Как научить ребенка быть финансово самостоятельным
Навыки дошкольников
Не такие они уже и малыши! Дошкольник в 4-5 лет уже способен выполнять несложные поручения. Когда у него есть обязанности, он растет в своих собственных глазах. Рядом со словами «я – сам» появляются: «я способен, я умею». Мальчики и девочки 6-7 лет могут принимать участие и в финансовых семейных вопросах. В этом возрасте уже можно начинать знакомство с деньгами. Не забывайте, что ребенку проще всё проходить через опыт «пощупать и потрогать руками». Расскажите, что деньги бывают бумажными и металлическими, какого номинала бывают купюры и что на них изображено и почему, объясните, что такое водяные знаки. Сходите с ребенком в магазин, поручите ему выбрать какую-то вещь и оплатить ее самостоятельно. На наглядном примере ребенку будет проще понять, что такое «дорого», «дешево», «можем себе позволить». К семи годам детям можно рассказать о том, что деньги могут храниться не только в кошельке, но и на банковской карте.
К 6-7 годам ребенок:
- Имеет представление о том, для чего нужны деньги.
- Понимает, что продукты не просто так появляются в холодильнике, а вещи – в шкафу: их покупают в магазине.
- Выполняет элементарные поручения – накрыть на стол, вынести мусор.
- Может выбирать для себя одежду в зависимости от ситуации, знает, что надевают на улицу, а что, когда ложишься спать.
- Умеет расстегивать и застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно складывать или вешать одежду.
- Способен оценить свой внешний вид – понимает, насколько он опрятно выглядит.
- Знает правила гигиены, что нужно умываться и мыть руки после улицы и перед едой, чистить зубы утром и вечером.
- Умеет пользоваться столовыми приборами и посудой, правильно держать в руке карандаш, ручку или фломастер.
- Имеет элементарные представления об уборке, может прибирать за собой игрушки, застелить постель.
- Знает свое имя, как зовут близких родственников и их профессии.
- Может выучить свой домашний адрес.
- Способен понимать эмоции другого человека по интонации, мимике, голосу.
- Если включается в игру, то готов соблюдать обозначенные правила.
7-10 лет
В этом возрасте важно, чтобы ребенок хотел быть самостоятельным. И задача родителей – этому всячески содействовать. Для развития финансовой самостоятельности можно начать выдавать деньги на карманные расходы. Сколько? Это зависит от семейного бюджета и от того, насколько далеко вы можете «отпустить» ребенка от себя. Ведь деньги – это возможности. Рассказывайте детям о навыках сбережения и накопления, о разумности трат. Научите их считать деньги, определять их номинал. Расскажите о том, что существуют такие организации – банки, где «живут» деньги, и как они работают. Если вы планируете открыть ребенку карту, поговорите с ним, как аккуратно вести безналичные расчеты, как можно копить деньги и вести их учет.
В этом возрасте ребенок:
- Ходит в магазин за мелкими покупками по поручению родителей (например, за молоком и хлебом), умеет расплачиваться на кассе.
- Понимает, что такое копить и зачем это нужно. Возможно, уже имеет опыт накопления.
- Сам собирает портфель или сумку в школу и на дополнительные занятия.
- Знает, что подарки дарят не только взрослые детям, но и наоборот. Сам решает, кому и как делать презенты.
- Умеет выбирать одежду по погоде.
- Поддерживает самостоятельно порядок в своей комнате.
- Способен дежурить по квартире – помыть пол, пропылесосить или подмести, погладить самые простые вещи.
- Может убрать за собой, если, например, что-то уронил или пролил.
- Умеет мыть посуду руками.
- Умеет приготовить простые блюда – отварить сосиски и яйца, сделать бутерброд, может разогреть еду в СВЧ-печи или на плите и др.
- Ухаживает за растениями и домашними питомцами.
- Имеет элементарные представления о взаимовыручке – может одолжить у сверстников ручку или книгу. Предлагает помощь сам, если чувствует, что другому это необходимо.
- Может объяснить, почему с кем-то из сверстников хочет общаться, а с кем-то нет.
- Может принести извинения, когда видит, что кто-то пострадал или расстроился из-за его действий.
- Не стесняется обратиться за помощью к взрослому, если не справляется сам.
- Знает, что такое здоровая и вредная еда.
