Чем занимались юннаты в СССР и какими знаниями удивили бы современных детей?
Кто такие юннаты?
Юннаты... так сокращенно называли юных натуралистов, детей в возрасте от 5 до 15 лет, которые посещали внеклассные кружки по изучению природы и естественных наук.
Чем занимались юннаты?
Юннаты наблюдали за природой (растениями и животными), отмечали и подробно документировали особенности развития тех или иных видов. Они помогали совхозам, засаживали деревьями и цветами школьные дворы или придомовую территорию, помогали очищать лес, собирали гербарии (коллекции засушенных растений).
Чему еще учили юннатов:
- сажать, выращивать и размножать ценные для сельского хозяйства растения;
- различать сорта растений, определять пригодные для них сельскохозяйственные и климатические условия;
- работать с ценными дикорастущими растениями или выводить новые сорта.
Постепенно юннаты стали самым настоящим движением в стране. У них даже были свои «заповеди».
Главные заповеди юнната:
- Наблюдай все, что есть вокруг тебя в природе.
- Все свои наблюдения записывай; что возможно – зарисовывай.
- При записи точно обозначай место, время и условия наблюдения.
- Будь беспристрастен и правдив в описании наблюдений.
- Отмечай только такие наблюдения, в правдивости которых не сомневаешься.
- Не делай поспешных выводов и заключений из своих наблюдений, не проверив их многократным повторением и, если возможно, тщательно поставленным опытом.
- Сообщай все наблюдения в свой кружок и на станцию юных натуралистов, чтобы они принесли пользу в общей работе.
- В конце каждого месяца отмечай все перемены, происшедшие в природе за это время.
Какой была первая станция юннатов?
Своеобразными базами для детей, желающих изучать природу, стали станции юных натуралистов. Они входили в систему Министерства просвещения и могли включать в себя сразу несколько разных кружков (и летние лагери).
Первая такая станция открылась еще в 1918 году в парке «Сокольники». На ее месте сегодня работает Федеральный детский эколого-биологический центр.
Кого приглашали и сколько это стоило?
Согласно афише первой станции, в «Сокольники» приглашали детей рабочих всех возрастов (школьников и рабочую молодежь, которые любят природу). В афише значилось, что практиканты станции будут наблюдать над жизнью пчел, птиц, рыб и прочих животных, а также проводить опыты над растениями. Принимали туда бесплатно, но места, естественно, были ограничены.
Зачем это было нужно?
Станции начинали с экскурсий, участники которых потом возвращались за новыми впечатлениями. Так постепенно практикантов становилось все больше, станции множились, распространяясь далеко за пределы Москвы. К 1975 году по всему Союзу работало 500 таких станций.
Что такого юннаты знали о природе?*
- в поисках пропитания белки могут мигрировать, причем передвигаются они массово, сплошным фронтом до 300 км и со скоростью 4 км\ч;
- у бурого медведя прекрасный нюх и зрение, но слышит он хуже, чем собака;
- кукуруза хорошо переносит недостаток влаги в первой половине лета, во время посадки, но ей нужно особенно много воды во время цветения и налива зерна;
- кроме распространенных медицинских пиявок (питающихся кровью) существуют также пиявки-хищники, которые питаются, как змеи, заглатывая добычу;
- водоросль хлорелла (она встречается в пресных водоемах и в морях) может служить источником кислорода в любом замкнутом пространстве (даже в кабине космического корабля), а также ее можно использовать для биологической очистки сточных вод.
* Факты о животных и растениях из советского «Энциклопедического словаря юного натуралиста».