдельности.
Самый доступный способ — покупка работ современных российских авторов. Для начала соберите с десяток картин. Важно, чтобы они вам самому понравились. Первичные вложения составят $20 000-50 000. Посмотрите, как будет меняться ситуация вокруг автора. Коллекция реально подорожает, если другие работы вашего художника вдруг попадут в Эрмитаж или Лувр. Или кто-нибудь из действующих президентов купит что-нибудь для своей загородной резиденции.
Самый надежный вариант — вложения в мировые шедевры. Стоимость одной картины в этом случае — сотни тысяч, всей коллекции — сотни миллионов. Но и проблем возникает намного больше — страховка, охрана и специальный климатический режим хранения. Создают такие коллекции не для продажи, а для поддержки имиджа или для обеспечения потомков.
Российский арт-рынок разогрет как никогда, и в ближайшее время будет бурно развиваться. Количество дорогой недвижимости умножается, а владельцы особняков класса де-люкс просто мечтают украсить стены своих домов настоящим искусством. И тут им понадобится помощь специалиста. Эксперты прогнозируют, что цены будут расти на российское современное искусство, так как сейчас это самый дешевый сегмент рынка. В цене окажется также русская академическая школа — от передвижников до соцреализма 1960-80-х годов. Так как вещей того времени на рынке становится все меньше, дефицит начнет восполняться работами новых реалистов.
«Знак доллара» Энди Уорхола, который не упускал случая помочиться на свои произведения и всю жизнь мечтал купить какую-нибудь безделушку за 5 баксов, чтобы продать ее за миллионы, ушел с аукциона Christie’s за $4,5 млн.
Джексон Поллок любил расплескать краски по разложенному на полу холсту, а потом хорошенько отстегать получившуюся картину плеткой. Так рождались шедевры абстрактного экспрессионизма. Самая дорогая из его работ — «Номер 12» — продана на аукционе Christie’s за $11,7