10-12 лет
Дети в этом возрасте уже понимают, почему нужно более аккуратно относиться к вещам: слова «бережливость», «траты», «накопления» для них получают осмысленное значение. Им можно объяснить, что такое «кредит», «взять/дать в долг», «кешбэк», «дебетовая карта», «финансовые обязательства». Если ребенок хочет получить какой-то дорогостоящий предмет, например, телефон, поговорите с ним, как этого можно добиться: на чем экономить, как заработать (например, помогать за гонорар – выгулять собаку соседа или помыть папе автомобиль) или накопить. В плане накоплений удобна банковская карта с кешбэком. Решив для себя, что бонусы точно не трогаешь, через некоторое время незаметно скопится не такая маленькая сумма.
В 10-12 лет ребенок:
- Относится к деньгам не просто как к бумажкам, понимает, что деньги могут быть не только в виде купюр и монет, но и электронными – на счету в банке.
- Имеет представление о возможности покупок онлайн.
- Самостоятельно ходит в магазин со списком, но может что-то покупать для себя и самостоятельно. Можно уже начать обращать внимание ребенка на качество продуктов и рассказывать, как их правильно выбирать.
- Следит за своими личными вещами, например, за «сменкой» в школе, ключами.
- Сам добирается до школы, если она находится в шаговой доступности от дома.
- Полностью следит за порядком в своей комнате, начиная от смены постельного белья и заканчивая разборкой «медвежьих» углов.
- Способен убираться в квартире, а не только в своей комнате.
- Если ребенок любит устраивать встречи с друзьями, приобщайте его к организации. Это, кстати, отличный повод подтянуть знания о семейном бюджете: что можно себе позволить купить, а на чем можно и сэкономить!
- Может помогать младшим братьям и сестрам делать уроки, на пару часов подменить родителей – поиграть, покормить, почитать книжки малышам (при условии, что взрослый поставил четкие задачи и оговорил ограничения).
- Способен готовить блюда средней сложности, использовать бытовую технику (миксер, блендер) и духовку.
- Может обращать внимание взрослых на появляющиеся поломки или неисправности в доме и иногда даже помогать родителям исправлять их.
- Приглашая гостей, придумывает игры, подходящие для взаимодействия всех.
- Понимает, что люди бывают разные, способен принимать другого человека, не похожего на себя.
- Умеет различать виды конфликтных ситуаций и пробовать разные стратегии их разрешения.
- Умеет замечать эмоциональное самочувствие сверстника, слушать и слышать его.
13-14 лет
Самостоятельность подростка во многом зависит от действий родителей. Если вы чрезмерно опекаете его, он и в этом возрасте, и старше будет зависимым от вас. В 14 лет дети уже получают паспорт и должны понимать, что за все свои поступки и их последствия в первую очередь отвечают они сами, круг обязанностей по дому у них усложняется. С 14-летнего возраста, согласно Гражданскому кодексу РФ, на ребенка распространяется авторское право. Он может изобретать, писать, рисовать и заниматься любой иной интеллектуальной деятельностью в качестве правообладателя. Банковская карта в 13-14 лет – отличный способ помочь быть самостоятельным и принимать решения самому. К тому же в это время подростки считают крутым иметь карту, делать покупки в интернет-магазинах и оплачивать товары и услуги онлайн. И если у ребенка к этому возрасту карты еще нет, стоит подумать о ее оформлении.
В 13-14 лет дети способны:
- Рассчитывать свои траты.
- Знать о возможностях безналичных расчетов.
- Иметь представление о безопасности покупок онлайн.
- Понимать, как работают банковские карты.
- Сформировать представление о более сложных банковских понятиях – что такое ценные бумаги и инвестиции.
- Отвечать за свои поступки и последствия.
- Понимать свои реальные возможности.
- Ориентироваться в городе или хотя бы в своем районе, перемещаться по нему пешком или на общественном транспорте.
- Распределять свое время так, чтобы его хватало на все и без цейтнота.
- Выполнять самостоятельно домашние задания.
- Готовить блюда «со звездочкой».
- Помогать взрослым в решении бытовых вопросов – оплатить квитанцию, получить посылку на почте. Можно назначить подростка главным по молочным продуктам, хлебу или овощам.
- Выделять для себя ценности в дружбе и близких отношениях, уметь сохранять дружбу и отношения в позиции «равных».
- Выбирать самостоятельно кружки и занятия, исходя из своих интересов.